Нельсон Олгрен — о писателе
- Родился: 28 марта 1909 г. , Детройт, Мичиган, США
- Умер: 9 мая 1981 г. , Лонг Айленд, Нью-Йорк, США
Биография — Нельсон Олгрен
Нелсон Олгрен — американский прозаик. Сын рабочего, детство и почти всю жизнь прожил в Чикаго, в Норт-Вест-Сайдс, районе польской бедноты, и навсегда сохранил чувство принадлежности к «отверженным». В 1931 г. окончил факультет журналистики при университете г. Эрбана (Иллинойс), скитался по югу с издольщиками, будущими героями «Гроздьев гнева» Дж. Стейнбека. Вернулся в Чикаго, работал репортером при полиции. Вместе с Дж. Конроем в 1939–1941 гг. редактировал радикальный журнал «Нью энвил». Три года провел на фронте в составе медкорпуса США.
Свой первый роман — «Кто-то в сапогах» (Somebody in Boots, 1935) — Олгрен посвятил «бесчисленным тысячам — бездомным мальчикам Америки». В названии первой…
части — «Сын Америки» — писатель использовал слова старой американской песни о сыновьях шахтеров и проституток. Это проникнутое горькой иронией словосочетание впоследствии употребит в заглавии своего знаменитого романа друг Олгрена Р. Райт.
Герой романа Кэсс Маккей с детства узнал, что такое голод, мытарства, одиночество. Он «слаб, потому что его отец был беден, брат — болен, сестра — оборванка, мать — умерла». С юных лет мир для него разделен на тех, кто «в сапогах», и тех, кто «в бегах». Кэсс не хочет «надевать сапоги», чтобы за миску гнилых бобов его не заставили стрелять в таких же отверженных, как он сам. Из Техаса юноша попадает в Чикаго, где его снова ждут голод, тюрьмы, безработица. Эта жестокая, беспощадно-реалистическая книга проникнута вместе с тем уитменовским ощущением мощи жизни и обаяния молодости.
Два следующих романа: «Утро не настанет» (Never Come Morning, 1942) и «Человек с золотой рукой» (The Man With the Golden Arm, 1949, Нац. кн. пр.) — выразили горечь погибших надежд «красного десятилетия». Обе книги рассказывают об отчаянном положении тех, кто вырос в Чикаго, городе «с проржавевшим сердцем». «Человек с золотой рукой» принес писателю всемирную известность. Критика объявила книгу первым американским романом о наркомании. Олгрен подчеркивал, что его тема — не наркомания, а обездоленность. Не принял он и снятого по роману фильма (1955 г., реж. О. Премингер, с участием Ф. Синатры, Ким Новак и Э. Паркер). При том, что критика сравнивала писателя с Ч. Диккенсом, Э. Золя и К. Сэндбергом, Дж. Фаррел назвал роман «одной из самых значительных книг за много лет», а Э. Хемингуэй считал его автора «величайшим после Фолкнера американским писателем», сам Олгрен впоследствии оценивал его как хорошую журналистскую работу, говоря, что, если бы ему пришлось оставлять из всех своих книг одну, это был бы роман «Прогулка по пустырю» (A Walk On the Wild Side, 1956). Герой романа Фитц Ликхорн, по прозвищу Голубь, — еще один скиталец, старость застает его, слепого и искалеченного, в чужом ему Чикаго.
За Олгреном закрепилось данное М. Каули определение — «поэт чикагских трущоб». Подлинная популярность пришла к нему в конце жизни, в период общественного подъема 60-х гг. В конце 40-х — начале 50-х гг. произведения Олгрена звучали диссонансом: о 30-х старались забыть, время Дж. Керуака еще не пришло. Сам писатель всегда говорил, что в Америке настоящий художник обречен на неудачу. Кто-то из критиков назвал его «платиновым саксофоном американской литературы».
Лишь под конец жизни он стал членом Американской академии искусств и литературы. Хоронили его друзья писатели и «люди с пустыря», герои его книг.
Особое место в его творчестве занимает поэма в прозе «Чикаго: город в становлении» (Chicago: City on the Make, 1951). В ней с особой силой выражен трагический радикализм Олгрена. Его родной Чикаго предстает в книге как символ нации, место, где «американский дух обрел самое мужественное и самое яростное выражение», где «жили гиганты»: Т. Драйзер, Ш. Андерсон, Фаррелл, Райт. Это и «самый радикальный город, город Дебса и Большого Билла Хейвуда и Первого Мая». «Тридцать лет спустя, — заявляет Олгрен, — мы стоим на границе культурной Сахары».
При жизни Олгрена его рассказы публиковались в сборниках: «Неоновые дебри» (The Neon Wilderness, 1946) и «Последняя карусель» (The Last Carousel, 1973). Его перу принадлежат также два сборника путевых очерков: «Кто потерял американца?» (Who Lost an American? 1963) и «Записи из морского дневника. Хемингуэй всю дорогу» (Notes From a Sea Diary. Hemingway All the Way, 1965).
Олгрена нередко считают представителем натурализма. Думается, его творческая манера несводима к этому направлению. Отзываясь о книге «Неоновые дебри», М. Гайсмар отмечал талант юмориста, «глаз графика и воображение поэта». Эссе о писателе он назвал «Святилище из железа» (по аналогии с романом У. Фолкнера).
С середины 60-х гг. Олгрен печатался редко. Отдельные рассказы рассыпаны в периодике. Роман «Чулок дьявола» (The Devil's Stocking) был отвергнут издателями. В нем писатель продолжал исследовать тему «дна», занимавшую его на протяжении всей жизни, в частности тему проституции. Он считал, что это социальное явление не получает должного отражения в литературе, меж тем как оно претерпело, по его мнению, значительные изменения: из удела обездоленных, покорно сносящих свою участь женщин проституция в Нью-Йорке, по словам писателя, превратилась в большой бизнес. И в этом случае уже не может идти речь о «гимне женщине», как называла критика романы писателя конца 40-х — начала 50-х гг.
Роман «Чулок дьявола» вышел посмертно, в 1983 г. В основу сюжета положены реальные факты жизни боксера-негра, по прозвищу Ураган, отбывавшего срок за убийство. Очерки о нем, послужившие, видимо, набросками к роману, публиковались в журнале «Эсквайр».Нельсон Олгрен – американский писатель, известный в основном благодаря его роману «Человек с Золотой Рукой» (The Man with the Golden Arm), вышедшей в 1949 году и удостоившегося Национальной Литературной Премии.
Родился в Детройте, Мичиган, когда Нельсону было три года, семья переехала в Чикаго, Иллинойс, где он закончил высшую школу Хиббарда (ныне – высшая школа Рузвельта). Продолжил обучение в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн, откуда вышел бакалавром журналистики в 1931 году. Во время обучения писал статьи для студенческой газеты.
Первый рассказ So Help Me написал в 1933 году в Техасе, где работал на газовой станции. Незадолго до возвращения домой был задержан за кражу печатной машинки из заброшенной аудитории и провел порядка пяти месяцев за решеткой, мог получить дополнительно ещё три года тюрьмы, но его выпустили на волю. Это происшествие произвело на него сильное впечатление. Основными героями его романов стали неудачники, аутсайдеры, прочие падшие люди, с которыми Олгрен себя идентифицировал.
За рассказ Brother’s House в 1935 году получает свою первую премию О. Генри. Рассказ печатает Story Magazine, затем публикуется в антологии лауреатов премии.
Первая повесть, Somebody in Boots, была опубликована в 1935 году, потом Олгрен назовет её примитивной и политически-наивной, навеянной марксистскими идеями, которые, как он понял, были в то время весьма популярны. Успеха она не возымела, как Олгрен потом скажет, и к лучшему, что её перестали печатать. Материал будет переработан в повесть Человек с Золотой Рукой, вышедшей в 1956 году, и которой автор был доволен гораздо больше. На вечеринке, посвященной выходу Somebody in Boots Олгрен встречает Аманду Контовиц, на которой женится в 1937 году, разведется, потом опять на ней женится.
Never Come Morning, следующая новелла, опубликованная в 1942 году, повествует о безнадежно пропащем юном преступнике польско-американского происхождения. Историю оценил Хемингуэй, но Олгрен заимел после публикации некоторые проблемы с Польско-Американским Обществом в Чикаго. В результате книгу запретили в Чикагской Публичной Библиотеке.
У Олгрена был роман с писательницей Симоной де Бовуар, женой Сартра, что принесло ему чуть ли не больше известности, чем его работы. Они некоторое время жили в доме Олгрена в Индиане, в 1949 году вместе путешествовали по Латинской Америке. Он стал протопипом персонажа по имени Льюис Броген в её книге Мандарины (1957).
В 1949 появляется, наверное, самая известная его работа, The Man With the Golden Arm, которая в следующем году принесла автору Национальную Литературную Премию в области художественной литературы. А в 1955 году выходит фильм по книге с Фрэнком Синатрой в главной роли.
Следующая вещь, Chicago, City on the Make, 1951, опускала все прелести города и презентовала читателю все его темные переулки с неизменными жуликами и властью, погрязшей в коррупции.
Ещё один большой успех пришел с книгой о бродяге из Техаса времен начала Великой Депрессии Walk on the Wild Side (1956).
В 1965 году, когда он преподавал в Университете в Айове, он встретил Бэтти Энн Джонс, на которой женился в тот же год. В 1967 году они развелись.
В 1981 году переезжает на Лонг-Айленд. Умер дома 9 мая 1981 года от сердечного приступа.
Каждый год газета Chicago Tribune присуждает премию Нельсона Олгрена достойным в области малых форм литературы.
КнигиСмотреть 9
Библиография
Somebody in Boots (1935)
Never Come Morning (1942)
The Neon Wilderness (1947), a collection of short stories
The Man with the Golden Arm (1949), concerns morphine addiction
Chicago: City on the Make (1951)
A Walk on the Wild Side (1956)
Nelson Algren's Own Book of Lonesome Monsters (1962)
Who Lost an American? (1963)
Conversations with Nelson Algren (1964)
Notes from a Sea Diary: Hemingway All the Way (1965)
The Last Carousel (1973)
The Devil's Stocking (1983)
America Eats (1992)
He Swung and He Missed (1993)
Nonconformity (1994)
The Texas Stories of Nelson Algren (1994)
Notes From a Sea Diary & Who Lost an American (Seven Stories Press, 2009)
Entrapment and Other Writings (Seven Stories…
Титулы, награды и премии
Henry Award 1935, 1941, 1950
National Book Award for Fiction 1950
Премии
Лауреат
2012 г. — Премия Норы Галь (Специальная премия, Ей-бо)1950 г. — Национальная книжная премия США (Художественная проза, The Man with the Golden Arm)
Экранизации
РецензииСмотреть 10
12 апреля 2023 г. 09:28
105
3 История конфликта с полицией.
Клуб "Воины" - мощь и сила, но за каждым из них стоит своя история. История Била Бивена по прозвищу Левша довольно драматичная, но он сам выбрал такой путь в жизни. Сходить за бутылкой молока для матери - благое дело, но зачем в такой ситуации брать с собой нож? Может для собственной безопасности, ведь обстановка в районе неспокойная. И тут автор отражает общую ситуацию и положение, в котором сам рос. Примечательно, что рассказы Нельсона Олгрена написаны на криминальную тему, это и не удивительно, ведь свое детство автор провел в квартале бедняков. А в таких районах большой разгул преступности и различных пороков.
Обычный поход за молоком оборачивается совсем непростой историей и дальнейшие события развиваются в полицейском участке. Что же такое творится, Левша ведь вышел всего за…
8 марта 2023 г. 00:50
117
4 Жители дна
Нет, ну а как еще назвать персонажей этого рассказа!? Проститутка, шулер и прочие, часто безденежные завсегдатаи бара, о котором речь в названии. Бар, кстати, нестандартный, больше не про выпить, а про поглазеть на драки. Хозяин старина Б. разрешает своим клиентам дубасить друг друга почем зря, обеспечивая таким образом бесплатные развлечения. Полиция закрывает глаза, проигравшему оказывают посильную помощь, все довольны. И дернул же черт бармена Фэнси спросить Милашку Венеру, девушку не самого тяжелого поведения, не доплачивает ли она своему дружку за постельные утехи. Глупую шутку злые языки разнесли быстро, и дружок Венеры безногий Малютка Машинист бросился защищать честь дамы и свою. Там, где любовь, там всегда проливается кровь.
На первый взгляд, это история об агрессии и насилии.…