Больше рецензий

6 февраля 2022 г. 08:15

354

3

Прочитала эту книгу с большим трудом. Из-за этих самых "Усвятских шлемоносцев". Читала - и внутри все болело. Потому что эта повесть про начало войны, про то, как мирная жизнь обрывается вдруг, и она еще не понимает, что оборвалась. Люди по инерции выполняют повседневные дела, но война уже вмешалась в их жизнь - привычный уклад жизни рушится, мужчины не находят себе места, получая повестки, женщины воют, и привычная работа валится у них из рук, даже дети присмирели и перестали играть в прежние игры. И все это на фоне природы, которой нет дела до войны. Хлеба растут, река течет, птицы поют и лошади, по-прежнему выгоняемые в ночное, хрупают травой.

Природа у Носова описана удивительно. Она живая, она дышит со страниц книги. Все рассказы и повести - это торжество природы, торжество жизни, что бы ни происходило с людьми в рассказах и повестях. Я с удовольствием читала те страницы, где описывается природа: она такая живая, яркая, осязаемая, и потому мне тем тяжелее было читать про начало войны. Внутри рос протест: так быть не должно. Не на фоне этой живой, прекрасной картины мира. Только не так.

В сборник вошло всего пять рассказов и пять повестей, включая заглавную. Особенно мне приглянулись рассказы "За долами, за лесами" про маленькую деревеньку и "Красное вино победы" про госпиталь в дни мая, когда объявили Победу. Несмотря на то, что рассказы сами по себе очень грустные: деревенька умирает, в ней почти не осталось жителей, и раненый в госпитале тоже умирает, другие - искалеченные, живут, но со слезами на глазах. И все же рассказы оказались светлыми, с какой-то тихой и светлой печалью по ушедшим. Повести же мне показались готовыми сценариями для тяжелых художественных фильмов.

"Шумит луговая овсянница" - о женщине, которую все в колхозе считают непутевой за то, что муж ее бросил и уехал. И о председателе, с которым у этой женщины завязываются отношения, несмотря на то, что председатель женат. И все это опять на фоне природы, всеколхозного покоса и лунного затмения. Несмотря на неправильность этих отношений, то, как они вписались в пейзаж, как будто так и надо, делает эти отношения яркими и как будто одобренными самой природой.

"Шопен, соната номер два" - об оркестре, который был отправлен на открытие послевоенного обелиска на братской могиле, и о том, как потом этот оркестр шлепал под дождем в сторону дома, как нашел приют в домике, где все мужчины ушли на войну и не вернулись, как играли они вместо шейка похоронный марш из сонаты Шопена. Тоже готовый сценарий: перед глазами так и проносятся кадры этого несуществующего фильма. И музыка: музыка на фоне из той же сонаты Шопена - все ее части, и похоронный марш в финале.

Некоторые же произведения оставили у меня осадок неприятный, чувство неприязни к героям повестей и рассказов меня до дрожи пробирало. Например, рассказ "Потрава" - где мужик скосил немного сена из "научной" делянки, как назло самой лучшей, и ненужной для сенокоса этим ученым, и как охранитель этой делянки избивает и, похоже, убивает этого мужика. Убить за траву - это немыслимо. Охранитель как будто в наказание теряется посреди грозы в полях и не может найти выхода. Это напоминает мне сцену с Каином и Авелем. "Каин, где брат твой Авель?".

Рассказ "Мост" о том, как передовик-клепальщик с сыном отправляются по однодневной путевке на базу отдыха, и как у этого клепальщика при сыне завязываются отношения с молоденькой массовичкой Фаиной. Примечательно, что и у сына вспыхивает любовь к Фаине, и что он не замечает и не понимает, что отец изменяет их матери с Фаиной, и не видит ничего предосудительного в этом. Примечательно и то, что именно этот рассказ имеет посвящение "моему отцу", что наталкивает на мысли весьма недвусмысленные...

То же самое неприятное чувство оставила повесть "И уплывают пароходы, и остаются берега". Герои этой повести ведут себя некрасиво, если не сказать отвратно. Желание набухаться, вся эта сцена распития, описанная зачем-то очень подробно, и то, как выслуживается перед ними бывший фронтовик с протезом вместо ноги - все это вызвало у меня чувство гадливости и полное непонимание того, зачем вообще была написана эта повесть. Разве что опять ради природы - природа и здесь была прекрасна.

Подводя итог, отмечаю, что Евгений Носов - отличный мастер описания природы. Она у него живая, дышащая, яркая, наполненная красками. Его тексты хочется читать только ради этих невероятных описаний, от которых светло на душе. А вот сюжеты его произведений, видимо, рассчитаны на то, чтобы показать жизнь послевоенную и довоенную с разных, в том числе весьма непримечательных сторон. И вот тут хочется сказать: лучше бы не показывал. Не все, что он описал, достойно такого вот увековечивания.

Собери их всех