Вручение 15 января 2020 г.

Говоря о тенденциях года, председатель жюри Анна Наринская отметила, что документ прочно вошёл в литературу. Границы фикшен и нон-фикшен размываются, и большинство книг шорт-листа основаны на реальных событиях. Модератор дебатов и соучредитель Благотворительного Фонда Михаила Прохорова Ирина Прохорова отметила, что об этом ещё в 1930-е годы писала Лидия Гинзбург, называя промежуточной прозой.

Член жюри и переводчик русской литературы Агнешка Любомира Пиотровска заметила, что книги Даниила Туровского и Александра Стесина, а также некоторые другие произведения из шорт-листа выглядят как готовые сценарии сериалов HBO.

Победители во всех названных выше номинациях также получили статуэтки и денежные премии.

Страна: Россия Место проведения: Москва, Центр имени Вс. Мейерхольда Дата проведения: 15 января 2020 г.

Премия Новая словесность

Лауреат
Александр Стесин 3.7
Александр Стесин — поэт, прозаик, путешественник и врач-онколог, автор книг «Вернись и возьми», «Ужин для огня» и «Путем чая». Его новая книга — рассказ о работе в госпиталях, разбросанных по всему Нью-Йорку. Город, где сосуществует множество культур, и медицинский опыт, порой экстремальный, — все это поводы подумать о том, насколько разных людей приводит сюда судьба и насколько условной эта разность делается перед лицом беды и стремлением помогать друг другу. Лучше осмыслить свой опыт изучения мира и лечения людей писателю позволяет взгляд с расстояния — вот почему книга, начавшаяся в Нью-Йорке, заканчивается в Нью-Дели.
Николай Кононов 4.3
Война, плен, власовское движение, концлагерь, Холокост, послевоенная Бельгия, репатриация, ГУЛАГ, легендарное Норильское восстание – все это вместилось в жизнь одного конкретного человека, в которой общий опыт русской и европейской истории столкнулся с органической непереносимостью принуждения и несвободы. Документальный роман Николая В. Кононова «Восстание» выводит на сцену нового героя советской эпохи и исследует, как устроено само человеческое стремление к свободе – в подневольной стране, в XX веке.
Александр Долинин 4.3
Монументальный комментарий к самому длинному, сложному и, вероятно, лучшему роману, который Владимир Набоков написал на русском языке. Александр Долинин расшифровывал загадки и прояснял темные места «Дара» начиная с 1989 года: в итоге по объему исследование получилось не меньше набоковского романа. Это очень дотошное, уснащенное ссылками и ил­люст­рациями исследование, которое адресовано не только специалистам. Долинин представляет публике неожиданного Набокова — азартного педанта, влюблен­ного и преданного русской словесности, современника политических и эсте­тических дискуссий межвоенных десятилетий, крайне оригинального фило­софа. Главная особенность «Комментария» — в том, что он (как, в об­щем, и набоковские произведения) рассчитан на любознательную аудиторию: Долинин нарочно не дает ответов на те вопросы, которые снимаются при вдум­чивом чтении и перечитывании. Издание также снабжено календарем «Дара» и несколькими дополнительными материалами: когда Набоков задумал роман, с какими текстами он работал, сочиняя биографии Николая Чернышевского и отца главного героя, почему выбрал для своих героев такие имена, что писа­ли первые критики и как эту книгу можно интерпретировать.
Кирилл Кобрин 3.2
«Поднебесный экспресс» торжественно открывает прямое железнодорожное сообщение между городом Х во Внутреннем Китае и Лондоном. В опечатанном межконтинентальном вагоне — пассажиры из самых разных стран. В первые же сутки в «Поднебесном экспрессе» происходит странное. Роман эссеиста и историка Кирилла Кобрина — о любви, смерти и о будущем, которое нас всех ждет, и из которого так успокоительно возвращаться в прошлое. Агата Кристи, переписанная Аленом Роб-Грие, с последующим ремастерингом. Те, кто прочел эту вещь в рукописи, требовали продолжения.
Даниил Туровский 4.1
Летом 2016 года неизвестные выложили в интернет переписку высших чинов Демократической партии США — и российские хакеры, предположительно работающие на Кремль, моментально превратились в один из главных сюжетов мировой политики. Спецкор "Медузы", обладатель премии GQ в номинации "Журналист года" и четырех премий "Редколлегия" Даниил Туровский к тому времени писал об этих людях уже несколько лет: одни из них публиковали архивы почты российских чиновников, другие взламывали госсайты сопредельных стран по просьбе спецслужб, третьи просто зарабатывали миллионы, воруя их по всему миру. "Вторжение" — самая полная история российских хакеров: от советских матшкол и постсоветской нищеты к мировой кибервойне и транснациональным преступным группировкам. Книга описывает новый тип власти — но, как показывает Туровский, люди, которые обладают этой властью, сталкиваются все с теми же моральными дилеммами, выбирая между тюрьмой и сумой, чувством и долгом, добром и злом.
Евгений Чижов 3.8
Евгений Чижов — автор книг “Темное прошлое человека будущего”, “Персонаж без роли”. Предыдущий роман, “Перевод с подстрочника”, вошел в шорт-лист крупных литературных премий и удостоился премии “Венец” Союза писателей Москвы. “Собиратель рая” — о ностальгии. Но не столько о той сентиментальной эмоции, которая хорошо знакома большинству людей последних советских поколений, сколько о безжалостной неодолимой тяге, овладевающей человеком, когда ничто человеческое над ним более не властно и ни реальность, ни собственный раз- ум его уже не удерживают. Это книга о людях, чья молодость пришлась на девяностые; о тех, кто разошелся со своим временем и заблудился в чужом; о сыне, ищущем мать, ушедшую от него в прошлое.
София Синицкая 4.0
Особенность прозы Софии Синицкой в том, что она непохожа на прозу вчерашних, сегодняшних и, возможно, завтрашних писателей, если только последние не возьмутся копировать ее плотный, озорной и трагический почерк. В повести «Гриша Недоквасов», открывающей книгу, кукольного мастера и актера Григория Недоквасова, оказавшегося свидетелем убийства С. М. Кирова в садике на Петроградской стороне (именно так!), ссылают в отдаленные места, а смерть секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) обставляют в трагическом свете, удобном для текущего политического момента. И с этого приключения Григория только начинаются.
Поражает в книге не столько занимательность, а порой и фантастичность историй, сколько талант, с каким эти истории рассказаны – талант неоспоримый, убедительный и яркий.
Андрей Иванов 4.1
Новая книга Андрея Иванова погружает читателя в послевоенный Париж, в мир русской эмиграции. Сопротивление и коллаборационисты, знаменитые философы и художники, разведка и убийства, … Но перед нами не историческое повествование. Это роман, такой же, как "Роман с кокаином", "Дар" или "Улисс" (только русский), рассказывающий о неизбежности трагического выбора, любви, ненависти – о вопросах, которые волнуют во все времена.
Александр Скидан 4.0
Петербуржец Александр Скидан, взяв себе в помощники голоса Бруно Шульца, Марселя Пруста, Владимира Набокова, Томаса Манна и других больших мыслителей и стилистов, написал «Путеводитель по N» — это вымышленная биография Фридриха Ницше, произведение в большей степени философское, нежели историческое.
Александр Ярин 2.6
Легенда об этом человеке известна с V века. Своим чудовищно жестоким поступком, вовлекшим в тяжелое несчастье самых близких ему людей, он снискал славу, от которой напрасно убегал всю свою жизнь. Постичь и осознать жизненные мотивы этого святого юродивого тщетно пытались многие мыслители. Новую попытку предпринял московский прозаик и переводчик Александр Ярин.
Мария Рыбакова 2.9
Мария Рыбакова через любовно-интеллектуальный «сюжет страсти», притяжения и отталкивания, анализирует неразрывно-конфликную связь Европа — Россия — Восток, проводя свою русскую молодую героиню от Будапешта до Дели.
Павел Пепперштейн 3.6
Сборник рассказов одного из самых признанных современных художников Павла Пепперштейна, который в 2007 году был назван лучшим писателем по версии GQ. «Это рассказы, которые переплетаются между собой, конечно, есть выпадения в дискурс, но я старался сделать их не очень большими. Название отсылает, к „Герою нашего времени“, и внутри есть рассуждение, что никакого героя у нашего времени нет, зато есть Тайна, наше время очень таинственно. Всё находится, в том числе за пределами религиозных представлений, поскольку когда вера испытывает кризис, как раз и наступает время Тайн. Непонятно не только, зачем все живут, но и что будет дальше».

Приз читательских симпатий

Лауреат
Алексей Поляринов 4.3

1 место.

Роман Алексея Поляринова напоминает сложную систему озер. В нем и киберпанк, и величественные конструкции Дэвида Митчелла, и Борхес, и Дэвид Фостер Уоллес… Но его герои – молодые журналист, хакер и художница – живут в Москве и сопротивляются наступлению дивного нового мира. И защищают центр тяжести – свой, своих семей и своей родины – как умеют.
Лауреат
Евгений Никитин 3.5

2 место.

Своими предшественниками Евгений Никитин считает Довлатова, Чапека, Аверченко. По его словам, он не претендует на великую прозу, а хочет радовать людей. «Русский Гулливер» обозначил его текст как «антироман», поскольку, на наш взгляд, общность интонации, героев, последовательная смена экспозиций, ироничских и трагических сцен, превращает книгу из сборника рассказов в нечто большее. Книга читается легко, но заставляет читателя улыбнуться и задуматься, что по нынешним временам уже немало.
Лауреат
Алексей Сальников 3.9

3 место.

Девушка Лена сочиняет свое первое стихотворение в семнадцать лет, чтобы получить одобрение старшего брата лучшей подруги. А потом не может бросить. Стишки становятся для нее и горем, и утешением, и способом заработать, и колдовством, и частью быта — ближе родных и друзей. Они не уходят, их не выкинешь, от них не отвяжешься, наверно потому, что кровь не водица, но все же отчасти — чернила.

Приз критического сообщества

Лауреат
Линор Горалик 3.6
Когда в стране произошла трагедия, “асон”, когда разрушены города и не хватает маленьких желтых таблеток, помогающих от изнурительной "радужной болезни” с ее постоянной головной болью, когда страна впервые проиграла войну на своей территории, когда никто не может оказать ей помощь, как ни старается, когда, наконец, в любой момент может приползти из пустыни “буша-вэ-хирпа” – “стыд-и-позор”, слоистая буря, обдирающая кожу и вызывающая у человека стыд за собственное существование на земле, – кому может быть дело до собак и попугаев, кошек и фалабелл, верблюдов и бершевских гребнепалых ящериц? Никому – если бы кошка не подходила к тебе, не смотрела бы тебе в глаза радужными глазами и не говорила: “Голова, болит голова”. Это асон, пятый его признак – животные Израиля заговорили. Они не стали, как в сказках, умными, рациональными, просвещенными (или стали?) – они просто могут сказать: “Голова, болит голова” или “Я тебя не люблю”, – и это меняет все. Автор романа “Все, способные дышать дыхание”, писатель Линор Горалик, говорит, что главным героем ее книги следует считать эмпатию. Если это правда, то асон готовит эмпатии испытания, которые могут оказаться ей не по силам.