Больше цитат

izvra

8 апреля 2019 г., 16:42

Не все авторы, подобно Малышкину, изображали трудовой энтузиазм как безусловно положительную силу, облагораживающую человека и действительность. В романе Ф. В. Гладкова «Цемент» заложившем основы жанра производственного романа, победная поступь социалистического строительства рушит взаимоотношения людей и коверкает их судьбы. «„Цемент1* буквально заселен людскими несчастьями: разрушена семья главных героев, ушло тепло семейного очага, поругана любовь, мать с легкостью оставляет малолетнюю дочь, которую голод заставляет собирать пищу на свалке»596. Центральный в «Сердцах четырех» мотив смерти и разрушения можно рассматривать в качестве параллели мотиву Страданий и несчастий в «Цементе». Сближают эти произведения и сцены истерик, в которые время от времени впадают герои, не в силах выдержать накал действия.
Еще одна параллель, которую можно провести между «Цементом» и «Сердцами четырех», связана с «боевыми» сценами. Заложив основы жанра производственного романа, «Цемент» восходил к прозе о гражданской войне. «Гладков использовал в своем романе художественные принципы, освоенные ранней прозой для изображения героики гражданской войны, — пишет Скоро- спелова, —но использовал их на материале будничном, повседневном, героизировал ситуацию социального творчества»597. Как и в случае с детективом, Сорокин актуализирует «память жанра» производственного романа, насыщая действие «Сердец четырех» перестрелками и погонями. В этой точке сходится влияние соцре- алистической и массовой литературы, что выявляет их близость друг другу.
Механизм, посредством которого Сорокин превращает производственный роман в роман абсурда, аналогичен трансформации детективного жанра. «Соблазн производственного романа в том, что он превращается в абсурдный, стоит лишь убрать объект производства, — пишет А. Генис. — Станок, изготовляющий ненужные детали, — машина абсурда.