Больше цитат
Легко понять ошеломленность, которую должен был чувствовать человек Средневековья перед лицом столь разительной «психологической» интуиции, тем более что составить себе какое-то мнение об этом ему не помогали никакие догматические символы и доступные аллегории Отцов Церкви. Игнатий, однако, промахнулся не так уж сильно, ведь и <в индийской традиции> тысячеглазость - признак первочеловека, Пуруши. Так, в «Ригведе» (X, 90) говорится: «Тысячеглав Пуруша, тысячеок, тысяченог. Он держит Землю, обнимая ее кругом, и возвышается над местом десяти пядей». А согласно Ипполиту, Моним Аравитянин учил, что Первочеловек - это
одна-единственная монада, несоставная, неделимая и в то же время составная и делимая. Эта монада - точка над «i» : у этой самой малой единицы «множество ликов» и «множество очей». И при этом Моним опирается главным образом на пролог к Евантелию от Иоанна! Его первочеловек, как и Пуруша, - это Вселенная.
(человек есть вселенная)