Больше рецензий

10 октября 2011 г. 14:58

7K

5

А у Синдея были дома, но не все,
А у Синдея была белка в колесе,
И тапером экзотический тапир,
И жирафом был кассир,
И приглашал всех нас в синематограф...
И Синдей собирал серебро,
Благо за ночь его намело,
И на улице было светло от того серебра.
Детворе на ура, и Синдею добро в закрома.
<...>
Но остался он без серебра,
Без кола и без двора,
И сказал: значит, время мое еще не пришло.
Но пришли доктора и сказали: пора...

                                         Веня Д'ркин



    Признаюсь, читая чужие рецензии, поленился глянуть, что ж за один этот Виан. И решил, что это очередной современный русский постмодернист. t1807.gif Поэтому, когда девочка из "Книгомании " после моего вопроса потащила меня к отделу "Классической литературы" и достала с полки книжицу с тангующей (вальс -- вальсирующая, танго -- тангующая, да!) парой на обложке, я малёх удивился. Когда же, полистав, узнал, что автор -- француз и писал это в 1946, энтузиазма ещё поубавилось. Ну, купил -- читаю.

    Книга начинается знакомством с молодым ловеласом, праздно существующем на нетрудовые доходы заколоченные предками сотни инфляков (туземные тугрики). Сладкая жизнь, вечеринки, девочки, личный повар с замашками Вудхаузовского Дживса, стильные интерьеры, богемные развлечения, дорогая одежда. Сюрреализм проявляется в угрях, которых повар ловит в водопроводных трубах, людях с голубиными головами, диких рецептах, умных мышах и удвоенном Солнце. Первая мысль -- герой видит все сквозь призму помутившегося разума, типа как Вождь у Кизи. Но окружающие видят все так же, и ни чему не удивляются, значит... А что это значит? Хм, почитаем-увидим.

    Юмор автора по началу сводится к беззлобным шуточкам, построенным на игре слов и стебе над стереотипами -- например, когда один гомосексуалист обвиняет другого в извращенных вкусах за то, что тому нравятся женщины. Пример игры с фразеологизмами -- рецепт приготовления колбасуся (суси из колбасы, да?)

"    Возьмите живого колбасуся и спустите с него семь шкур, невзирая на его крики. Все семь шкур аккуратно припрячьте. Затем возьмите лапки омара, нарежьте их, потушите струёй из брандспойта в подогретом масле и нашпигуйте ими тушку колбасуся. Сложите все это на лёд в жаровню и быстро поставьте на медленный огонь, предварительно обложив колбасуся матом и припущенным рисом, нарезанным ломтиком <...> Смажьте форму жиром, чтобы не заржавела, и уберите в кухонный шкаф"



    Забавно, но не более. Чуть веселее становится читать, когда дело во всей этой сентиментальной истории доходит до свадьбы. Пьяномарь и Священок, джаз-бенд в церкви, оформленной в психоделических тонах, аттракцион "пещера страха" в той же церкви -- все это задает игриво-мажорный дух, чем-то неуловимо напоминающий о "Bohemian Rapsody" в исполнении "Queen". Да, о музыке. Нею книга пропитана (фу, какой банальный оборот. Может, лучше "прозвучена"?) целиком и полностью. Тут и множественные упоминания отдельных композиций, и бульвар Луи Армстронга, и улица Джимми Нуна, и разговоры персонажей о блюзе и бугги. Прогрессивным для своего времени дядькой был Виан!

    Отгремела свадьба, свадебное путешествие, аллегорические виды промышленного производства из окна дорогого лимо, идиллия придорожного отеля...

    Дорога была что надо, с наведенным фотогеничными бликами муаром, с совершенно цилиндрическими деревьями по обеим сторонам, со свежей травой, солнцем, с коровами на полях, трухлявыми загородками, цветущими шпалерами, яблоками на яблонях и маленькими кучами опавших листьев, со снегом там и сям, чтобы разнообразить пейзаж, с пальмами, мимозами и кедрами в саду отеля <...> С одной стороны дороги был ветер, с другой не было. Выбирали ту, которая нравилась.
Тень давало лишь каждое второе дерево, и только в одной из двух канав водились лягушки.



    Но в этом моменте что-то ёкнуло внутри. Казалось бы, чем плохо?

255846.png

    Солнце подпекало упавшие в траву яблоки, и из них, прямо на глазах проклёвывались новорожденные зелененькие яблоньки, которые тут же зацветали и начинали плодоносить крохотными наливными яблочками. Яблоньки третьего поколения выглядели уже розрво-зеленым мхом и из них то и дело сыпались на землю красные яблочки-бусинки..



    Мирная уютная картина, но в ушах почему-то зазвучала депрессивно-тягучая мелодия "Shine On You Crazy Diamond" старых пердунов добрых "Pink Floyd". И всплыла в памяти мультипликация из "Стены" (кто видел -- поймёт о чем я)

    С этого момента... Что-то пошло не так. Незаметно добренький юморок Виана переростает в гротеск, упоминаемые композиции всё депрессивнее, шуточные аллегории в описаниях забав на катке незаметно подменяются мозгодробильными индустриальными зарисовками

    Над головой у него по большим трубам, выкрашенным в серое и красное, с храпом пробегали жидкости <...> Внизу перед каждой приземистой машиной бился человек,сражаясь, чтобы не быть искромсанным жадными зубчатыми колесами. У каждого на правой ноге было закреплено тяжелое металлическое кольцо. Его отмыкали дважды в день: в середине дня и вечером.
     Зрелище это было хорошо знакомо Шику. Он работал на краю одного из цехов и должен был следить, чтобы машины оставались на ходу: он давал указания рабочим, как вновь запустить их, когда они останавливались, урвав у трудяг очередной кусок мяса.



    Дружелюбный, чудаковатый сюрреалистический мир внезапно показывает свою обратную сторону: враждебную, чуждую "возвышенным" героям. Почему "возвышенным" в кавычках? А хотя бы потому, что за их напускным эстетизмом, манерами, тягой к контр-культуре кроется абсолютная пустота. Столкнувшись с проблемами -- болезнью, бедностью и социальным неравенством -- три влюблённые пары не делают никаких попыток порвать цепь неудач, изменить наклон плоскости, по которой они катятся. Вместо того, чтобы повернуть против течения, или хотя бы пытаться грести, оставаясь на месте, они как-то дружно отдаются на поталу волнам, и взмахи их рук нацелены только на то, чтобы огибать крупные валуны, часто разбросанные по течению бурной реки времени. На мелкие камешки внимание уже не обращается. Болезненное настроение героев незамедлительно отражается на окружающих их предметах, душевный упадок необъяснимо переносится на запущенность жилья, удары судьбы старят героев -- в паспорте Николя меняется на более раннюю дата рождения... Игра слов а-ля Станислав Лем переходит в игру смыслов и уж тут явно пахнет Кафкой.
    Финал... Финал -- во истину шекспировский. Всё, достаточно спойлеров.

    Что есть в этой книге? Быт и мировоззрение послевоенной неформальной молодёжи, экстаз, в который её приводит экзистенциализм Сартра и дух нового времени, несбыточность надежд и вечная любовь, разочарование и крах духовности перед материализмом. Трогательная, вопиюще трогательная (ой, чет меня на высокопарность понесло!) история.

    Это -- первая книга, которой я ставлю пять из пяти. Придраться не к чему. Блестяще, учитывая, что писалась она всего два (!) месяца и удачный (сравнивал с Ляпицким) перевод Лунгиной не в полной мере передаёт все тонкие полумёки Виана. Да, кстати, вот уж чего не понял -- так это зачем было переводить имя доктора Magestylo (дословно "скушай-ручку") как Д'Эрьмо. Наверное, единственный минус.

    Спасибо, Yrimono за, как всегда, дельный совет, Виана обязательно буду читать и рекомендовать всем.

1 2 3

Комментарии


Разрешите Вами восхищаться (с)
Уровень твои рецензий для меня предел мечтаний.


*безуспешно пытается покраснеть*


Было бы можно ставить два плюса, поставила бы. Один за рецензию, второй за эпиграф.


Нравится Дыркин?


О, да! Люблю его.


Отличная рецензия на отличную книгу, да!
Я вот тоже долго упиралась, не хотела его читать, думая, что это какой-то современный русский зануда Борис-с-псевдофамилией >_<
А ещё, уж не знаю насколько это адекватно, но этот роман у меня стойко ассоциируется с Тремя товарищами. Как если бы их через кривое зеркало пропустили.


А чё бы и нет? Писалось-то о всё том же "потерянном поколении", хоть и в другом разрезе.


если музыкальные параллели, то мне проза Виана помню больше джазовое настроение навеяла, да и сам Виан как я позже узнал активно в течении всей жизни джазовой музыкой занимался . я правда у Виана только "Осень в Пекине" читал, хочу со временем и до других его произведений добраться


Ну что же поделаешь, если я джаз не слушаю? =)


Я тоже джаз не слушаю) Просто знаю о его существовании


Джаза чуток послушал, когда впервые искал в интернете тему из ролика Fallout 2 =)

Но все-таки психодел книги для меня звучал Пинк_Флойдом, хоть убейте.


Кстати именно ассоциация с песней и моментом из the wall приведенного отрывка такую в результате картинку-впечатление сложила, что если и не передернуло, то только чудом, и очень как-то тонко выразилась гадливость момента. Так что что-то мне подсказывает, что музыкальная ассоциация со старыми-добрыми очень хорошо подходит под книгу в целом..


как вы очень хорошо написали. я прям завидую такому слогу в изложении мыслей о книге. вот только видимо со мной что-то не так: все восхищаются этой книгой, а я два раза начинала читать и отбрасывала в сторону от недоумения и полнейшего непонимания. видимо нужно быть более подкованным читателем и эрудитом, чтоб читать "Пену дней" с удовольствием.


Ну вобщем результат рецензии - плюс одна книга в мою гипертрофированную очередь на прочтение)


"Скушай ручку" было бы Mangestylo. Вы уверены, что правильно процитировали имя?


О, диавол, я пропустил одну букву!! Столько работы на смарку! Придётся заново рецензию переписывать!

Шучу, спасибо, я не владею французским, просто хотел выяснить, почему не такого уж дерьмового врача назвали Д'эрьмо и наткнулся на абсолютно непонятную русскую адаптацию... Ещё раз спасибо, вы очень внимательны.


Не знать кто такой Виан? Да уж.


А что, его изучают в третьем классе? Видно, я болел и пропустил этот урок =(


Третий, одиннадцатый, какая разница, судя по Вам, школа же уже позади, верно? Да и не знать Виана, это как, я не знаю, не знать Пруста, Бретона, Лотреамона, Рембо.


не знать Пруста, Бретона, Лотреамона, Рембо.


кто эти люди? О_о
Не, если честно, из названных вами только Пруста читал, кто такие Бретон и Лотреамон -- вообще не в курсе. Мне должно быть стыдно, да?


Нет стыда у людской глупости.


Чё, сильно умный? О_о


ох уж эти писатели, широко известные в узких кругах))))поддержу вас, знаю только Рембо и Пруста, и совершенно не стыжусь того, что не знаю остальных, потому что в любой момент могу познакомиться с их творчеством, а не напыщено сказать "естественно я знаю этих гигантов мысли, только полный кретин их не знает"


Можете, но не хотите. В этом и Ваша вина. За это и должно быть стыдно.


молодой человек, родители и Бог могут указывать мне, за что мне должно быть стыдно, а за что - нет, но явно не вы. и когда я захочу, тогда и познакомлюсь. уверенна, вы не знаете многих вещей и многих писателей, о которых другие люди сказали бы вам: стыдно, по этому прежде чем вы станете знаменитым литературоведом, я бы советовала вам воздержаться от высказываний подобного рода.


Уверен, что Вам не стоит пользоваться русским языком, если Вы им не владеете. И более чем уверен, что зная этих авторов, писали бы Вы без ошибок.


я украинка, чем горжусь и русский в гимназии учила 2 года. Каким образом я писала бы без ошибок по-русски, зная этих зарубежных авторов.. уверенна, вы в украинском тоже не сильны, но если бы я писала здесь на родном языке, вы не поняли бы ни слова..


Честно говоря, мне проще воспринимать чистый украинский язык, чем кривой русский. Заодно и попрактиковался бы. Гордиться можете чем угодно, меня это слабо затрагивает, да и Ваша национальность меня тоже абсолютно не задевает. Для меня Вы прежде всего человек.


в такому разі мені буде дуже приємно, що ви розумієте українську мову і в змозі оцінити її красу та мелодійність.


Не знал, что в Вашем диалекте русского есть буква й. Вот теперь хоть какая-то польза от диалога с Вами.


Дурень ты, Венечка, и шутки у тебя дурацкие.


И сильный, и умный, этого не отнять, ога.


Искренне сочувствую.


Спасибо за понимание. Это хорошо, что Вы так чудно принимаете критику. Сразу видно полноценного, уверенного в себе человека.


Я польщён. Не против, если я тебя в друзья добавлю? Коллекционирую, знаешь ли, покемонов.


Когда-то давно читала "Сердцедера" - понравилось до мурашек, до сих пор бегают, как вспоминаю. :)) Хорошо, у меня тогда детей еще не было. ;)

В общем, рекомендую.


Начал слушать, но эта не из тех книг, которые воспринимаются "на слух", да и вокруг была настолько чудесная осень, что никак не хотелось погружаться в эту вязкую, мрачную атмосферу. Переключил плеер на какой-то позитивный панк-рок, теперь придётся заново перечитывать. Но это отнюдь не тяжкая обязанность, пусть только зима помрачнее наступит.


У себя в жж я когда-то такую странную аналогию провела, между Вианом и детским писателем Козловым. Ну, так уж получилось.
вот и вот.


Превосходная рецензия!! С чувством, с толком, с расстановкой по полочкам - снимаю шляпу! Пошла, задружу вас :)

1 2 3