Вручение 24 августа 2002 г.

В этом году в жюри вошли Дмитрий Байкалов, Владимир Борисов, Дмитрий Володихин, Владислав Гончаров, Глеб Елисеев, Наталия Мазова, Сергей Некрасов, Александр Ройфе, Андрей Синицын и Евгений Харитонов. Все они активно сотрудничают с журналом «Если», что не удивительно -- именно это издание совместно с издательством «Мануфактура» и Интернет-журналом «Русский Удод» выступил учредителем премии. Награда вручается по двум номинациям: «Большая Филигрань» за произведение крупной формы и «Малая Филигрань» -- за среднюю форму. Жанр рассказа пока, к сожалению, обойден вниманием, но организаторы сообщили, что некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются.
Финалистами, преодолевшими рубеж в четыре балла, в этом году среди повестей стали: «Погоня за хвостом» Александра Громова, «Возвращение мытаря» Эдуарда Геворкяна, «Бертран из Лангедока» Елены Хаецкой, «Предатель» Олега Дивова. Лауреатом же оказался Андрей Саломатов с повестью «В будущем году я стану лучше». Вероятно, заметил ведущий церемонии, критиков привлекло некое обещание, содержащееся в названии этого произведения -- сам же Саломатов клятвенно пообещал ожиданиям соответствовать. «Но только в будущем году!» -- тут же добавил он.
Среди романов в финал вышли «Дело незалежных дервишей» Хольма ван Зайчика, «Долина Совести» Марины и Сергея Дяченко, «1001 день» Александра Громова, «Наркоза не будет» Александры Сашневой. Получил же награду Александр Громов за роман «Крылья черепахи». Как известно, Громов не обделен пророческим даром: например, в этом романе, вышедшем год назад, он описал Всемирный Потоп -- потоки воды, стремительно заливающие Европу и весь мир. Включите радио или телевизор --что слышите?.. К счастью, на вопрос, когда же он опишет Конец Света, автор ответил обнадеживающе: «Никогда». Надеюсь, искренне.
(с) Василий Владимирский

Страна: Россия Место проведения: Выставочный зал "Галерея Нагорная", Москва. Дата проведения: 24 августа 2002 г.

Большая филигрань

Лауреат
Александр Громов 3.8
Кто сказал, что человеческая жизнь — это высшая ценность? Кто сказал, что человек — хозяин Земли? Не придут ли однажды в наш «земной» дом истинные хозяева? Те, что не считают человеческую жизнь высшей ценностью — и способны в любую секунду сказать нам: «Подите вон!» Уйдем ли мы тогда? Возможно. Но — зачем крылья «черепахам», рожденным на Земле, накрепко связанным с ней?! Возможно, мы уйдем. А возможно — и нет!
Хольм ван Зайчик 4.3
После успешного расследования «Дела жадного варвара» пути Багатура Лобо по прозвищу Тайфэн и Богдана Руховича Оуянцева-Сю временно разошлись. Но вскоре судьба (или карма) вновь сводит сыщиков, и не где-нибудь, а в Асланивском улусе, куда ведут следы воинственных дервишей с парома Святой Евлампий.
Марина и Сергей Дяченко 4.2
Влад — одинокий писатель, пишущий свои сказочные повести в Богом забытом поселке. Он — обладатель страшного дара. Любой, кто находится с ним рядом, привязывается к нему незримыми узами — настолько сильно, что рискует умереть.
Влад уже смирился с этим, как вдруг в его жизни появляется такой же человек, как он...
Александр Громов 4.0
Этим миром правят женщины. Всё началось с того, что была открыта возможность телепортации, но только у женщин. И теперь они называют себя настоящими людьми, а мужчины стали «экс-менами». Но когда случается смертельная опасность, то на помощь зовут всё же «экс-мена». Единственного в мире, который тоже обладает возможностью телепортации..
Александра Сашнева 3.9
Литературный дебют Александры Сашневой выполнен в редком для отечественной фантастики жанре психоделической прозы. Главные герои глубоко забираются под одеяло наркотических грез, а когда выныривают, им выдается четко отмеренная автором пайка чернухи. Здешняя реальность их не жалует. Призрачный город Санкт-Петербург щедро поливает их всеми видами нравственных и криминальных нечистот. Текст насыщен сленгом и лексикой маргинальной богемы. Для подобной жесткой манеры письма автору нужна была воистину неженская твердость руки и, надо полагать, экстремальный жизненный опыт. Изображение кошмарненького быта — порой натурализм даже несколько избыточен -- понадобилось Сашневой для того, чтобы укрыть за ним, как за дымчатым стеклом, достаточно сложное, можно сказать, многоярусное устройство мира. Две сети людей и похожих на людей существ противоборствуют, оспаривая друг у другу свободу перемещения (а значит и приобретения новых возможностей) с уровня на уровень. Темой противостояния в российской фантастике наших дней никого не удивишь, она сделалась привычной. Однако автору удалось найти оригинальный ракурс: две команды бойцов олицетворяют не свет и тьму, не добро и зло, не приверженцев Бога и дьявола, а нечто иное, даже трудно определить, что именно. Скорее всего, -- два способа жизни, один из которых признает определенные нравственные обязательства, сострадание, добровольное союзничество равных, а другой все это отрицает. Бой происходит в условиях, когда реальность-1 размыта, лишена привычной твердости и однозначности не только и даже не столько убийственной силой шприца, сколько сложными технологиями, применяемыми одной из сторон. В романе очень хорошо видна характерная для нашего сегодня психологическая тенденция: все больший вес получает мировоззрение сильных, нонконформных, но неагрессивных одиночек; личностей, никогда не нападающих первыми, но способных ответить ударом на удар, отстоять себя. В лучших местах текста невольно приходят на ум сцены из известной новеллы Харлана Эллисона «Парень и его пес». С той только разницей, что Сашневой удалось хотя бы отчасти приручить ужас перед молодой хищной силой, а саму эту силу представить в позиции защиты, а не атаки.

Малая Филигрань (повесть)

Лауреат
Андрей Саломатов 3.0
Смутные желания гонят героя из одного мира в другой. И каждый оказывается забористее предыдущего.
Олег Дивов 3.9
…Боевой магией и большим пистолетом можно добиться гораздо большего, чем одной лишь боевой магией! Особенно если ты всего на четверть эльф, а на три четверти русский. Война на уничтожение, идущая в Иррэйне, со дня на день выплеснется из параллельного мира в наш. Тебе ли не знать, как ведут себя эльфы на оккупированной территории. И орки это хорошо знают. Наши, местные, русские орки. Им страшно. Да и тебе почему-то тоже.
Александр Громов 3.3
Остатки человеческой расы живут на отдаленной планете, куда их выгнали их же собственные творения, мирмикантропы. Уже два поколения людей ничего не слышали про них, но в один из дней над планетой показался корабль.
Елена Хаецкая 3.8
Реакционный певец феодализма — советское клише, описывающее Эл Бертрана из Лангедока. Довольно могущественный аристократ, храбрый воин, известный поэт своего времени, воспевавший войну и аристократию с одной стороны, с другой, сеющий раздоры между соседей, человек, предавший своего собственного брата, ради обладания его замком. Елена Хаецкая рассказывает историю Бертрана из Лангедока. Историю малопохожую на рыцарский роман... suhan_ilich
Эдуард Геворкян 1.5
Государственный чиновник из управления по сбору налогов, наделённый самыми широкими полномочиями, прилетает на свою родную планету, откуда он сбежал ещё мальчишкой. Дело в том, что правительство планеты не желает платить налогов в федеральную казну. С этим и предстоит разобраться мытарю.