Больше цитат
"Настроение" произведения... «О духовном в искусстве»
"Настроение" произведения может углубить и возвысить настроение зрителя. такие произведения во всяком случае ограждают душу от вульгарности. Они поддерживают её на определенной высоте, подобно тому, как настройка поддерживает на надлежащей высоте струны музыкального инструмента. Однако, утончение и распространение этого звучания во времени и пространстве, всё же остается односторонним и возможное действие искусства этим не исчерпывается.
...
Галереи увешаны тысячами полотен. Люди держат в руках книги с именами художников и названиями картин, переходят от одного полотна к другому, перелистывают страницы, читают имена. Затем они уходят, оставаясь столь же бедными или столь же богатыми, и тотчас же погружаются в свои интересы, ничего общего не имеющие с искусством. Зачем они были там? В каждой картине таинственным образом заключена целая жизнь, целая жизнь со многими муками, сомнениями, часами вдохновения и света.
...
Голодные души уходят голодными.
Толпа бродит по залам и находит, что полотна "милы" и "великолепны". Человек, который мог бы сказать что-то, ничего человеку не сказал, и тот, кто мог бы слышать, ничего не услышал.
Это уничтожение внутреннего звучания, звучания, являющегося жизнью красок, это сеяние в пустоту сил художника, есть "искусство ради искусства".