Больше цитат

Netoropl1voe $olnce (NetoroplivoeSolntse)

27 ноября 2022 г., 00:58

***
Новости - это то, что кто-то хотел бы скрыть. Остальное - реклама (кто автор фразы - доподлинно неизвестно)
***
Один мой знакомый главред делил своих репортёров на "звонилок", "писалок" и "землероек". В идеале ему удавалось засадить за работу над одним  большим текстом  журналистов всех трёх типов - и текст получался выдающийся.
***
Любой журналист должен четко помнить, что у него нет задачи делать мир лучше, вести человечество правильной дорогой. Это все не бизнес. Задача журналиста - зарабатывать деньги для тех, кто его нанял, а сделать это можно, только став интересным слушателям и читателям (Алексей Волин)
***
Кажды опытный редактор знает, что материалы получаются лучше у тех, кого не водят строем.
***
Что помогает выбрать тему и удачно "заявиться":
1) "Кулерный тест". Представьте, как вы рассказываете вашу тему коллеге из другого отдела у кулера с водой. Как он реагирует?
2) "Заголовочный тест". Можно люди к тексту написать заголовок, на который гарантированно кликнут, но при этом, начав читать текст, не почувствуют себя обманутыми?
3) "Звездный тест". Есть ли в тексте фигуранты, известные читателям? Персоны или бренды, которые читателям важны?
4) "Денежный тест". Фигурирует ли в вашей истории огромная сумма денег?
5) "Тест на странность". Есть ли в вашей истории какой-нибудь курьёз, анекдот, нечто необычное?
6) "Тест на вовлечённость". Касается ли ваша история напрямую ваших читателей? Как она влияет на из жизнь?
7) "Тест на страх". Плохие новости всегда сильнее хороших.
Самый важный из семи тестов - "кулерный". Людям свойственно обсуждать то, что их прямо касается.
В идеале история должна проходить два теста: первый и любой из остальных. Если проходит - можно заявлять, подчёркивая в заявке именно те ее стороны, которые позволили пройти тесты.
***
Иными словами, простое решение, которое я предлагаю сочинителям новостных текстов, - придумывать отдельно лид (с ответами на пять вопросов - Кто? Что сделал? Где? Когда? Ну и что? ) и концовку, вновь говорящую о смысле и значении новости (ответ на вопрос: "Ну и что?". А все, что между лидом и концовкой, излагать хронологически.
***
Рыть, вызванивать, доставать, бежать, тащить.
***
"Зовите меня Измаил" - это первое предложение "Моби Дика" ее зря входит в сотню лучших росанных завязок всех времён по версии American Book Review. Тут вообще всего три слова - но они мгновенно устанавливают личный контакт между персонажем и читателем.
***
Надо знать, как звучит твой голос в конце истории, - так понимаешь, как нужно звучать в начале (Джон Ирвинг)
***
Налитературенное рыло
***
Вообще-то чужие издания редакторам достаются бесплатно, как наркотики рок-звездам.
***
Основа любого жизнеспособного медийного продукта не картинка, а текст
***
Если журналист видит в пиарщике пусть не друга, но коллегу или помощника, он склонен принимать то, что слышит, за чистую монету. Но его задача - найти те грани правды, о которой пиарщик умолчал. Они есть абсолютно всегда.
Если пиарщик помогает в чем-то разобраться, что-то увидеть - он старается только для себя и своего работодателя: ни за что другое ему не платят денег. Значит, журналисту нужно понять, зачем пиарщику и его работодателю требуется его просвещать. Это никогда не тривиальный вопрос.
Именно поэтому я призываю всех ремесленников относиться к пиарщикам, как к врагам. Это удобно и целесообразно. Так вы никогда не будете бояться обидеть пиарщика недоверием, обмануть его ожидания, сделать ему больно. В моей практике были десятки случаев, когда пиарщик заламывали руки, умоляя что-то не публиковать, потому что их, несчастных, за это уволят. Я публиковал буквально в каждом случае. Ни одного увольнения не припомню.
С пиарщиком невозможно всерьез поссориться. Вы и ваше издание, если вы хоть что-то значите на рынке, нужны ему для работы, за которую ему платят деньги.<...> Так что пиарщик вынужден будет преодолеть любую обиду и сотрудничать с вами.
***
Новости - это "государство". В них - безличная сила институции. Правила для всех одни, но каждый делает из них свои выводы. Мнения, колонки - это "церковь": в них проповедь, попытка привлечь читателя на свою сторону.
***
Обычная доза сарказма и усталой отрешённости
***
Если ваш собеседник часто даёт интервью, обязательно надо прочитать как можно больше этих разговоров. В них хороший ремесленник ищет три вещи:
1) вопросы, на которые челове отвечает заученно и шаблонно
2) вопросы, которыми можно разозлить или хотя бы раздражить собеседника
3) темы, на которые собеседник охотно поддерживает лёгкую беседу
Первые вопросы задавать НЕ надо, это напрасная трата времени. Вторые пригодятся, если нужен будет эмоциональный выплеск перед главными вопросами. Третьи - для подводки к главным вопросам.
***
Что такое интервью? - говорил Свинаренко (Игорь из Ъ) - Это такой soft-допрос, когда ты планируешь получить от человека информацию, которую он выдавать не планирует.
***
Вопросы останутся висеть в тексте немым укором
***
Медиа сейчас - это бизнес для бесстрашных
***
Владимир Потанин во время приватизации в середине 90-х: медиа нужны для защиты бизнеса.
***
Таблоидный король Арам Габрелянов
***
Дерк Сауэр спрашивал с редакторов за результат ровно тогда, когда спрашивать уже было можно, а перед тем проявлял уважение и давал работать.
***
Для меня это самый важный принцип: гоавреду платят больше, чем репортёра, которые нередко больше работают, как раз по той причине, что он должен держать над редакцией своего рода зонтик, внушать сотрудникам уверенность в том, что они не одни, что тот, кто стоит за ними, сделает все, чтобы выручить их в трудной ситуации. Без такой уверенности непонятно, зачем хорошему журналисту работать именно в этой редакции. Сейчас редакторы задавленный цензурой СМИ часто распекают репортёров после звонков из Кремля или от собственника, - эти люди, на мой взгляд, трупы с точки зрения ремесла.
***
Экс-главред "Ведомостей" Татьяна Лысова:
1) Умей вежливо говорить "нет" кому-угодно
2) Не дружи с героями публикаций
3) Смотри на свое издание глазами читателя
4)Следи за настроениями и интересами своей аудитории
5) Подвергай сомнению все, не верь до конца никому
6) Работай руками, а не лицом на тусовках
7) Будь готов признать и исправить ошибку
8) Не забывай, что без совиз журналистов ты - никто
9) Право на ошибку есть у всех, включая главного редактора
10) Помни: все, что ты говоришь, даже твоя личная точку зрения, обязательно будет трактоваться как позиция твоего издания.
***
Дружба - опасная штука, большой шаг к самоцензуре