Ну… Эта книга существует? Эта книга является типичной книгой-затравкой для эпичного финала трилогии? Что тут еще можно сказать? Релиз “Найтбейна” прошел абсолютно незаметно для массового читателя. Связано это с тем, что люди уже и думать забыли про “Лайтларк”, момент ушел. Момент настолько ушел, что русский перевод давно вышел, а его до сих пор не слили, чтобы вы понимали. Всем настолько стало все равно. А еще “Найтбейну” не повезло делить день рождения с новой книгой Али Хейзелвуд и сиквелом “Четвертого Крыла” а.к.а. релиза, который и отобрал у “Лайтларка” титул самой хайповой книги тиктока. Да, этот факт никогда не перестанет быть забавным. В итоге, в начале до “Найтбейна” добрались только те, кому неиронично понравилась первая часть. Разгромные обзоры начали появляется только сейчас, хотя с выхода книги прошло больше месяца.
У “Найтбейна” нет четкого сюжета, его задача подвести к третьей части. Которая, кстати, непонятно выйдет ли вообще. Анонса до сих пор нет, а контракт у автора был только на две книги. Астер пытается создать видимость какого-то политического напряжения, но видно, что ей неинтересно. Если вкратце, то после того, как проклятья были сняты, Грим решил начать войну с Лайтларком и дал островитянам тридцать дней на эвакуацию. Вообще, весь этот замут с войной Найтшейда выглядит довольно сомнительно, потому что Найтшейд один, а царств, которые будут с ним воевать в случае нападения четыре (минус Мунлинг, который пока держит нейтралитет). Так что, эта идея также плоха, как устраивание К-поп концерта в Северной Корее. Еще там вроде зреет восстание, ведь народ недоволен тем, что у правителей (которые несменяемо правили несколько веков) ушло почти пятьсот лет на избавление от проклятий. Но и это никуда не выливается, потому что на народе Лайтларке лежит проклятие: если убить правителя, то все подданные умирают вместе с ним. Это, как вы поняли, было сделано специально, иначе того же Грима давным давно бы свергли.
Алекс Астер также пытается забить некоторые дыры в лоре, но мироустройство “Лайтларка” является настолько несвязной кучей малой из разных идей и концептов, что вместе с этим она создает еще больше вопросов. Например, молодящиеся пенсионеры, которые правили землями Лайтларка, являются бессмертными, потому что у них нет детей. Появление наследника влечет за собой потерю сил его родителя. Это здесь исключительно для того, чтобы дать Айзле лишний повод пострадать (а страдает она много, но об этом позже). Айзла не особо хочет править, но она должна, и единственный способ уйти от монарших обязанностей - это, как вы поняли, родить себе замену. Вот только, г-жа Астер, очевидно, забыла, что в Скайлинге и Мунлинге демократия и правителя выбирают на голосовании. Наверное, она действительно забыла, потому что Скайлинг и Мунлинг с их правителями - это абсолютно нерелевантные аспекты авторского планетоса, которые нужны, чтобы заполнить необходимые квоты по репрезентации меньшинств. Собственно, как и Старлинг, который тоже достался Айзле в попечение. Во время критики мироустроустройства “Лайтларка” г-жу Астер ругали за многое, но за Старлинг в большей степени. Если кто не помнит (а вы скорее всего не помните), проклятье старлингов заключалась в том, что каждый из них умирал в свой двадцать пятый день рождения. Разумеется, возникает куча вопросов как подобное общество может функционировать, и Астер… ничего в этом плане не объяснила. Зато она добавила зачем-то то, что старлингов держали в рабстве. Это тоже ни к чему не приводит, даже не надейтесь.
Так, с миром разобрались. На самом деле нет, но мусолить эту тему дальше нет смысла, потому что “Лайтларк” - это больше про эстетику, нежели про логику. А теперь, позвольте представить вам трагедию под названием “Найтшейд” в трех актах (вандализма). Так как главным фокусом данной истории является водоворот чувств и жар молодых тел наших главных героев, логично назвать акты в их честь, я считаю.
И да, заранее предупреждаю о спойлерах, потому что замазывать каждый из них отдельно мне лень.
Акт первый: Оро (единственный луч света в этом мраке)
Мне было действительно страшно за Оро. Главным идейным вдохновителем Алекс Астер является Сара Дж. Маас, а в частности ее КШиР. И во второй части серии, г-жа Маас превратила любовного интереса главной героини из первой части, Тамлина, в абьюзера, дабы на его фоне второй любовный интерес, Рисанд, выглядел выигрышнее и это бы оправдало эндгейм в его пользу. И многие, я в том числе, боялись, что с Оро произойдет тоже самое. Но не случилось, потому что Астер не нравятся инсинуации, что она кого-то там видите ли копирует, а “кого из двух мужчин она выберет” в качестве главного любовного конфликта так и проситься.
Деление в любовных треугольниках всегда довольно четкое. Есть героиня, есть ее парень, и есть тот, у кого никогда не было и шанса. Догадайтесь, как говориться с трех раз, какая роль отведена Оро. Оро очень нежный и ласковый, прямо как стиральный порошок. Айзла много сомневается в себе и Оро нередко становится для нее унитазом, в который можно вылить все свои отрицательные эмоции. Оро утешает ее, говоря, что она самая красивая/особенная/невероятная (нужное подчеркнуть) и что ему повезло встретить ее на своем пути. Однако, Айзла все равно не довольна, потому что хоть Оро и говорит довольно часто о своей любви к ней, он отказывается сделать главное. Да, он до поры до времени отказывается заняться с ней сексом, считая, что ее эмоциональное состояние пока еще слишком нестабильно для такого. Айзла дополнительно психует, потому что раз он не хочет содрать с нее одежду вот прям здесь и сейчас, то значит он ее не любит.
Спойлер: они-таки дойдут до постели, но все действие займет от силы два абзаца без особых подробностей. Так, может кому-то интересна эта информация.
А если серьезно, то мне очень жалко Оро. Без шуток. Он, в прямом смысле, заложник чужой истории любви. Не надо быть гением, чтобы понимать: Айзла никогда с ним не останется. И в таких случаях, внимание третьего угла обычно начинают фокусировать на ком-то другом, чтобы он прекратил страдать по главной героине. Но Алекс Астер никогда не пойдет на такое, ведь Оро нужен ей исключительно в одном ипостаси, а именно в состоянии перманентной влюбленности в Айзлу. В планетосе Лайтларка есть такой сюжетный костыль, согласно которому, если человек А влюбляется в человека Б, то Б может пользоваться магическими способностями А. Айзла в конце предыдущей книги овладела силами всех шести королевств, и три из этих способностей достались ей именно благодаря тому, что Оро по какой-то неведомой причине умудрился в нее влюбиться. Соответственно, если Оро отдаст свое сердце кому-то другому, то Айзла потеряет где-то пятьдесят процентов своей имбовости, чего допустить ну никак нельзя.
Превращать Оро в Тамлина уже как-то поздно, поэтому вангую, что в третьей книге он героически погибнет, защищая Айзлу, благодаря чему его силы перейдут ей навсегда автоматически. А потом они с Гримом назовут своего первенца в его честь, наверное.
Оро истинный герой трагедии. Он с самого начала обречен на несчастливый финал.
Акт второй: Айзла (внимание, мы погружаемся)
Айзла в “Найтбейне” продолжает повторять за своей Фейрой-сенпай и страдает, так как ее очень травмировали события “Лайтларка”. Слава богу, хотя бы не блюет каждые две страницы (кто понял, тот понял). На несчастную Айзлу навалилось куча всего: теперь она ответственна за два королевства (Уайлдлинг и Старлинг), никто не воспринимает ее всерьез, у нее силы, которые она не может контролировать, Оро, который не хочет с ней спать и Грим, который как раз-таки хочет с ней спать, но он стер ей память. Девчонке тяжело, короче говоря.
В “Лайтларке” основной проблемой Айзлы, как персонажа, являлось то, что дабы сюжет сработал, автор то и дело пихала ее в идиотские ситуации или заставляла совершать глупые и импульсивные поступки. Теперь Айзла осознает, что у нее шило в заднице и испытывает из-за этого вину, но все равно продолжает поступать глупо и импульсивно.
Еще Айзла тонет в мыслях о собственной никчемности и делает это проблемой всех вокруг. И неудачница она, и правительница никудышная, и в войне с Гримом она виновата, потому что он сражается за нее. Айзла кругом виновата. Но сама Айзла занимается только тем, что жалеет себя. Проблемы с Уайлдлингом решает новая героиня Энья. Проблемы со Старлингом решает Мерен. Утешают ее Оро и Азул.
- Хотелось бы тебе, чтобы я… не была всем, чем я являюсь?
- Нет, Айзла, - сказал он, наконец. - Именно черты, которые тебе в себе не нравятся, я люблю больше всего.
Куча подданных-НПС говорят, какая она крутая, что она освободила всех из под гнета проклятий и вообще чуть ли не второе пришествие Иисуса.
Ты дала нам шанс на жизнь. Для большинства из нас ты богиня. Ты спасительница!
В итоге, единственное, из-за чего Айзле остается страдать, так это из-за Грима. Она думает о нем и гладит кулон размером с маленькую картошину (так в книге написано), который она не может снять. Словно это какой-то своеобразный пояс верности.
Я уже немного затронула в своей рецензии на "Лайтларк" эту тему, но тем не менее, повторение - мать учения, как говорится. Я не против самого факта, что Айзла пошла по стопам Фейры и стала имбой, но мне не нравится как мы к этому пришли, потому что Айзле не пришлось для приобретения своих божественных сил ничего делать. Силы Найтшейда и Уайлдлинга у нее были изначально благодаря победе в генетической лотерее. Можно, конечно сказать, что силы Старлинга она приобрела самостоятельно, убив Аврору/Селесту, но ей бы не удалось этого сделать, если бы у нее не было доступа к уже имбовым силам Оро. А доступ к силам Оро она приобрела, потому что он в нее влюблен. Айзла как содержанка, которой ее папик подарил айфон, а до этого она пользовалась только андроидом. Айфон уже безвозвратно ее , ей только надо научится им пользоваться. Странная аллегория, но, надеюсь, вы поняли мою мысль.
Арка Айзлы, по мнению Астер, состоит в обретении независимости. Ее всю жизнь держали в изоляции и теперь она обрела свободу. И она очень хочет доказать всем, что чего-то стоит, что может сама чего-то добиться.
И охота на фамильяра могла бы стать именно таким эпизодом (да тут есть животные-фамильяры. И драконы). Однако, Астер все испортила (опять). Леопард Рысь (я даже комментировать это имя не буду) является одним из сильнейших фамильяров, а значит, выберет только сильнейшую дикарку, так ведь? Нет. Он выбрал Айзлу, потому что почуял на ней запах ее матери (это не мои выдумки, так в тексте говориться). То бишь, Айзле он просто достался в наследство. Это как содержанка, которой от деда достался полудохлый запорожец, ей даже не папик его за услуги дал. Да, запорожец, потому что по функционалу они с леопардом в этой книге одинаковы.
Эх, мы могли бы получить нечто по типу той сцены из “Аватара”, где Джейк Салли седлает в первый раз своего икрана, а в итоге…
Как этакая метафорическая связь Айзлы с матерью, которую она никогда не знала, Рысь тоже не работает. Знаете почему? Потому что мы ничего не знаем про родителей Айзлы. Мы даже их имен не знаем. Астер вовсю повоторяет за своей гуру Сарой Дж. Маас, у которой отец Фейры, мать Люсьена, родители и сестра Рисанда и куча других персонажей тоже ходили без имен.
Алекс Астер просто не дает Айзле развиваться. Она не дает ей взрослеть, ибо, не дай бог, ее бусинка запачкает руки. В “Найтшейде” это дошло до откровенного идиотизма: Айзла стала настолько некомпетентной, что ее постоянно надо спасать от всего и всех. И это странно, потому что:
- Мои желания мало что значат, - сказала она (Оракул). - Твои, с другой стороны… Твои решат судьбу мира.
Волей-неволей начинаешь думать, что держать ее взаперти словно Рапунцель было не самым плохим решением. Если Айзла что-то и делает в политическом плане, то нам этого не показывают. Потому что, вот так сюрприз, “Найтшейд” писался не ради каких-то политических интриг. О, нет! Это все всего лишь декорации, дабы раскрыть то, ради чего мы все действительно здесь! Шестьдесят процентов этой книги - это флешбеки. И не просто флешбеки! Перед нами расстилается великая история любви Айзлы Краун и Гримшоу черт-знает-какая-у-него-фамилия!
Акт третий: Грим (планка упала настолько низко, что она в Аду)
Кардан, прости, что я когда-то быковала на тебя. Вообще, все мужчины, которым я когда-то присуждала титул “Худшего Книжного Бойфренда”, простите меня. Я была молода и глупа. Я еще не знала, насколько низко можно пасть.
Если кто не помнит, одним из главных твистов “Лайтларка” было раскрытие того, что Айзла и Грим состояли в отношениях еще до начала истории, просто Айзла об этом не помнила. А не помнила она об этом из-за того, что Грим стер ей память. И Грим действительно верит в то, что если Айзла вспомнит их историю любви, то она тут же вернется к нему, и все встанет на свои места. Но, нет, это так не работает. Потому что это никак не стирает сам поступок. Грим даже не извинился за это.
Гримшоу - это комбинация из всех популярных ныне на буктоке характеристик властного и брутального альфа-самца. Он яркая иллюстрация слов “герой пожертвует тобою ради мира, а злодей - миром ради тебя”. Он начал войну именно для того, чтобы вернуть Айзлу и, по сути, готов был повести своих людей на верную смерть ради киски.
Но он не только весь из себя такой мачо, естественно! У него есть и мягкая сторона! Его бил отец (кто бы сомневался), чтобы он не вырос тряпкой! В итоге это переросло в то, что Грим регулярно вот уже пятьсот лет занимается самоистязанием, потому что шрамы нынче в тренде. И только Айзла проявила к нему доброту. Неужели я действительно должна восхищаться этим спермотоксикозником? Серьезно?
А их первая встреча! Ничего романтичнее я в жизни своей не читала!
Айзла с помощью звездной палочки (я не буду шутить про то, что название данного дивайса звучит как название секс-игрушки) телепортнулась в Найтшейд. Там она наткнулась на группу женщин, которые ждут, что Грим выберет одну из них для ночи постельных утех. Это, дабы показать, что у Грима так-то до фига вариантов, но ему нужна только Айзла, наверное. Грим естественно, принимает Айзлу за одну из этих крайне любвеобильных барышень, и начинает засасывать ее прямо в коридоре. Сперва целует и только потом просит разрешения. Айзла от его напора сразу же потекла и отвечала с не меньшей страстью.
Потом Алекс Астер понимает, что вставлять в книгу порно пока рано, поэтому Айзла втыкает Гриму в грудь кинжал и сбегает в мокрых трусах.
А дальше они решают вместе искать какой-то очень особенный меч. Зачем Гриму для этого Айзла, если у той шило в заднице, и она скорее сама откиснет в процессе? Потому что правитель Найтшейда не может дотронутся до этого меча, а своим поданным Грим не доверяет, чтобы выбрать кого-то из них. Да, у нас опять любовная линия строится через квест, как это было с Айзлой и Оро в предыдущей части. Очевидно, ничего другого Астер придумать не смогла, хотя, казалось бы, для главного мужчины серии можно было бы и постараться. Попутно они обмениваются колкостями, но это скорее выглядит как сцены унижения дедом своей внучки.
- Какого рода людей ты ожидала встретить на ночном базаре, Сердцеедка? - спросил он, последнее слово отдавало ядом.
- Меня зовут Айзла, - сказала она сквозь зубы и подошла ближе, дабы свирепо смотреть на него через прутья своей камеры.
- Я никогда не буду тебя так называть.
- Почему?
Он посмотрел на нее сверху вниз.
- Когда ты называешь кого-то по имени: это символизирует близкое общение и уважение.
- Ты не уважаешь меня?
Кстати, если мне память не изменяет, он так и не начинает называть ее по имени и все продолжает кликать “сердцеедкой”. И, очевидно, никого не смущает, что это технически является расистским оскорблением. Наверное, в свое время Алекс Астер начиталась фанфиков по Драмионе, в особенности тех, где Драко Малфой в качестве ласкового прозвища вместо привычных “малая” и “зая” использует слово “грязнокровка”, и решила, что это очень романтично.
В течении всего этого времени (а это хронологически где-то год) Айзла, по ее же словам, узнает про Грима много всего, но на деле она узнала только про его арбузного отца и про то, что он никогда не должен спать с одной и той же женщиной дважды. Но она не знает каких-то более тривиальных вещей. Она даже не знает есть ли у него аллергия на орехи.
Грим в какой-то момент начинает флиртовать с Айзлой, и все его пикап-фразы скопированы у других. Он сравнивает Айзлу с инвестициями, как это в свое время делал Каз Бреккер с Инеж, попутно пропустив все стекло связанное с этими словами.
Потом он цитирует Энтони Бриджертона.
And you are the bane of my existence.

Ну и конечно мое самое любимое.
- Ты моя зависимость, - он легонько укусил ее, отчего она вздрогнула. - Ты мой найтбейн.
Тут надо немного пояснить. Найтбейн является наркотиком, который вызывает сильное привыкание. Да, книга названа в честь фентезийных колес, но речь не об этом. Просто замените “найтбейн” на название другого действительно существующего наркотика и добавьте в середине “личный сорт”. Зачитайте это с таким придыханием, словно у вас изжога, и вы поймете откуда это.
Про то, что Грим заставил Айзлу надеть на бал очень откровенное черное платье и сидеть у себя на коленях, я даже говорить не буду. Это точно не копипаста с похожей сцены с Рисандом и Фейрой, вы что!
Вы можете сказать: “Ну является он копией Рисанда. Ну копирует он фразы других книжных мужчин. Ну и что с того? Что в нем такого ужасного?”. На это я вам отвечу, что убогий флирт это только верхушка айсберга.
Грим на самом деле не хочет никого убивать. Даже трон Лайтларка ему не нужен. У его плана всегда было двойное дно, знаете ли. Очень мутное и запутанное дно, поэтому я попытаюсь объяснить все настолько насколько это возможно. Но сначала, Оро и Грим сталкиваются в схватке, Айзла просто стоит рядом как столб. Оро побеждает и уже готовиться нанести решающий удар, но тут Грим бросает фразу, которая должна зажечь огонь страсти во всех девушках, которым не посчастливилось прочесть эту книгу.
- Руки прочь от моей жены.
Да, вы все правильно прочитали! Грим и Айзла не просто состояли в романтических отношениях, они все это время были женаты! И тот кулон, который Айзла не может снять, действительно является поясом верности. Просто Айзла про это все не знала и Грим не посчитал нужным ей об этом сообщить. Ну и конечно, их жизненные силы связаны между собой, а значит, если убить Грима, то Айзла пойдет вслед за ним (и наоборот). Айзла, оказывается, умудрилась склеить ласты еще до первой книги и Грим вот таким вот образом ее оживил. Я бы сказала “ну и скатертью им дорога” (или лучше “ну и земля им пухом”?), но, к сожалению, герои книги не согласны со мной в этом вопросе.
Зачем же Грим замутил всю эту тему с войной, спрашивается? На войнах умереть очень легко, а учитывая то, что у Айзлы полностью отсутствуют тормоза, все могло бы окончиться довольно печально. Видите ли, Грим решил открыть врата в параллельный мир, откуда в свое время пришли первые правители Лайтларка, считая, что там он сможет воскресить Айзлу окончательно. Открытие портала, правда, приведет к апокалипсису на самом Лайтларке, но это такие мелочи! С найтшейдцами-то все будет впорядке и с дикарками тоже, потому что Грим не только приютил их у себя, но и стер им память, ибо те не могли жить с воспоминаниями о необходимости есть человеческие сердца (Айзле он про это ничего не сказал, и она считала, что держит весь ее народ в заложниках). Видите какой он хороший!
Нет, Алекс Астер, он не хороший. Он самый настоящий обмудок! Если смотреть на ситуацию трезво, то в его действиях вообще нет никакой логики, вот серьезно! Какой смысл был начинать войну, если он никого убивать не хотел? Неужели он всерьез думал, что люди так испугаются его козьей морды, что сбегут поджав хвост и не будут бороться? Или что его собственные воины не пойдут убивать Айзлу? Почему нельзя было рассказать обо всем Оро? Неужели, по мнению Грима, он бы не помог отвязать свою любимую Айзлочку от него? Ладно, Гриму не нравится Оро, но Айзле почему нельзя было сказать? Он боялся, что она совершит харакири, дабы утащить его с собой и решить проблему?
Слушайте, я все понимаю! Я понимаю, что иногда любовный интерес может быть не самым хорошим человеком. Однако, здесь автор постоянно пытается обелить Грима, и от этого он кажется еще более ужасным. Он не злой, он просто раб любви! Из-за этих оправданий и того, что Айзла все равно его любит и прощает, кажется, что она полная идиотка, которая не до конца понимает всю серьезность его поступков.
И чем больше я об этом думаю, тем больше мне кажется, что большинство поступков Грима продиктованы желанием быть самым умным в комнате. Поэтому он никому не рассказывает о своих планах. Он постоянно относиться к Айзле, как к инфантильному ребенку, который побуянит, но в конце все равно послушает доводы взрослых. Именно по этой причине, он не рассказал Айзле про их брак, его значение и что он сделал с дикарками. Ему необходимо чувствовать свое превосходство над всеми, а над Айзлой в частности. Я зуб даю, что г-жа Астер не такую интерпретацию планировала. Можно даже поспорить и сказать, что Грим скорее удобный инструмент, благодаря которому сюжет хоть куда-то двигается. Однако, что весьма забавно, сделав его таким, Алекс Астер дала довольно реалистичный портрет взрослого мужчины, который специально заводит отношения с девушками помладше, дабы чувствовать себя более опытным и авторитетным. Ровесницы таких, как правило, пугают, потому что видят, насколько они жалкие.
По сути, вся эта книга бессмысленна. Это один большой филлер с парочкой твистов в конце и клифхенгером, чтобы подогреть у читателей интерес к финальной части. Точнее, я надеюсь, что финальной, потому что Астер вполне может пойти и дальше по стопам Маас и превратить трилогию в гексалогию.
Если звезды сойдутся и третья часть-таки появится на свет, то значит мы снова соберемся здесь. Я все еще надеюсь, что в конце Грима сделают злодеем и убьют.
Мои рецензии на: Серия "Лайтларк" 2/3
1. Лайтларк | 3. Скайшейд| 4. Untitled