Больше цитат

slipstein

10 сентября 2019 г., 16:14

Что ж, если христианство - это живая религия, наивно было бы ожидать окончательного решения всех проблем, тем более от од­ного человека. Проблемы будут всегда. Но тогда становится более понятным и другой вопрос, который часто задают по поводу бого­словия Тиллиха: если найти окончательное решение все равно не удается, а то, что удается, достигнуто за счет заметного отхода от традиции, то кому это надо?

Ответ: тем христианам, которые страдают от таких вещей, ко­торых большинство не замечает. Они читают Евангелие и видят, что Спаситель на каждом шагу говорит, что Царство Божие при дверях, и мир доживает свои последние дни. А им говорят: этого не может быть, потому что это противоречит христологическому догмату. Они получили какое-никакое образование, знают, что че­ловек появился на земле сравнительно недавно (200 - 300 тыс. лет назад), и понимают, что это противоречит христианскому учению о грехопадении. А им говорят: этого не может быть, потому что в Библии написано не так, а учение о грехопадении — это осно­ва христианства. Они стали христианами потому, что прочитали Евангелие и поняли, что слова Христа о самоотверженной люб­ви действуют на них с непреодолимой силой, и что источник этой любви — не в здешнем мире. А им говорят, что главное не в этом, а в том, что благодаря Христу и таинствам мы можем продолжать жить и после смерти. Они не могут оставаться безразличными к несправедливости, беззаконию, лжи, ненависти, переполняющим нашу жизнь до краев, и с ужасом видят, что все это есть и в Церк­ви. А им говорят, что нас это не касается, наше дело ходить в храм, молиться и причащаться. Тем не менее они остаются христианами, хотя и страдают от этих мучительных противоречий. Не так давно для этих страданий появился даже специальный термин: «когни­тивный диссонанс». Но, может быть, таких людей ничтожно мало, стоит ли ради них огород городить? Сколько их, мы не знаем, но знаем, что такие есть. И кто поручится, что из малого семени не вырастет в конце концов большое дерево, и что это «малое ста­до» не сыграет когда-нибудь значимую роль в исторической судьбе христианства?