Больше рецензий
10 июня 2020 г. 18:27
258
5 "После нас мир унаследуют амёбы?", или размышления "бодрствующего" среди "спящих" (по словам автора)
РецензияИз этой книги я узнала ЧЕЛОВЕКА Лукаса Бэрфуса. Недаром эссе - мой любимый жанр, потому что в них лучше всего раскрывается личность писателя.
(К слову, в книге «Ein Sommer mit Proust» Matthias Zschokke - "Лето с Прустом" другой современный швейцарский писатель Маттиас Чокке писал своему другу, как он опечален писательскими успехами Лукаса Бэрфуса. Прямо так и написал. Уж не знаю, от чего печалился Чокке, но я его печали не разделяю.)
До этого сборника эссе Бэрфус был для меня писателем, громко заявившем о себе не только в Швейцарии, но и далеко за пределами, получивший Швейцарскую книжную премию за роман «Коала» Лукас Бэрфус и не единожды переведенный на русский язык - высокий красавец, за внешностью и писательскими успехами которого по умолчанию предполагались и все прочие мыслимые успехи как само собой разумеющееся. Но не все так гладко и просто.
Лукас Бэрфус оказался истинным свободным художником со всеми вытекающими. Свободолюбивая, выбивающаяся из всех традиционных представлений душа никогда не хотела жить как все, ценить и держаться за то, на что люди тратят всю свою жизнь и энергию. Для Бэрфуса никогда не было авторитетов. Так было со школьной скамьи, и жизнь у Бэрфуса складывалась отнюдь не просто. Все это мы узнаем из второго эссе данного сборника под названием "Огненная печь".
Бэрфус отнюдь не идеалист, борющийся с несовершенством этого мира. Он не учит морали. (Об этом мы узнаем из последнего эссе "Стиль жизни и мораль"). Напротив, он выступает с критикой идеализированных представлений. О чем говорит в эссе, посвященном Бертольду Брехту "Пафос Брехта", считая Брехта пафосным идеалистом, оторванным от реальности.
Данный сборник состоит из нескольких частей. Каждое эссе связано с жизнью Бэрфуса через вплетенные воспоминания и примеры из жизни писателя. Эту книгу смело можно назвать автобиографической. И если бы на основе биографии Бэрфуса написать роман о его становлении из трудного подростка во всемирно известного писателя и драматурга, то он мог бы стать бестселлером.
Вторая часть полностью посвящена размышлениям Бэрфуса по поводу театральных постановок известных драматургов, включая Чехова с его "Тремя сестрами", конечно же швейцарских классиков - Макса Фриша и Фридриха Дюрренматта, Брехта и других. И это, конечно, неспроста. Ведь Бэрфус не только сам драматург, который пишет свои пьесы для Цюрихского театра, но его даже назвали в России во время его приезда одним из лучших драматургов Европы. Я читала пока только одну его пьесу "Путешествие Алисы в Швейцарию". (Нет, эта не кэрролловская Алиса. Пьеса - печальная, посвящена эвтаназии, которая узаконена в Швейцарии.)
Эссе "Народ и я" вполне интересно было читать. В нем Бэрфус говорит о себе как человеке, сознающем, что происходит, "бодрствующим" среди "спящих". Я, - говорит, - и сам бы поспал. Да вот сны все какие-то кошмарные. В эссе "Народ и я" Бэрфус заявляет о своем неприятии так называемой "народной инициативы" как проявлении демократии на местах, коей так всегда славилась Швейцария, в которой иной кроме демократии политической системы никогда и не было. Он обращается к формулировке закона, чтобы понять смысл и назначение народной инициативы и указывает на несоответствие цели (впрочем, она четко не определена) и полученного результата...
В другом эссе "После нас мир унаследуют амёбы?" продолжает развивать тему "спящих". "Факты, - говорит Бэрфус, - это то, что труднее всего доходит до сознания человека." Анализирует, почему так происходит. Почему неразумное - так живуче, как старые ботинки, к которым настолько привык, что заменить их на новые - целая проблема. И, даже перестав носить, будешь хранить, жалея выбросить. В этом эссе он говорит о несоответствии многих понятий и утверждений тому истинному смыслу, который кроется за ними. Много говорит об энтропии. Попросту это можно объяснить так: чем больше порядка - тем ниже энтропия, и наоборот, чем меньше порядка, тем выше энтропия. Обсуждает классическую экономическую теорию, основываясь на трудах Николаса Джорджеску-Регена, который утверждал, что вся классическая экономическая теория основана на ошибочных допущениях.
В эссе "Откровение" Бэрфус пишет о своей то ли любви, то ли привычке к театру и возможности каждый раз узнавать что-то новое. В детстве в маленький городок, в котором жил Бэрфус, приезжал любительский театр, и ребенком Бэрфус его очень любил. Теперь же, став драматургом, автором постановок для, прежде всего, Цюрихского театра, все стало по-другому...
Это и многое-многое другое. Довольно познавательно. Что касается второй части, посвященной театральным постановкам разных знаменитых драматургов, то этим эссе нужно посвящать отдельные рецензии.
PS.: Все названия эссе, конечно же, - в моем переводе. На русский язык эта книга еще не переведена.
PPS.: Эта рецензия также уже была опубликована на Лайвлибе в другом моем аккаунте, теперь же после удаления старой страницы и большинства рецензий, я опубликовываю ее снова.