Больше цитат
Почему Соленый хочет быть... «Загадки пьесы А.П.Чехова «Три сестры»»
Почему Соленый хочет быть похожим на Лермонтова? И кто такой Алеко?
Каких только обвинений не выдвигалось в адрес Соленого! Он и пошляк, и грубиян, и циник, и разрушитель чужого счастья, и бездушный убийца. Отрицательно отзываются о Соленом многие персонажи пьесы Три сестры. Образ Соленого для Чехова важен. Мы можем судить об этом по тому, что при редактировании пьесы в Ницце в декабре 1900 г он уделил ему особое внимание и добавил немало реплик, отсутствующих в первоначальной редакции. Главное в характере Соленого - его уверенность во внешнем сходстве с Лермонтовым. Почему Чехов выбрал для Соленого именно этот образец для подражания.
Гениальный поэт и драматург, Лермонтов был вместе с тем очень сложным, конфликтным человеком. У него был тяжелый характер и напряженные отношения с окружающими.
Вот что пишет о Лермонтове А.Ф.Кони: Это, очевидно, был человек, которого жизнь с самого начала обманула. Он не то ожидал от жизни, и он этой жизни мстил, потому что в частной жизни - как бы ни смотреть на его образы - он был человеком вредным, опасным, встреча с которым была роковою, особенно для женщин. Далее Кони описывает неприглядную историю отношений поэта с Е.А.Сушковой. Мальчишкой-юнкером он был в нее влюблен, но не встретил взаимности. Став лейб-гусаром и известным поэтом, он отомстил ей. Притворившись влюбленным, начал ухаживать за уже помолвленной девушкой (она собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова), расстроил помолвку и после этого прервал с ней всякие отношения. От перенесенного унижения Екатерина Сушкова заболела, её увезли в деревню, и только через год она поправилась, а позже вышла замуж за А.В.Хвостова. Это показывает, что встречи с Лермонтовым были роковыми и тяжелыми. Как свидетельствует дальше Кони, даже его смерть была жестоким по отношению к нему самому самоубийством, потому что он жадно искал случая быть вызванным Мартыновым на дуэль, и все обстоятельства показывают, что Мартынов был вынужден принять его вызов. Режиссер Андрей Кончаловский в своей книге «Низкие истины» вспоминает рассказ генерала А.А.Игнатьева, автора книги «Пятьдесят лет в строю», о встрече своего отца с Мартыновым в Париже. «Я встречал Мартынова в Париже. Мы, тогда молодые, окружили его, стали дразнить, обвинять: «Вы убили солнце русской поэзии! Вам не совестно?» - «Господа, - сказал он, - если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-нибудь в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке.
В переписке и произведениях Чехов часто цитирует и упоминает Лермонтова, вспоминает и включает в письма романтические строки Лермонтова во время путешествия на Кавказ. О Военно-грузинской дороге Чехов пишет: «Я никогда в жизни не видел ничего подобного. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный демоном, который влюблен в Тамару».( Н.А.Лейкину. 12 августа 1888г, Сумы). Описывая горное ущелье с Тереком на дне, Чехов говорит: «Это Дарьяльское ущелье, или, выражаясь языком Лермонтова, теснины Дарьяла» (К.С.Баранцевичу. 12 августа 1888, Сумы). Бесспорно, что талант Лермонтова вызывал у Чехова восхищение и признание. Он писал литератору П.А.Сергеенко: «Лермонтов умер в 28 лет, а написал больше, чем оба мы с тобой вместе. Талант познается не только по качеству, но и по количеству им сделанного (6 марта 1889, Москва)
Подавляющее большинство цитат из Лермонтова находим в письмах Чехова 1886-1889 гг. Тогда же Чехов приобрел книгу Н.Котляровского «М.Ю.Лермонтов. Личность поэта и его произведения. Опыт историко-литературной оценки». Книга хранилась в его личной библиотеке - это ещё один штрих, свидетельствующий о большом интересе Чехова к Лермонтову. Можно утверждать, что Чехов ценил талант Лермонтова и учился у него.
Соленый подражает не столько Лермонтову, сколько его всесильному, но несчастному Демону. Чеховский Соленый не пародия на Лермонтова, а Лермонтов, лишенный поэтического дара. Когда вместо ума - лишь претензия на ум, вместо остроумия - лишь претензия на остроумие. Соленый пытается копировать внешние проявления лермонтовского характера, рассчитывая привлечь внимание Ирины. Но Соленому Бог таланта не дал. Это его беда. Он понимает, что никакое внешнее сходство, не сделает его Лермонтовым. Нужен не просто талант. Надо родиться гением. Соленый не глуп и знаком с русской литературой. Он цитирует слова Чацкого: я странен, а не странен кто ж? Вслед за этим упоминает Алеко, главного героя Пушкинской поэмы Цыганы: не сердись, Алеко. Алеко, герой байронического типа, наделенный острым чувством достоинства и воспринимающий законы цивилизованного мира как насилие над человеком,- это ещё одно Альтер эго Соленого. Слава великих русских поэтов не дает ему покоя. Чехову жаль своего героя. Грубость, бестактность, бесталанность - все искупает любовь к Ирине. В этой любви нет игры, нет претензии, нет подражания. Она искренна и безнадежна. Чехов многое готов простить героям, способным любить. Трагический финал любовного треугольника Ирина-Тузенбах-Соленый скорее всего на совести Лермонтова и самого автора, чем Соленого. Штабс-капитану надо было спровоцировать дуэль, чтобы доиграть роль Лермонтова до конца.
Чехов не описывает сцену дуэли, но принято считать, что в ней Соленый играет роль не Лермонтова, а его убийцы -Мартынова. Роль Лермонтова переходит к Тузенбаху. Это он гибнет от пули Соленого. Но мы не знаем , хотел ли Соленый такого финала. Да, он грозился подстрелить своего соперника, но хотел ли он этого на самом деле? Может быть, ему хотелось доиграть роль Лермонтова до конца и погибнуть от пули презираемого им человека. Он позволил Тузенбаху стрелять первым, тот целился на поражение, но, промахнулся. Соленый его убивает. Логика развития образа Соленого требовала от автора смерти штабс-капитана, но Чехову необходима смерть Тузенбаха. Надо было оставить в финале сестер одних перед мрачной, жестокой реальностью. Они должны были самому найти свою дорогу в жизни, поверить в себя и в возможность счастья не через 200-300 лет, а в самом ближайшем будущем.
Но до этого ещё далеко, а пока Чебутыкин и Ирина возвращаются в гостиную. Соленый, услышав окончание их разговора на кулинарную тему, говорит, что черемша вовсе не мясо, а растение вроде нашего лука.
Чем чехартма отличается от черемши?
Черемша, или лук медвежий, - многолетнее травянистое растение. Другие русские названия черемши - дикий чеснок, калбА, колбА. В Германии черемша известна под названием Bärlauch, что значит медвежий зеленый лук ( т к черемша является одним из самых ранних источников витаминов в лесу: её собирают в апреле-мае, проснувшийся после зимней спячки медведь лакомится травой и быстро восстанавливает силы). В пищу употребляют стебель, листья и луковицу растения. Листья черемши, богатые витамином С , обычно собирают весной, до цветения, на вкус они напоминают зелень лука и чеснока. В свежем виде черемшу добавляют как пряность в салаты, супы, овощи, используют как начинку для пирогов. Траву также квасят, солят, маринуют. На Кавказе черемшу используют в основном в горячих блюдах, а сырые стебли , которые собирают до цветения, едят с хлебом и солью. У чеченцев и ингушей готовят национальное вайнахское блюдо под названием хонк- суп из варенной в молоке черемши с добавлением топленого масла, соли и специй.
Чихартма или чихиртма - грузинский густой суп, в который по ходу приготовления вводятся две заправки - мучная и яичная. Чихартму готовят на бульоне их домашней птицы, реже баранины. В чихартме нет овощной гущи. Кроме обычных приправ готовое блюдо заправляют кориандром, корицей и мятой.
Как видим, Чебутыкин заблуждается, называя чехартму жарким, т е мясным блюдом. Если бы Соленый оспорил это утверждение Чебутыкина, то спор имел бы смысл. Чехартма - это не мясо. Комизм спора заключается в том, что Соленый вместо чехартмы говорит о черемше.
Андрей понимая намерение Соленого подразнить доктора, вступается за него. В отместку за это Соленый набрасывается на Андрея (спорят про университеты). Абсурдность спора в том, что правы оба, но правота оказывается за Соленым. В Москве два университета: старый и новый. Соленый знает, что университет один, но желание рассердить собеседника слишком велико.
Праздник отменяется.
Такое впечатление, что Андрей и Чебутыкин заранее договорились провести вечер за карточным столом. Карточная игра для Андрея уже стала наркотиком. Без нее он не может жить. Вероятно, к картам пристрастил Андрея доктор. В первом действии Андрей занят переводом с английского, игрой на скрипке и выпиливанием рамочек. Доктор, скорее всего игрок со стажем. Карты -это самое распространенное армейское развлечение.
Где играют в карты Андрей и доктор?
В каждом крупном Губернском центре существовали клубы, организованные по примеру Английского клуба в Москве. Каждый вечер там собирались любители карточных игр, самого распространенного в России развлечения. Карты являются, по словам П.Вяземского «одной из непреложных и неизбежных стихий» в России и отражают философию русской жизни. Можно процитировать Лермонтова «Маскарад»: что ни толкуй Вольтер или Декарт, мир для меня -колода карт, жизнь- банк: рок мечет, я играю, и правила игры я к людям применяю. Чехов лишает карточную игру романтического ореола. Колода карт для него - это не весь мир, а мирок, искаженный и опошленный обывательскими стремлениями и мещанским образом жизни. Для Андрея карты- это возможность хоть на время забыть об унизительной ситуации в семье, о тягостном чувстве вины перед сестрами, о крахе всех честолюбивых надежд. Осталась лишь одна надежда, надежда на выигрыш. В клубе игра идёт по-крупному. Андрею не везет, он все глубже влезает в долговую трясину. У Чехова карты- синоним пошлости. Пошлость начинает проникать и в дом Прозоровых. Карты Андрея, как и катание на санях Наташи с Протопоповым ,- это симптомы одной и той же болезни в различных проявлениях.