Больше рецензий

Ohioisonfire

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 февраля 2019 г. 17:48

Лучшее на Лайвлибе

2K

5 Когда ты тормоз, который только сейчас прочитал "Гордость и предубеждение"...

Здравствуйте, приятно познакомиться, я — тот недалекий человек, который сначала посмотрел "Гордость и предубеждение и зомби" (sic!!!!), и только потом решил ознакомиться с первоисточником. Творчество Джейн Остин я вообще старательно обходила стороной, так как в принципе не читаю любовные романы. "Ничего интересного, просто двое людей на протяжении 300 или около того страниц пишут письма, ходят на балы и краснеют, а потом объясняются в чувствах на трех последних листах", — вот такое вот у меня было предубеждение. И надо сказать, оно развеялось с первых же глав, когда я поняла, что эта книга не исчерпывается жанром любовного романа и рвёт все шаблоны даже по современным меркам.
1) Во-первых, тут просто куча юмора, причем, встречается как мягкая ирония,так и очень едкий сарказм. В последнем очень преуспел мистер Беннет: отец семейства тут стебёт всех подряд — и свою жену (которая постоянно позорится и унижается перед потенциальными женихами), и своих дочерей (из которых две младшие волочатся за всеми подряд офицерами, а средняя дочь Мэри - это вообще ходячий филосораптор, который периодически изрыгает какой-нибудь подчерпнутый ею в книгах высокопарный бред), и избранников своих дочерей. Частенько предметом его стёба становится мистер Коллинз — тот ещё кадр, реплики и письма которого я даже перечитывала по нескольку раз, чтобы по достоинству оценить весь масштаб его идиотии. И вот что интересно: поначалу хочется сочувствовать мистеру Беннету, окруженному идиотами, и смеяться вместе с ним, но потом понимаешь, что и сам Беннет — персонаж далеко не положительный. Вместо того, чтобы воспитывать своих дочерей или хоть как-то пресекать их глупые выходки, он предпочитает посмеиваться над ними и отгораживаться от творящегося в его семье трэша за своим сарказмом и стенами библиотеки. В этом и состоит еще одна заслуга романа: 2) все действующие лица здесь многомерные, ни о ком нельзя выносить однозначных суждений. Пожалуй, единственный персонаж, в котором у меня не получилось разглядеть никакого двойного дна или заставить себя сопереживать — это Лидия. Все остальные по ходу повествования обязательно раскрывались как-то по-новому. Подробнее я на этом пункте останавливаться не буду, потому что об этом достаточно говорится и в критических статьях по творчеству Джейн Остин. (В том и проблема запоздалых рецензий на несвоевременно прочитанную классику: все уже всё поняли, а до тебя как до жирафа только доходить начало). 3) Наконец, третье, и, наверное, самое важное достоинство "Гордости и предубеждения" — это любовная линия Элизабет и мистера Дарси. Она действительно необыкновенная, такая, где нет лишних деталей или реплик. Их взаимодействие выписано потрясающе. Да, порой они выражаются так витиевато, что можно сломать мозг, дешифровывая их высказывания, но есть своя прелесть в том, чтобы неоднократно возвращаться к отдельным сценам и перечитывать, перечитывать, перечитывать. Мне кажется, я залистала книгу до дыр, когда выискивала моменты, которые мне хотелось еще раз прочитать и переосмыслить. И на тех самых пресловутых "последних трех листах", где главные герои объясняются друг перед другом, умещается столько остроумных замечаний и шуточек, что это не похоже ни на одно другое объяснение в чувствах в мировой литературе (не слишком ли это громкое заявление? вроде нет). Нахваливать этих персонажей и их любовную линию можно до бесконечности, но с этим, думаю, я тоже сильно опоздаю. Поэтому закончу просто: "Гордость и предубеждение" — это действительно шедевр.