Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

7 января 2023 г. 23:48

12K

5 Секстет

Довольно занятный постмодернистский роман. К постмодернизму отношусь с осторожностью, но вот это мне понравилось. Текст очень плотный, ну прям как будто не 700 стр. прочитала, а 3 раза по 700. Такое ощущение приходит, видимо, потому, что здесь 6 слоёв, 6 историй, 6 произведений в одном, и в разных жанрах, иногда ещё и смешанных. Много отсылок, аллюзий, метафор, языковых стилей, и повсюду разбросаны ненавязчивые такие, вылавливаемые при внимательном чтении, тонкие взаимосвязи между частями. Кроме того, каждая из 6 частей подаётся двумя порциями.

Итак, 6 историй, на первый приблизительный взгляд, вообще, разных.

1. История с американским нотариусом Адамом Юингом, в 1850 году приехавшим по своим профессиональным делам в Австралию, но вот с обратным рейсом вышла задержка в несколько недель, так как на одном из близлежащих Чатемских островов корабль простоял на ремонте. Юинг ведёт дневник, где описывает всё, что узнаёт о жизни аборигенов и белых колонистах, свои размышления и впечатления. Жанр – дневник, путевые заметки, этнографические, природные, исторические данные, рассуждения о колонизации европейцев, о племенах аборигенов, о жизни миссионеров. Стиль повествования – классический. Когда корабль готов к отплытию, и Юинг ступает на борт в качестве пассажира и отправляется домой в Америку, это будет ещё и «морской роман». Антиколониальный пафос и рассуждения напомнят классические романы Жюля Верна и Майн Рида.

2. Вторая история происходит в 1931 году с молодым англичанином Робертом Фробишером, музыкально одарённым, богемным, беспечным в практической жизни, но тонко чувствующим юношей. Судьба заносит его в Бельгию и там, поселившись в замке старого больного аристократа-композитора, он в замковой библиотеке находит старое потрёпанное издание дневников Юинга и с интересом читает его. Фробишер пишет пространные подробные письма своему другу Сиксмиту в Англию. По стилю эта история – эпистолярный роман, по жанру – близко к плутовскому роману, а его вторая половина наводит на мысль об экзистенциализме, и к читателю приходит настойчивая отсылка к «Вертеру» Гёте.

3. Теперь переносимся в 1975 год, молодая журналистка Луиза Рей в Калифорнии собирает разоблачительный материал о проекте строительства там атомной электростанции. Она стремится встретиться с пожилым учёным – англичанином, который единственный из 12 приглашённых экспертов не поддался подкупам и угрозам всесильной промышленной корпорации и составил честный отчёт об опасности обсуждаемого проекта. Этот англичанин – тот самый Сиксмит, который хранит до сих пор и перечитывает пожелтевшие письма Фробишера. Теперь он пожилой человек, он стал известным авторитетным в мире учёным-атомщиком. Луизе не удалось с ним встретиться, но к ней в руки попадает копия его сенсационного отчёта. Написана эта часть совершенно в ином стиле, я бы сказала, это триллер с социально-политическим уклоном. Повествование ведётся от третьего лица, первая половина – экшн, вторая и вовсе – крутой боевик, но между строк мне всё время мерещилась ирония над ставшим уже тривиальным жанром и много раз рассказанной подобной истории в кино или литературе. Особенно вспоминаются многочисленные популярные в 1970х фильмы триллеры-политические разоблачения с крутым героем-одиночкой, борющимся за правду.

4. Миллениум, настоящее время относительно написания романа (книга вышла в 2004). История пожилого издателя Тимоти Кавендиша, который всю жизнь звёзд с неба не хватал, ни шатко, ни валко двигал свой бизнес, занимался издательской и редакторской деятельностью. И тут неожиданно он вляпывается в историю с гангстерами, которая началась с того, что один из них собрался у него издать свои мемуары. Кроме того, некий отправитель присылает Кавендишу исследование Луизы Рей о калифорнийской коррупционной корпорации, что и протягивает связь с предыдущей историей. По жанру эта часть вроде бы – криминальный роман, но с таким сарказмом, что похоже на пародию на криминальный роман. Вторая половина истории и вовсе «чёрная комедия», изобилует разными кинематографическими отсылками, главная из которых - «Полёт над гнездом кукушки». Всё выдержано в лучших традициях чёрных криминальных комедий 90-х с невероятным хеппи-эндом.

5. Будущее. По жанру я отнесла эту часть к антиутопии. Плюс чуточку безнадёги, и чуть боевика. И она пострашнее трёх главных классических антиутопий – «451 градус по Фаренгейту», «О дивный новый мир» и «Мы». Здесь главную героиню даже зовут Сонми-451. Цифра нам ясно намекает на классический шедевр Бредбери. Итак, в будущем общество потребления достигло пика, миром правит корпократия, намётки которой мы видели, как зарождались в 1970-х в предыдущей части. Суть обрисованного мира такова, что люди, их называют «чистокровными», производят клонов для выполнения черновых работ, для обслуги. Так, Сонми-451 работает в ресторане прислугой. Естественно, все клоны под иерархическим строгим контролем. Их жизнь – работа, сон и потребление Мыла (Привет, Хаксли!) Для клонов крайне недопустимо – интерес к внешнему миру, развитие интеллекта, отклонения в стандарте поведения. Считается, что у клонов отсутствует душа (Привет, Замятин!) Эта история написана в виде допроса или интервью, в котором Сонми -451 задают вопросы, а она рассказывает о жизни клонов, о порядках и обычаях общества, о себе, о своём пробуждении интеллекта и чувств. Во второй половине этой части к жанру антиутопии примешиваются приключения.

6. Шестая история – постапокалипсис. Ещё более далёкое будущее. Цивилизация рухнула. Где-то остались её осколки, а на территории южных островов живут дикари, позабывшие всю достигнутую ранее материальную и духовную культуру, у них остались смутные образы, которые запечатлелись в коллективной памяти и преобразовались в мифы. Например, им известно слово Сонми – так зовётся их богиня. Здесь прямо на память приходит повесть Джека Лондона «Алая чума». И вот к этим козопасам прибывает посланец цивилизации – её зовут Мероним, с целью изучить живущих там людей на предмет возможности передать им знания, ведь людей в цивилизации осталось очень немного по численности, а аборигены многочисленны. Она сумела дружелюбием завоевать симпатию молодого аборигена Закри, и однажды он в вещах Мероним находит оризон (это такой гаджет) и видит запись интервью Сонми-451,где она рассказывает свою историю. Мероним и Закри спасаются от кровожадного племени конов, что разбавляет повествование приключениями. Стиль этой части тоже отличается своеобразием, оно ведётся от имени Закри, но его действия перемешиваются с его мыслями и словами, которые он произносит вслух и изобилуют слэнгом.

Связующей идеей всех шести частей является идея реинкарнации, читателю определённо даётся понять, что главный герой каждой части романа – это одна и та же Душа. Также можно заметить идею «вечного возвращения», примитив-развитие-пик цивилизации-спад-крушение до состояния дикости. И так бесконечно по кругу. Географически тоже описывается круг – Австралия – Европа (Англия, Бельгия) -Америка-Азия (Часть с антиутопией происходит в Корее)-острова. Африки, правда, не было.

Ах, да, Облачный атлас! Изменчивое облако похоже на человеческую душу. И ещё - «Облачный атлас» - так назвал свой музыкальный шедевр Роберт Фробишер, сочинение которого он завершил в конце своей короткой жизни. Это секстет, то есть произведение для шести исполнителей, шести инструментов, и в этом, наверное, тоже есть свой символ в романе – каждый инструмент ведёт свою партию, так же, как ведёт её каждый из главных героев шести слоёв этого романа.