Больше рецензий

23 сентября 2018 г. 18:36

547

5

Это продолжение работы Торчинова "Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния". В "Путях философии Востока и Запада" знатный востоковед призывает философию западную всерьез отнестись к индийской и китайской философии и ее творчески освоить и переварить. Без этого, считает Торчинов, западная философия останется в тупике, в котором она сейчас, по его мнению, находится.

У книги два лика: энциклопедический и философствующий.

Энциклопедический лик прекрасен. Многосторонняя и всеобъемлющая картина китайской и индийской философии. Хороший синтез востоковедения прошлого и сегодняшнего. Стиль, к сожалению, то и дело скатывается в академический канцелярит.

Лик философствующий похуже. Автор занимает философскую позицию, пытается аргументировать из нее, но в ее пользу аргументирует не очень. Например, он просто берет концепцию Уильяма Джеймса касательно чистого опыта; он не обосновывает ее, а просто берет, ведь она ему подходит. Есть ли сильные сторонники этой концепции в современной аналитической философии, какие в аналитической философии доводы за и против, — это Торчинов не рассматривает, ограничиваясь одним возражением Рассела.

В общем, это, конечно, нормально. Невозможно знать одновременно и всю востоковедческую литературу и всю литературу аналитической философии. Торчинов как востовед считает, что современная философия выиграет от синтеза с восточной, но в конкретику этого синтеза не углубляется, ограничиваясь общими мазками (мол, синтез нужен, и всё). Поэтому книге нужна хорошая критика-обзор со стороны профессионального аналитического философа, который мог бы выдвинуть конструктивные возражения, предложения, соображения.