Больше цитат

izvra

8 апреля 2019 г., 16:44

Столкнувшись с божественным, герой теряет интерес к матери- 1 альному миру, а вместе с ним и к жизни: «Цепь потянули. Петя noil пятился назад, к ступеням, ведущим в тоннель. И вдруг почувство- К вал страшную тоску, и понял, что этот мертвый старик с желтым I лицом не стоит мельчайшего узора на божественной коже Червя, I а этот Мавзолей, куда идут на поклонение миллионы, всего лишь i мертвый дом из мертвых камней. Ужасная скорбь парализовала Е Петю. Цепь тянула его назад, в мертвый мир. Но Петя не хотел [ туда» [III, 378]. Со словами «Пусть сияет» герой умирает.
Тематика пустоты, дематериализации, соприкосновения с невидимыми духовными и метафизическими началами проходит сквозь всю книгу «Пир». Ее неизменно сопровождает тема мертвенности, тяжести625, уродливости окружающего мира. Физическая реальность предстает в «Пире» воплощением смерти и абсурда и теряет всякую ценность. Место истины занимает пустота, которая — в полном соответствии с определением Монастырского — может оборачиваться духовной наполненностью.
В концовке «Пира» звучит, поэза И. Северянина «Villa шоп repos» (1921):

Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже,
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу*
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным

Представление в поэзе людей в виде бессмысленных кусков мяса перекидывает мостик к неогностической концепции «Трилогии».