Больше рецензий

1 апреля 2021 г. 21:34

883

5

К музыке я имею отношение случайное и косвенное, но с некоторых пор постоянное. Работаю в библиотеке музыкального колледжа. Ноты читать не умею, классические музыкальные произведения знаю очень мало, но когда вокруг столько книг – как не выбрать что-нибудь из биографий? И, поскольку в апреле 2021 года отмечается юбилей Сергея Прокофьева, выбор пал на его автобиографию.

И я не прогадала. Книга написана очень легко и увлекательно, с юмором, и обилие нот (Прокофьев приводит множество примеров своих детских сочинений) и незнакомых мне музыкальных терминов не мешало получить удовольствие от чтения. Автобиография состоит из двух частей: “Детство” и “Консерватория”. К сожалению, даже вторая часть явно не написана до конца, обрывается как будто на полуслове. А дальнейшая жизнь описана не так подробно и в рамках другой, “Краткой автобиографии” (которую, похоже, придется теперь тоже читать, очень уж заинтересовал композитор).

А в этой книге охвачен дореволюционный период. Наверное, потому и читалось легко: серьезных потрясений в жизни Прокофьева еще не было, детство было счастливым, родители всячески поддерживали его и морально, и финансово, и музыкальный талант мальчика развивался с самых ранних лет. К тому же, увлекался Сергей не только музыкой, но и шахматами, кораблями, ботаникой… В общем, всем понемногу, к тому же семья жила в деревне: простор для увлечений был. Правда, и характер в этой среде развился своеобразный: избалованный, эгоцентричный мальчик, но при этом потрясающе наивный – и, благодаря этому, милый. В целом, мои симпатии были на его стороне, несмотря ни на что.

Плюс книги в том, что здесь описаны и другие композиторы, с которыми Прокофьев общался во время обучения: Глиэр, Танеев, Римский-Корсаков, Лядов, Мясковский и т.д. Помогает выстроить в голове некую систему, да и просто любопытно познакомиться с такими фигурами, пусть и в интерпретации задиристого мальчишки. Мельком Прокофьев касается революции 1905 года (В “Автобиографию” включены события до 1909 года включительно, когда автору было 18 лет). К политике он и в дальнейшем относился довольно легкомысленно, так что эта тема развития не получила.

Но приятнее всего, пожалуй, было читать о том, как подросток Сергей Прокофьев вел статистику прочитанных им книг – с выставлением оценок =)

Единственное, что несколько утомляло, это переписка. Письма занимают немало места в этой автобиографии, они блещут вычурным, юношеским остроумием, и читать их было не всегда интересно. Тем более, что чаще всего там речь шла о музыкальных тонкостях и сочиняемых произведениях. Но все же Прокофьев перемежал эти письма своими комментариями, чередовал их с рассказом, так что окончательно утомиться я не успела. К тому же, повторюсь, я в музыке ничего не понимаю, а вот музыкантам это как раз может быть очень интересно.

В любом случае, автобиография Сергея Прокофьева может быть интересна любому, как рассказ об увлеченном, талантливом человеке, написанный приятным слогом. Здесь мало душевных излияний, но много честности. Видимо, таким человеком он и был: непосредственным, мало задумывающимся об окружающих, хотя и хорошо воспитанным. Солнечным.

Прочитано в рамках игры Собери их всех!, моб  Читаем классику вместе!