У современных эскимосов, живущих на Аляске, есть слова, обозначающих европеоидов: гуссук и гуссук-пиак. Буквальный перевод соответственно: «белый человек» и «истинно белый человек». Первым словом эскимосы называют американцев, а вот вторым русских. Этим этнолингвистическим фактом заканчивается книга, и начинается моя рецензия.
Работа научная, написанная довольно сухо. Об уровне проработанности говорит следующее наблюдение – текст заканчивается на 173 стр., а ссылки занимают объем со 174 по 210 стр. Автор основывала свое исследование на учете не только работ отечественных историков, но и американских, английских и испанских. Причем здесь испанцы? – В конце XVIII в. испанцы тоже хотели присоединить к своей империи Аляску. Также использованы архивные документы из западных стран. В общем, видно, что автор тщательно подошла к исследованию. Уже имея на руках эту книгу, и слушая в передаче «Прошлое» интервью с американским археологом об освоении Аляски русскими, он, в свою очередь ссылается на работы С. Г. Федоровой.
В книге лаконично, но информативно описывается история освоения и пребывания русских на северо-западном побережье Америки и примыкающих островах. Здесь не только Аляска. Самое южное русское поселение располагалось в Калифорнии. Как следует из книги, самих русских в Новом Свете никогда не было много. К 1867 г., времени продажи Аляску Североамериканским штатам (как тогда называли в Российской империи США), русских проживало в пределах 800 человек. Наверняка собственно в САСШ в то время, эмигрировавших русских, насчитывалось гораздо больше. Полвека ранее, в момент наиболее активной деятельности Русско-Американской компании (далее РАК), русских на Западном побережье насчитывалось в районе 600 человек. Так что если задаваться вопросом, зачем мы – русские уступили Аляску, ответ очевиден – там нас то и не было.
Книга полна различными мелкими, но интересными деталями. С них она и начинается. Оказывается, долгое время существовало представление, что во время знаменитого похода Дежнева 1648 г., когда в результате шторма пропали другие корабли экспедиции, якобы некоторых унесло к Американскому континенту. Там они основали поселение, жили и распространяли свою культуру. Так что, когда почти век спустя сюда пришли русские, они будто встретили местных туземцев, одетых как русские. О потомках русских, живущих в глуби Аляски, слухи ходили чуть ли не до конца XIX в. Окончательно эта тема в рамках истории Аляски не снята и теперь. Американские и отечественные историки продолжают в рамках кабинетных теоретизирований выискивать места первых поселений русских. Были в советское время историки, которые и вовсе заявляли, что первые русские пришли на Аляску еще в период расцвета Новгородской республики. То есть пораньше чем Колумб, и не слишком позднее чем викинги.
Хотя автор и сама пускается в теоретизирование, где бы могли проживать первые русские, я все-таки из приведенных данных сделал вывод, что оснований для таких поисков нет. Это типичная история для европейских первооткрывателей, что якобы в новых землях уже когда-то побывали «наши», одарив своей цивилизацией местных аборигенов. Конечно, можно, как и автор сослаться на пожелание, что археологические исследования могут решить этот вопрос. Но в реалии найти единственное и самое раннее инокультурное поселение – задача почти невыполнимая. И совсем безнадежная если черной кошки в черной комнате, то есть русского поселения XVII в. на Аляске не было.
Что касается других любопытных моментов. Оказывается, русские создавали на островах рядом с Аляской школы, где обучали и местное население, прежде всего, креолов. Это потомки смешанных браков. Именно на креолов делала ставку РАК в окультуривании Северо-западной Америки. Их пытались вывозить на профессиональное обучение и в Россию. Но смена климата действовали на большинство этих несчастных смертельно, в прямом смысле этого слова. Однако у себя на Родине креолы активно росли числом, и на самом деле несли русскую культуру в массы, чему свидетельства, упомянутые гуссук и гуссук-пиак.
Еще были музей, студия и даже обсерватория. Что касается студии, автор ее называет музеем. Но приводит описание, где указывается, что в ней хранились измерительные приборы. Это признак студии, которые являлись разновидностью музеев, но появились в свое время раньше мусеонов. В другом месте автор указывает, что собирались шкуры птиц и животных, а также местная этническая одежда. Вот это уже был музей. Для XVIII в., когда еще окончательно не сформировался музей, как один из общественных институтов, такая разнотипность была характерна. Но обнаружить это на Аляске! В самой Российской империи в те времена было всего три музея – Оружейная палата, Кунсткамера и Эрмитаж. Еще несколько кабинетов мусионов при училищах, да попытка создания музея в Иркутске.
Есть, к сожалению, в книге и упущения. Видимо, считая, что история Аляски уже неоднократно рассматривалась отечественными историками, автор не стала останавливаться на вопросах, почему не удалось увеличить число русских на новых землях, и почему вообще эта земля не смогла стать русской. Хотя косвенно ей все-таки приходилось касаться этой темы. Как и опущен вопрос каким способом – мирным или военным проходило освоение Америки. Надо, кстати, отметить, что американские историки предпочитают рассказывать о жестоком обращении РАК с местным населением. Даже в упомянутой мною передаче об этом шла речь.
Что же касается вопроса причин продажи Аляски, то тут в любом случае этот вопрос лучше постигать по другим работам. Я, например, читал работы по внешней политике Российской империи во времена Александра II. Считаю, что решение это было оправданное. Данная книга наглядно показывает, что в противном случае у нас попросту отобрали бы эти земли, что могло бы привести к цепной реакции, когда вслед пошла бы уже Чукотка и Камчатка.
Однозначным недостатком работы считаю отсутствие карт, из-за чего поставил «4». Автор постоянно использует массу географических терминов, есть глава, посвященная географическому изучению Аляски, а издательство не удосужилось поместить хотя бы одну карту, например, которую я честно скачал в ВК и давно храню у себя.

Подытоживая скажу, что для интересующихся темой, книга желательна к прочтению. Тем же, кто в рамках исторического ликбеза решил прочесть что-нибудь про русскую Америку, работа может показаться скучной и нудной.