Вручение 23 декабря 2020 г.

Жюри под председательством народного артиста России, художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина рассмотрели 138 изданий из всех регионов страны.

Церемония вручения премия прошла в онлайн.

Лауреатом в номинации «Издательская деятельность» стала Государственная Санкт-Петербургская театральная библиотека.

Страна: Россия Место проведения: город Москва Дата проведения: 23 декабря 2020 г.

Премия «Театральный роман»

Лауреат
Елена Дунаева 0.0
Книга посвящена Александру Леонидовичу Дунаеву, театральному режиссеру, возглавлявшему в разные годы Центральный театр Советской Армии, Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя, Московский драматический театр на Малой Бронной, Московский театр "Эрмитаж". Его творческая биография разворачивалась на фоне интереснейшего периода истории советского театра - 1950-1980-х годов. Это время, пропущенное через разнообразные идеологические фильтры, представлено в трудах театральных критиков. Достоверную картину жизни советского театра этого времени еще предстоит написать историкам, основываясь на фактах и документах. Но архивы некоторых московских театров еще закрыты, а многие документы из них, как из Московского театра на Малой Бронной, исчезли. Опираясь на факты, архивные документы, рассказы актеров, режиссеров, драматургов, деятелей театра, книга воссоздает сложный образ художника и времени, его сформировавшего.

Для практиков и теоретиков театра, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры нашей страны.
Лауреат
Зинаида Удальцова, Горячева Татьяна, Шингарёва Екатерина, Кудрявцев Иван 0.0
Интерес к дневникам Ивана Кудрявцева (1898-1966), знаменитого первого исполнителя роли Николки в первой мхатовской постановке «Дней Турбиных» (1926), возник давно, хотя до настоящего времени они были известны только по небольшим фрагментам. Его актёрская судьба была не очень счастлива – он работал много, но невероятный успех, достигнутый в «Днях Турбиных», повторить уже не удалось – «не хватило фарта». Его горькая ирония и творческая неудовлетворённость нашли отражение в дневниках, на страницы которых он выплёскивал свою жизнь. В них отразилась и хроника внутренней жизни Художественного театра, и нетривиальные портреты К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, Михаила Чехова, и летопись жизни страны с конца 20-х и до середины 60-х годов ХХ века.
Лауреат
Сергей Радлов 4.0
Книга посвящена рождению и первым годам жизни Большого драматического театра.
Судьба БДТ в 1920-е была в руках Александра Бенуа, Юрия Анненкова, Николая Акимова, других столь же разноплановых и выдающихся мастеров, самых значительных писателей времени — Александра Блока, Евгения Замятина, Михаила Кузмина. На сцену БДТ выходили легендарный Николай Монахов, замечательный трагик Юрий Юрьев, молодые талантливые актеры, такие как Ольга Казико, пленившая впоследствии несколько поколений ленинградских зрителей.
Читатели узнают о счастливых премьерах и битвах, проигранных советской цензуре, обаятельных чертах театральной повседневности и трагической гибели репрессированных сотрудников БДТ, о будущем идей и творческих открытий тех лет. В книге впервые опубликованы ранее неизвестные документы, уникальные эскизы и фотографии, хранящиеся в музее БДТ и обнаруженные в российских архивах.
Лауреат
Анна Бруссер, Иванов Владислав 0.0
Настоящая книга построена на личных (часто домашних) архивах вахтанговцев. В нее включены письма, дневники, записи, выступления, раскрывающие повседневную жизнь Третьей студии, а затем Театра им. Евг. Вахтангова в 1920–1930-е гг., которая никогда не была простой и ровной, а временами достигала подлинного драматизма. Так случилось, когда Вл.И. Немирович-Данченко категорически настаивал на включении студии в состав МХАТа, а право вахтанговцев на особняк Берга вдруг оказалось не безусловным. Отстаивая право на самостоятельное продолжение дела Вахтангова, студийцы были вынуждены постоянно решать вопрос о наследии учителя, о том, что значит быть вахтанговцами. Согласие по этому поводу с приглашенными А. Д. Поповым и Н. П. Акимовым было недолговечным. В своей совокупности документы раскрывают процесс формирования самой идеи «вахтанговского». Ценным свидетельством является Дневник Мамоновской студии с сохранившимися пометками Вахтангова. «Парижский дневник» Б. Е. Захавы документирует гастроли в театре «Одеон» (1928). Заметки Б. В. Щукина несут такие подробности жизни спектаклей, которые обычно остаются за рамками газетных рецензий.
Лауреат
Рауза Султанова 0.0
Это первое фундаментальное, комплексное исследование, посвященное изучению сценографии татарского театра, который является значимой частью общероссийского культурного театрального наследия.

Монография Султановой Р.Р. относится к типу работ, актуальность которых обусловлена как предметом, так и методологией исследования. Изучение закономерностей развития сценографии татарского театра в контексте проблем культурогенеза, этно-религиозных процессов и культурных взаимосвязей дополняет современную искусствоведческую науку. Автор, исследуя творчество ведущих мастеров театрально-декорационного искусства, принадлежащих к разным художественным школам и направлениям, выделяет основные закономерности и ведущие тенденции развития этого вида искусства на разных исторических этапах (с начала ХХ века по сегодняшний день).