Больше рецензий
29 августа 2018 г. 12:13
811
5 У каждого человека есть музей его жизни, но не у всех этих музеев есть кураторы
РецензияЭта пронзительная история останется в моем сердце надолго. У Берч получилось написать беллетризированную биографию с ноткой магического реализма настолько проникновенно, что на последних страницах я беззвучно всхлипывала, не понимая, как люди могут так себя вести, как низко должна упасть стрелка морального компаса, чтобы так обойтись даже не с родными, а просто с людьми... Я понимаю, наука без этой неприглядной стороны не идет вперед, но тут автор мне просто обухом по голове треснула, и я еще раз для себя отчетливо поняла, что нет, для меня точно нет, такие трамплины в карьере недопустимы, я себе просто не прощу. Вот сейчас пишу и снова слезы подступают - ну как так-то?? В голове не укладывается.
История основана на реальных событиях, и это самое страшное. Джулия Пастрана уже встречалась мне в одном из рассказов Аверченко, и еще тогда пробежала мысль, что было бы интересно почитать об этой женщине и ее судьбе. Почитала... Вкратце с биографией "женщины-обезьяны" можно ознакомиться тут, Берч с фактами обратилась аккуратно, слегка дополнив их вымышленными подробностями и линией Роуз, с помощью которой увязала несчастных Джулию и Тео-младшего с загадочным островом кукол в Мексике. В книге об этом не говорится, но как же пугающе точно автор подобрала эти реалии для своей книги - и там тоже предприимчивые родственники после смерти коллекционера кукол придумали легенду и начали рубить бабло.
Центральная идея книги: все равно ли мертвым? Они уже свое отболели и отстрадали, их души в лучшем мире, так какая разница, что там происходит с бренными телами, зачем пышные похороны и дорогие гробы и памятники, зачем нужны памятники мертвым композиторам и преклонение мощам, когда вот куча нищих живых людей, которым надо помочь, да и родственникам усопших деньги тоже не лишние? Тео Лент развил эту идею: жена и сын умерли, им уже все равно, что их забальзамированные тела таскают по всему свету и демонстрируют на потребу публике, а ему копеечка. Я никогда не понимала людей, которые ходят на все эти шоу уродов и кунсткамеры с плавающими в формалине телами, в мавзолее была один раз, брр, больше не пойду. Хорошо, что сейчас эти развлечения уже почти отжили свое, а в XIX веке на них пришелся настоящий бум. Бедную Пастрану, если посудить, эксплуатировали всю жизнь, грамотно вешая на уши лапшу, что она очень талантливая певица и танцовщица, тогда как по факту билеты продавали не на ее пение и танцы, а на "женщину с бородой". И никто не думал, что она живой тонко чувствующий человек - нет, все думали только о себе да о наживе. Неужели правда мы, люди, такие мерзкие, что при виде подобной пары перво-наперво думаем: "О ужас, он сует свой член в ЭТО"? Скажу честно, при прочтении мне несколько раз было очень стыдно - ведь правда есть такое, о чем пишет Берч, вкладывая эти слова в уста Джулии, в мысли Тео, в слова разных людей, повстречавшихся им на жизненном пути. Если подумать о современности, то Джулия Пастрана не выбирала свой внешний вид, родилась такой, а сколько сейчас людей, которые добровольно себя уродуют разным бодмодом или пластическими операциями, и монетизируют это сами? Если сам по своей воле и зарабатываешь на этом сам, то можно, типа? Но ведь татуировщики, пирсеры и пластические хирурги тоже не бесплатно эти модификации своим клиентам делают, или пофиг, не насильно же? Много о чем задумываешься, короче...
Еще и о том, что одни и те же люди платят деньги за то, чтобы посмотреть на "женщину-обезьяну", но при случайной встрече на улице готовы закидать ее камнями. Что власти некоторых стран еще тогда запретили подобные шоу, но предлогом было не то, что это негуманно, а то, что вид подобной актрисы может спровоцировать выкидыш или у беременной зрительницы потом родится такой волосатый ребенок. О внешности и ее значении, уж сколько раз твердили миру, что с лица воду не пить, что красота в глазах смотрящего, тем не менее, ну не выковыряешь это из природы, инстинктов, привычки. Книга обманчиво простая, но об очень сложных вещах и вопросах, ответы на которые вроде и есть, а вроде как и нет.