Опубликовано: 16 ноября 2023 г., 14:23 Обновлено: 19 ноября 2023 г., 12:04
31K
Ноябрьские новинки издательств NoAge и «Поляндрия»
Сначала Саня работала на новостных телеканалах, а потом вдруг переехала из Москвы в провинциальный город, чтобы учить школьников литературе. Зачем — она и сама не знает. С детьми сложно, но еще сложнее с другими учителями, с директором, с системой. Каждый день Саня мечтает уволиться, но продолжает. На второй год что-то начинает получаться. Или ей кажется? В ее ребятах так много молодости и силы — справятся ли они с наползающим будущим?
Оказавшись в Многоярославце, героиня наблюдает типичную для провинциального города картину. Мир вокруг — словно декорация старого советского фильма: вместо торгового центра — рынок, тротуары зимой не посыпают реагентами — пешеходы бредут по узким тропкам меж сугробов. Приметы нового, переходного, времени также наличествуют: на заброшенной стройке устроили себе место встреч местные подростки, близлежащий стадион часто используется не по назначению, а, скорее, для дружеских возлияний. Каждое утро, ровно в семь, Саня выходит из дома, взяв рюкзак и термос с кофе. Ей предстоит дорога на автобусе до села Дудиново, где она работает учительницей русского языка и литературы.
Образы и картины, что рисует перед читателем автор, легко узнаваемы. На площади у вокзала продают беляши, сосиски и растворимый кофе навынос. Так и чувствуешь этот сборный аромат. Водитель маршрутки за рулем курит — и весь салон заполняется дымом. Черное небо над белым снегом — зима. День только начинается, и всякий раз Саня едет в школу, размышляя о подростках, которые придут к ней на урок, но также и о своих мечтах и планах — вернуться в Москву, поехать летом в Европу...
Школа — очередной портал в прошлое: давно не видевшее ремонта здание; характерные запахи столовки, сухого мела и мокрых полов; пустые раздевалки; непременные коллеги («наш педколлектив») и карикатурная директриса с непрошенными советами и предложениями провести пару дополнительных уроков (ведь у Сани нет мужа и детей). В этом постсоветском микрокосме героиня чувствует себя чужой. При этом и по возрасту, и по духу она гораздо ближе к детям, чем ее старшие коллеги: девушка делает презентации и показывает их на уроках, потому что постоянно следовать учебникам скучно; говорит со своими подопечными об их эмоциях; вместо Кустодиева показывает граффити Бэнкси; русскую классику чередует с произведениями современных авторов.
В романе Светланы Олонцевой педагог – не супергерой, но человек со своими чувствами и слабостями. Саня не пытается сломать детей, уважает их особенности, понимает мотивы того или иного поведения (для кого-то не вставать при появлении учителя — это протест, но он временный), хоть порой это невероятно трудно. Ее метод обучения держится не на страхе перед наказаниями, а, напротив, наполнен эмпатией и искренним желанием помочь детям на этом нелегком пути взросления, пусть даже это просто равняется тому, чтобы «на уроках разговаривать не об уроках».
Порой кажется, что стремление к взаимопониманию с учениками — это еще и личная терапия для героини, которая запуталась в своих истинных желаниях. Собирая по кусочкам паззл, она пытается обрести гармонию в душе, разобраться в собственных мотивах: зачем приехала сюда, куда двигаться дальше, а если не здесь, то где? И возможно ли вообще это пресловутое счастье? Мысли, как буквы в словах, путаются, их смысл ускользает, но, несмотря на трудности, единственный выход — продолжать идти вперед. В ситуации неопределенного будущего читатель, по крайней мере, видит, к чему приводят невыученные уроки прошлого. Можно ли собственным примером изменить общество? На этот вопрос ответ будет у каждого свой. Во всяком случае, не быть как все уже кажется признаком невероятной смелости.
Лето 1965-го. Шелл сбегает из дома при заправочной станции, где жил с рождения. Он хочет стать мужчиной. Ведь на плато, нависшем над долиной Ассы, ничего героического не происходит, здесь царят лишь тишина и ароматы трав. Вдруг, словно из ниоткуда, появляется девочка с фиолетовыми глазами. С ней черно-белый мир становится цветным. Во вселенной Вивиан Шелл больше не чувствует себя иным. Он беспрекословно подчиняется ей, его королеве, не замечая, куда ведет эта преданность. «Моя королева» — ода юности, любви и свободе. Герои Жан-Батиста Андреа ищут гармонию в мире, где все перевернуто с ног на голову, и автор дает нам шанс отыскать ее вместе с ними.
Некрашеный дом, построенный из шлакоблоков, ветхая заправка (две колонки под навесом) — вот и все нехитрое имущество семьи главного героя. Они живут в отдалении от внешнего мира, «забытые Провансом». В редкие часы досуга мать и отец смотрят телевизор, практически не общаясь между собой, — да и зачем, все уже сказано. Раз в год семью навещает старшая сестра героя — она уже давно замужем и благополучно живет в другом месте. Сестра постоянно уговаривает Шелла подумать над переездом в большой город, покинуть убогий дом и родителей. Но день за днем ничего не меняется. Казалось, в этом краю время словно остановилось.
Меж тем в душе юноши зреет бунт. Первая выкуренная им сигарета оборачивается внезапным пожаром. Пожилые люди понимают, что не могут в должной мере уследить за своим сыном. А сам Шелл порядком устал от роли ребенка, ведь он-то считает себя уже совсем взрослым. Отправиться на войну кажется ему неплохим выходом из создавшейся ситуации. В его наивном представлении о лучшей жизни — где-то там, далеко — кроется главная проблема героя. Для него новый мир начинается там, где заканчивается плато на вершине горы, и он намеревается-таки добраться до него.
Очень скоро читателям становится ясно, что главный герой здесь – особенный во всех отношениях. Родители забрали его из школы, так как, будучи физически вполне развитым, Шелл не может научиться считать, а когда пишет, буквы путаются у него в голове и на бумаге. Даже простые вещи даются ему с большим трудом, а запомнить что-либо – подчас совершенно невыполнимая задача. Поэтому он целыми днями сидит на заправке, вместо того чтобы проводить время со сверстниками.
Знакомство с Вивиан, с одной стороны, мешает осуществлению первоначального плана героя, с другой же — помогает обрести первого сколь-нибудь близкого человека. По крайней мере, Шеллу кажется, что отношение Вивиан к нему искреннее, — потому он с готовностью исполняет все ее желания. Для него она — настоящая королева, а не девочка с фингалом под глазом, скрывающая синяки на руках (следствие жестокого обращения со стороны отчима) под жакетом с длинными рукавами. Свою инаковость отныне они проживают вместе, наслаждаясь жарким и безоблачным летом в живописной обстановке.
Словно порыв свежего ветра, эта история захватывает с первых страниц, оставляя после себя светлую грусть: как проходят ясные, теплые дни, так и юность имеет свойство заканчиваться. Остаются лишь чувства, звуки и ощущения — каждое слово, каждый вздох навсегда отпечатываются в памяти. Необычайно витальный и поэтичный текст о красоте момента. Восхитительный дебют Жана-Батиста Андрея и нежный роман взросления, «Моя королева» была отмечена Prix du premier roman (2017) и Prix Femina des Lycéens (2017).
Однажды Ёжик уловил в морском воздухе тонкий аромат — то ли цветов, то ли миндального молока, то ли лавандового пудинга. Оказалось, так пахнет свежерождённая Луна! И Ёжик понял, что самое главное — главнее всего на свете! — во что бы то ни стало дотянуться до Луны. Обняв её, он будет безмерно счастлив. Вот только будет ли счастлива Луна? Сказочное путешествие, наполненное светом искренней доброты и надежды.
Герой смотрит на ночное небо и ему кажется, что Луна чрезвычайно беззащитна и одинока, — ей точно необходима его поддержка. Ёжик бредет домой, не замечая ни пенных барашков, ни проблесков рассвета, для него теперь главное — претворить свой амбициозный план в жизнь.
Чтобы осуществить задуманное и исполнить свою мечту, Ёжик прибегает к самым разным средствам: просит помощи у летучих рыб, вяжет шаль из одуванчиков (чтобы подарить ее Луне), совершает полет на звездном Ките… Достигнув цели и оказавшись на лунной дорожке, герой ощущает некоторое беспокойство — что если идеал отвергнет его, такого колючего и шершавого? Сомнения, однако, быстро улетучиваются, и заветное желание Ёжика наконец-то становится реальностью.
Эта пастельная история придется по душе всем маленьким фантазерам, кто верит в чудеса и интересуется звездным небом. После ее прочтения юные читатели смогут посмотреть, где находятся созвездия Большая Медведица, Дельфин, Дракон и Орел, и тем самым «повторить» увлекательный маршрут Ёжика. Вдохновляющий на большие и маленькие свершения рассказ о силе воображения и упорстве, помогающем в исполнении мечты.
В стране форм дела идут вкривь и вкось: королю и королеве за многие годы не удалось произвести на свет наследника достойного — с углами острыми и линиями ровными. Неужели на престол их бесценный больше не взойдёт многоугольник совершенный?
Эта яркая книга настоящих звезд дизайна — Газоль и Крушиформ — ломает стереотипы о сказках. Известный всем сюжет о короле и королеве, которые ищут своей любимой дочери достойного супруга, решается в оригинальном, геометрическом ключе. Вдохновляющая история поддерживается уникальными иллюстрациями, являющими собой микс самобытного текста и причудливых рисованных элементов.
Повествование получается нескучным и запоминающимся, потому как и герои этой истории своеобразные: где еще встретишь невесту в виде треугольника, женихов в форме эллипса или многоугольника и трубадура-ромба?!
Визуальный код — настоящая головоломка, которая вкупе с лингвистической игрой и разнообразными фигурами заставит искать ключики к загадкам, коих на страницах книги спрятано предостаточно, так что советуем быть внимательными.
Без курьезов не обойдется — история про неподходящих женихов (читай, недостаточно хороших) обыгрывается с помощью геометрических форм с неидеальными параметрами. В эпоху, когда большинство стремится к свободе самовыражения, представление о пресловутых стандартах в какой бы то ни было сфере кажется устаревшим. Потому-то «на радость» родителям главная героиня выбирает такого жениха, какого сама хочет видеть своим будущим супругом. Любовь (как и в любой сказке, здесь все по-прежнему) торжествует.
Произведение рассчитано не только на юных читателей, любящих сказки про королей, принцев и принцесс, а также про волшебных фей, но и на всех, кто интересуется современным дизайном и необычными иллюстрациями.
Я остался один на всём белом свете... Пока однажды не встретил Пауля.
Немолодой бездомный пес жил во дворе старой библиотеки. Каждый день он встречал и провожал посетителей, пока ее не закрыли. Герой и не надеялся, что однажды ему улыбнется удача и он обретет доброго хозяина, но в жизни всегда есть место большим и маленьким чудесам. Так у собаки появился Пауль, господин в годах, которому тоже было одиноко.
Отныне каждый день для собаки не иначе как чудесный — с утра его ждет миска каши и большая косточка, а после трапезы хозяин всегда гладит его по шерстке. Даже рутинные процедуры вроде мытья лап или поездки к ветеринару — ничто по сравнению с тем, что они так замечательно проводят время вместе.
Неважно, что делать — бегать за палкой, пока хватает сил; лежать на траве и смотреть на небо; разучивать команды или встречать новый год, — пес безмерно любит Пауля: не заеду, заботу и внимание, а просто так, за то, что теперь они есть друг у друга. Но однажды хозяина не стало… Собаке кажется, что весь мир рухнул, ведь он снова остался один одинешенек. Все вокруг серое — безрадостное, без малейшего намека на светлое будущее. Но надежда все-таки есть…
Пес неожиданно обретает новый дом, однако часто вспоминает Пауля, ведь тот навсегда останется хозяином для своего преданного питомца. Пронзительный рассказ с воодушевляющим финалом о ценности моментов, проведенных с близкими, и теплоте, которую каждый из нас может подарить братьям нашим меньшим.
Как любой ребёнок, Гриша никогда не думал о коврах... пока однажды не оказался в мире одного из них. Вместе с обаятельным псом по имени Джабир Гриша отправится в невероятное путешествие. Ему предстоит познакомиться с искусством, придуманным тысячи лет назад, узнать, из чего и как ткут удивительные ковры, увидеть самый старый ковёр и даже разгадать один жизненно важный шифр.
Для главного героя этой истории ковер на стене становится порталом, через который он попадает в город-крепость. Вместе со своим новым другом-проводником мальчик совершает прогулку по окрестностям и общается с местными жителями, проливающими свет на то, о чем нам могут «поведать» ковры.
Что нужно, чтобы соткать ковер? Кто и зачем придумал язык ковра и можно ли ему обучиться? Что означают разные, изображенные на нем элементы — от дракона до жука? Что такое «караван-сарай»? Где проходил Шелковый путь? И существует ли на самом деле ковер-самолет? Грише предстоит получить ответы на многочисленные вопросы, лично убедиться, какого труда стоит своими руками создать ковер, и даже познакомиться с настоящим шахом! Звучит как сказка? На самом деле, все, что вы узнаете из этой книги, — чистая правда.
Если вы любите загадки и зашифрованные послания, готовы к невероятным приключениям и удивительным открытиям — эта книга для вас. Неважно, ребенок вы или взрослый, на страницах произведения вас ждет увлекательный рассказ об истории, традициях и тонкостях изготовления самых разных ковров. Если вы до сих пор думали, что ковер – это не более чем предмет быта или декора, авторам есть чем вас удивить.
Вот не люблю, когда вместо аннотации к книге пишут подробную инструкцию, что считать плохим, а что хорошим.