Больше рецензий
16 ноября 2022 г. 20:23
275
5
РецензияА. Лиханов "Невинные тайны".
Вечный Альберт Лиханов....
Любые произведения писателя-педагога пронизаны болью за Детство. Каждый ребенок, как цветок, вызревает в эссе, повести, рассказе, романе Лиханова. Ни одна судьба героя не ускользает от взгляда автора Его интересует развитие характера мальчишек и девчонок, взрослых. Лиханов прям, жёстко говорит по отношению к тем, кто по определению обязан щадить каждую неокрепшую душу, при этом воспитывать её, направлять к добру.
Огромное количество произведений Лиханова о детстве без родителей. Тут писатель втройне суров к беззаконию, подлости взрослых. Его резкость всегда оправдана.
Паша на два года "бежал" вожатым в летний пионерлагерь. Быть там для него-счастье. Забыться от ужасов войны- счастье. Дети, уезжая, пишут ему письма. Он честно говорит, что отвечать не будет, но они продолжают писать, плачут, расставаясь. Разные мальчишки и девчонки прошли с Пашей месяцы его вожатства. Необычная смена-дети из интернатов-во всём перевернула судьбу Пима, то есть Павла Ильича Метелина.
Паша не такой, как другие вожатые. Лиханов раскрывает его мечущуюся душу. Душу фронтовика. Он говорит не вслух о себе: "...органчик, в 25, 30 лет стимулирующий пионера, этакий мордоворот в коротеньких штанишках, с галстуком на груди и оптимистической дурацкой физиономией..." Он понимает, не являясь педагогом или психологом по образованию, что криком, силой не тронуть детской души. Его кличка среди коллег "комиссар полиции нравов" не оскорбляет его. Он всегда яростно "бросается на детских распекаев", но слова его уходят в никуда. С одной стороны, Паша вовсю стремится помочь детям. С другой, осознаёт "... незнание очень даже часто легче знания, и, напротив того, узнавание дотоле неизвестного, влекущего своей таинственностью....оборачивается тягучей тоской, нерадостью..." Как же поступать: знать о судьбах детей или работать "с чистого листа"?
История с Женей меняет Пима.
Женя Егоренков привлекает к себе спокойствием, выдержкой, умением находить контакт с каждым.
В семье Жени царит "холодная" обстановка. Называя маму "ма", отца-"ГДК- генеральный директор комбината" или "ОБЧ- очень большой человек", Женя сознательно подчеркивает их отчуждённость. Он чувствует, что вкусы, приоритеты, мир родителей вовсе не те, какими должны быть. Лощёную обстановку дома, для него, позднего ребёнка, он принимает. По-иному невозможно: они так любят, так живут. Но внутренне бежит созданного ими. "Ма" получает кличку Патрикеевна, то есть Пат. Она держит в руках весь дом. С каждым тактична, мила, знает, как уговорить мужа на что-то.
Лишь бабушка иная. Женя с удовольствием бывает в ее уютной дальней комнате, "оазисе". Там нет современной мебели, "блеска и лоска", что так ценят родители. Здесь всё "домотканное, из разноцветных лоскутков, весёлый коврик перед кроватью..." С "бабуленцией", Настасьей Макаровой, ему уютно, душевно. Лиханов подчёркивает,что бабушка много раз перечитывала самую свою толстую книгу Шукшина. "Он совестно пишет. Уважительно. Деревенский, видать. Наш...",- говорит она о писателе. Сама родом из деревни, принимает простоту мира, таких же людей. Женя учится у неё.
Лагерь совершено и как-то внезапно "оглушает" Женю, обнажая иную жизнь. Мальчик видит детей, которые умеют и хотят врать, сбегают из лагеря, но при этом они-люди, ровесники. Они вовсе не отвращают от себя, он присматривается к ним. Видя лифчик Зины, "...не магазинный, а сшитый грубо, неумело....",- ...в Жене рождаются неведанные чувства. Он хочет сказать этим ребятам то, что не говорил никому никогда. Но как и почему? Он хочет "...погладить Зину по голове", "бережно" отнестись к каждому. Он впервые чувствует неожиданное: "...его обожгло жалостью к ней". "Запачканная",- говорит о себе девочка. Откровенность Зины ещё больше заставляет Женю понять, что мир его квартиры- идеальность и нечестность. Попав в лагерь у моря, он "вышел из-за забора", в котором жил. На его месте злой ребенок мог воспользоваться ситуацией, раскрыв тайну Зины, "не сбывшейся Наташи Ростовой". Женя не помышляет об этом ни секунды. Он хочет одного-помочь ей, помочь забыть беду, что в ней живёт: изнасилование отцом, самоубийство матери. Доброта, помощь каждому, умение ладить ведут Женю в жизни.
Аня, придумывая о Жене, говорит верное, не подозревая: "Он вырастет неподкупно честным человеком", "... огромная душевная работа идёт у него как бы в подземелье".
Все меняется в жизни Жени с момента ареста матери, потом смерти отца. "Маленький эгоист, себялюбец, принимающий как должное подношения любящей матери, человек, укатанный гагачьим пухом...." понимает: "...у мамы была другая жизнь. Ещё одна существует у отца. И у них двоих, между матерью и отцом, есть ещё одна жизнь, не такая фальшивая, как между матерью, отцом, бабуленцией и Женей".
Безусловно, живопись Босха, что была дома, символична. Отец Жени избегал её, не любил. Женя смотрел и молчал. А мама со смехом говорила сыну, что так художник изображает земные муки, над которыми смеётся. И сама хохотала. Глядя на картины Иеронима Босха, когда мама уже в заключении, Женя молчит и думает: "Может быть, в ней, в её груди, теперь такие же муки? Муки можно нарисовать, как Иероним Босх, а можно просто испытывать, не думая о том, как они могут или должны выглядеть!"
Под "Невинными тайнами" "погребён" каждый. И Паша, который годами носит образ мальчика-афганца с автоматом, стреляющего в него, и Аня, ставшая сестрой собственному сыну. И ребята из детдомов.
Лиханов говорит "невинные"... Есть ли тут ирония? Горькая: у каждого полно маленьких тайн, тех событий, что не можешь произнести другому, "выдавить" их из себя. Или произносишь внезапно, в аффекте, как было с Зиной, которая вдруг почувствовала тягу к Жене. Так же и с Аней, доверившейся Паше с его "кристальной честностью".
"-Тю, что за профессия! Это ты, паренёк, несерьёзно,-таксист Паше.
-Может быть,- ответил Павел..."
Этими словами завершается роман. Можно ли о любой работе сказать "серьёзная-несерьёзная"? Только окунувшись в дело с головой, понимаешь её нужность хоть в чём-то. О работе вожатого говорить и не приходится.
Зачем Паша едет к Ане? Стать отцом её сыну? Не знаем об этом. Но мне верить хочется, что доверительные отношения Ани и Пима сложились неслучайно, хотя в них много пока неопределённого.
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово