Больше рецензий
14 мая 2019 г. 15:52
869
5
Рецензия«Повести Белкина» - одно из программных произведений А.С.Пушкина. Его изучают в школе и, пожалуй, именно с этого произведения начинается знакомство не только с прозой Пушкина, но и вообще с классической прозой.
«Повести Белкина» включают в себя пять небольших произведений, каждое из которых имеет интригующий остроконфликтный сюжет. При этом повести относятся к разным литературным направлениям, существующим в то время: реализм («Выстрел»), романтизм («Метель»), сентиментализм («Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка») и готическая повесть («Гробовщик»). В то же время у каждой из повестей собственное настроение: легкое, даже юмористическое в «Барышне-крестьянке», напряженное в «Выстреле», трагическое в «Станционном смотрителе», пугающе-страшное в «Гробовщике», романтическое, с налетом грусти в «Метели».
«Повести Белкина» создавались во время знаменитой «Болдинской осени» - наиболее плодотворной поры в творчестве поэта. Оказавшись в «деревенском плену» из-за объявленного холерного карантина, Пушкин максимально использует выпавшее на его долю свободное время для творчества. Он завершает работу над «Евгением Онегиным», пишет поэму «Домик в Коломне», сочиняет 32 лирических стихотворения, создает циклы «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина».
Для чего же Пушкину понадобилось мистифицировать читателя и придумывать историю о покойном Иване Петровиче Белкине, который, якобы, и есть настоящим автором сборника? Во-первых, таким образом поэт ограждал себя от возможного неприятия повестей избалованными читателями (что, кстати, в какой-то степени и произошло). Во-вторых, такой прием прибавляет достоверности описываемым событиям, мол, вот есть свидетель всего происходящего, а я здесь почти ни при чем. Ну и в-третьих, в XVIII- начале XIX века было модно мистифицировать читателей. Когда же самого Пушкина спросили, кто такой Белкин, писатель ответил: ««Кто бы он ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».
Современники не поняли пушкинской задумки: повесть были встречены достаточно холодно, если ни сказать жестче. Лишь после смерти писателя стала понятна значимость цикла для дальнейшего развития литературы: каждое из произведений цикла предвосхитило появление в скором будущем многих книг, незримо связанных с «Повестями Белкина». Так, тема «маленького человека» из «Станционного смотрителя» продолжится в гоголевской «Шинели», отголоски «Выстрела» мы услышим в «Герое нашего времени» и т.д.
Как правило, дети читают сборник увлеченно, с интересом. У произведений небольшой объем, динамичный напряженный сюжет, поэтому юные читатели сопереживают героям и с нетерпением ожидают, чем же закончится та или иная история.
В издательстве «ЭНАС-КНИГА» сборник «Повести Белкина» вышел с иллюстрациями Алексея Рейпольского – художника, который в представлении не нуждается. Художник намеренно не соблюдает точные пропорции в изображении персонажей, уходя от бытового рисунка. Тем самым он подчеркивает задумку Пушкина: решайте сами, правда это или вымысел. Кроме того, Рейпольский находит некий предмет-символ и делает его композиционным центром иллюстрации. Например, на рисунке, где Сильвио («Выстрел») приходит совершить акт возмездия, собираясь выстрелить в своего врага, таким центром становится бюст, стоящий на шкафу. Это как бы и есть Судьба, Рок, Немезида, наблюдающая за происходящим. Или, например, на рисунке, где изображены Минский и Дуня («Станционный смотритель») стоит обратить внимание на зеркало, которое как бы «призывает» Дуню взглянуть на то, в кого она превратилась, увидеть истину. Если вглядеться внимательно, то подобные символы есть и на других рисунках в этой книге. Ну а форзац – это та самая Болдинская осень, подарившая миру многие произведения Александра Сергеевича Пушкина.
Книга вышла вне серии. Твердая обложка, бумага офсет. Рекомендую для чтения 12+.