Больше рецензий
27 апреля 2023 г. 11:09
502
5 Психологический портрет героя.
РецензияЭто произведение, поистине, можно назвать жемчужиной русской литературы. Яркое, запоминающееся и уникальное в своём роде. Уникальность его в том, что роман состоит из отдельных повестей, не имеющих хронологической последовательности, и могут быть прочитаны как вполне самостоятельные произведения. Единственно, что их объединяет – это центральный персонаж, Григорий Печорин (спорная личность ибо до сих пор читатели разбирают его по косточкам). В каждой повести он предстаёт в новом ракурсе, а в целом – это сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. Поэтому целесообразнее читать роман не отдельными частями, а целиком и полностью.
Последний раз я читала роман ещё в школе, а это уже приличное количество лет назад, и сегодня, с позиции прожитых лет, я могу сказать, что это очень психологическое чтение, человеческие души и их мотивы описаны поразительно тонко и правдоподобно.
Именно в первой части посредством двух рассказчиков, Максима Максимыча и молодого офицера-повествователя, мы создаём в своём воображении образ главного героя. Действительно, кто о нас лучше всего расскажет, как не те, кто рядом с нами (соседи всегда знают о тебе больше, чем ты сам о себе). Максим Максимыч увидел в Печорине противоречивость и сложность. По его мнению, Печорин – холодный, замкнутый человек, повинующийся своим мимолётным желаниям и страстям. Он совершенно равнодушен к людям, не считается с общепринятой моралью. Люди для него – объект эгоистических «экспериментов». Человек храбрый и решительный, но в то же время слишком впечатлительный и нервный. Таков итог наблюдений Максима Максимыча. Но стоит ли полагаться на мнение другого человека? Ведь, как известно, люди субъективны в своих суждениях и оценивают человека только с позиции своего жизненного опыта. Поэтому Лермонтов вводит независимого рассказчика – молодого офицера, следующего к месту службы. И здесь очень интересен психологический портрет Печорина. Я бы назвала вторую повесть романа методичкой по невербальной информации, дающей психологическую характеристику человеку: признак некоторой скрытности характера – отсутствие жестикуляции (Печорин «никогда не размахивал руками»); нервическая слабость – положение всего тела («когда Печорин опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки»); злой нрав – не смеющиеся глаза, когда человек смеётся. В то же время у Печорина были привычки порядочного человека, о чем свидетельствует чистое бельё, маленькая аристократическая ручка и наивная детская улыбка. Ах, если бы мы все могли читать по лицам, разве попались бы мы на крючок к Печорину?
Во второй части романа Лермонтов переходит к прямому психологическому изображению своего героя. И я бы назвала Михаила Юрьевича родоначальником такого направления в науке как психоанализ, а именно самоанализ. По крайней мере, я такого не встречала у классиков, а, может, не помню. Здесь и исповедь, и пережитые мысли и чувства, размышления и переживания, и «эксперименты» над самим собой и другими людьми. Искреннее признание Печорина в противоречивости характера, зависти, в неспособности к дружбе и любви вызывает некоторое уважение к герою, но ведь люди не игрушки, чтобы над ними «экспериментировать. Есть люди, которые способны дружить и любить, а есть люди, которые позволяют с собой дружить и себя любить. Именно к последней категории людей я и отношу Печорина. И уж, простите, я не верю в то, что Григорий Печорин «иногда себя презирает» и ему «самому порядочно скучно» и он готов умереть хоть завтра. Человек, для которого жизнь потеряла ценность, не будет на дуэли подгибать коленочку и чуть наклонять корпус вперёд, дабы, если его немного заденут, не свалиться в пропасть…
И в заключении хочу сказать, что этот роман не имеет временных и индивидуальных рамок. Лермонтов даёт полную свободу читателю: кто бы и когда бы не читал этот роман, он всегда может нарисовать свой, особенный, психологический портрет героя…
Прочитано в Игре в классики