Больше рецензий

3 мая 2021 г. 23:09

38

0 Александр Вепрёв «Дерево называют платаном»

Александр Вепрёв превратил жанр верлибра в своеобразный поэтический «щит и меч», он же стяг, он же гимн, с которым этот рыцарь верлибра выходит на ристалище современной русской поэзии. Таково первое впечатление от его книги «Дерево называют платаном» — сборника, словно бы задавшегося целью представить возможности верлибра во всем его многообразии. Это не первая книга Александра Вепрёва в жанре верлибра: как говорится в аннотации, предыдущий сборник верлибров «Картофельное солнце» был переведен на румынский и удмуртский языки и вошел в Лонг-лист Бунинской премии 2013 года. Иными словами, автор не случайно встал на стезю свободного стиха, он активно работает в этом жанре. Александр Вепрёв сознательно и планомерно, шаг за шагом, осваивает пространство верлибра, и новая книга тому подтверждение. И хотя не все читатели поэзии одновременно являются поклонниками верлибра (взять хоть меня), но строгая позиция и последовательная художественная стратегия вызывают уважение даже у таких читателей.
В сборнике «Дерево называют платаном» каких только верлибров нет! Есть даже поджанры явно авторского изобретения, названия которых каламбурят с фамилией поэта: вепрлибры и вепрфризмы. Трехчастный вепрлибр «Дети Ра» посвящен то ли отдаленному будущему журнала «Дети Ра», то ли особой популяции жителей Земли (вроде как председатель земного шара) — детям Ра. Если речь о журнале, то, как видно из текста, это не только любимый литературный журнал автора, но и художественное явление, которое он считает надвременным и бессмертным; а если речь о чудных созданиях, живущих рядом с нами, но других, это еще интереснее:

3. Удел.

В XXIV веке ни один нано-историк ничего не вспомнит…
Только дети Ра будут существовать в звездном уделе,
сохранившись, как ни странно,
в цифровом варианте
в районе Фобоса
или на Фейсбуке (Создатель М. Цукерберг).

Особого жанрового отличия от просто верлибров в стихах со столь оригинальной дефиницией, впрочем, не заметно:

Субботний интерьер

Вепрлибр

1

На столе расставлены чашки
с блюдцами,
вооруженные серебряными
ложками.
Оранжевый абажур позапрошлого века смотрит сверху вниз,
отбрасывая тень, как будто
от прабабушки…

Ненужные откровения

Вепрфризмы

1. Электричество

Формула жизни проста, как электричество.
Плюс и минус образуют электроэнергию…
Бог и дьявол — это тоже в какой-то степени плюс
и минус…

Чего нельзя сказать о стихотворениях типа «Птицы. Восемь верлибров в одном верлибре» — таких в сборнике пять. Они привлекают внимание сложной, но притягательной конструкцией, когда каждая стихотворная строфа служит одновременно "строкой" большого верлибра. В стихотворении Чёрная чайка. Шесть верлибров в одном верлибре присутствует необычный для верлибра прием — рефрен: "я прогуливался по набережной возле самого Черного моря…". Судя по всему, это дань художественным исканиям, которые никогда не надоедают этому поэту (из их числа и рассказ верлибром, и повесть верлибром с эпилогом, и неправдоподобный рассказ верлибром). Порой Александр Вепрёв отступает от основного правила — отсутствия ритма и рифмы; помимо верлибра ему подвластны и более "стандартные" формы стиха, что показывает стихотворение «Долгий ужин на берегу моря»:

1

Чайки кричали голосами
кривыми,
как будто были меж собою
в ссоре…
Я смотрел в синее голубое
море,
и глаза мои становились
голубыми.

Александр Вепрёв любит броское, элегантно оформленное слово, что для поэта неплохо. В начале рецензии я употребила в адрес Вепрёва сравнение с рыцарем, выходящим на ристалище. Этот образ может показаться агрессивным. Но я имела в виду рыцаря, выходящего на турнир в нарядных доспехах, а не рыцаря, ополчившегося против всего белого света. Стихи Александра раздумчивые, интонация у них доверительная. Нет, это не битва во славу верлибра, это демонстрация его — верлибра — искусности и силы.

Елена САФРОНОВА

«Литературные известия» № 03 (107), 2014 г.