Больше рецензий
11 декабря 2022 г. 22:24
126
4
РецензияЭто второй прочитанный мною роман легендарного детективщика-криминальщика Джима Томпсона, после весьма винрарного "Убийца во мне" (также винрарно экранизированного). И должен заметить, что в этой книжке многое перекликается с той – как сюжетно, так и по атмосфере, и по части повествовательных приемов. Что отнюдь не делает ее хуже, впрочем – будем считать, что это некий авторский почерк. Издавалась она на русском языке дважды, также под названием «Кромешная ночь».
В маленький городок Пирдейл штата Нью-Йорк приезжает студент Карл Бигелоу, намеренный получать образование в местном захолустным колледже, а жить в покосившемся и ветхом доме-пансионе неподалеку. Никто не знает, что на самом деле он существенно старше, чем выглядит, и никакой он не Карл, и не Бигелоу, и не студент - а беспощадный наемный убийца Чарли «Малыш» Биггер, которому поручено ликвидировать важного свидетеля, какого-то отошедшего от дел гангстера. Причем по возможности незаметно, чтобы криминальный след в этой смерти не смогли заподозрить. Собственно, к нему в дом киллер и заселяется под чужой личиной. Вскоре столкнувшись с целым рядом интересных персонажей, среди которых молодая привлекательная жена будущего покойника, их зашуганная кроткая горничная с инвалидностью, сообразительный пожилой владелец пекарни, и местный шериф со своей супругой. Постепенно втираясь в доверие к этим людям и действуя по обстановке, преступник планирует свои дальнейшие действия. Но вот какими эти действия будут – большой вопрос, ведь есть мнение, что наниматели решили сыграть с героем не совсем честно...
Книжка короткая, очень динамичная и вместе с тем психологичная. Не для слабонервных, хочу заметить – хотя никакой прям особой жести в ней нет. Но, как и творчество Томпсона в целом, преисполнена аморальности, порочности, непредсказуемых жестоких поступков. Не только главный герой, но и вся галерея действующих лиц, которыми нас очень быстро знакомят – люди не самых высоких моральных качеств (за редким исключением). Мотивы у них у всех подозрительны, а совершаемые ими деяния весьма сомнительны. Повествование ведется от первого лица, как своеобразный «мысленный дневник», и очень круто погружает читателя во внутренний мир и мыслительный процесс крайне неприятного человека, который вместе с тем вскоре начинает вызывать сочувствие. Не успеваешь оглянуться, как уже начинаешь болеть за этого подонка, и желать, чтобы все у него получилось, и удалось уйти как от полиции, так и от нанимателей и недоброжелателей. Удастся или нет – я не скажу, но замечу, что финал у книжки весьма психоделичен (и рассказан в стиле «поток сознания»). Трактовать его можно по-разному, конечно, как буквально, так и метафорически.