Вручение 7 июня 2015 г.

Жюри:
Почетный председатель премии - Артемий Троицкий (критик)
Ксения Букша (писатель, поэт)
Алла Михеева (актриса, телеведущая)
Вадим Степанцов (поэт, музыкант)
Владимир Шинкарев (художник, писатель)
Ефим Шифрин (актер)
Сергей Яшин (хирург)

Страна: Россия Место проведения: г. Санкт-Петербург Дата проведения: 7 июня 2015 г.

Роман

Лауреат
Сергей Носов 3.2
Сергея Носова не интересуют звоны военной меди, переселения народов и пышущие жаром преисподни трещины, раскалывающие тектонические плиты истории. Носов - писатель тихий. Предметом его интереса были и остаются "мелкие формы жизни" - частный человек со всеми его несуразностями: пустыми обидами, забавными фобиями и чепуховыми предрассудками. Таков и роман "Фигурные скобки", повествующий об учредительном съезде иллюзионистов, именующих себя микромагами. Каскад блистательной нелепицы, пронзительная экзистенциальная грусть, столкновение пустейших амбиций и внезапная немота смерти - смешанные в идеальной пропорции, ингредиенты эти дают точнейший слепок действительности. Волшебная фармакопея: не фотография - живое, дышащее полотно. Воистину Носов умеет рассмешить так, что начинаешь пугаться своего смеха.
Василий Авченко 4.1
"Кристалл в прозрачной оправе" - новая книга Василия Авченко - уникальное, почти художественное и в то же время полное точных факторов описание жизни на Дальнем Востоке. Рыбалка как образ жизни, морские гады - основная пища, близость Японии и семь часов лета до Москвы... А еще история освоения Дальнего Востока, детство в геологических экспедициях, юношеские годы в море и Владивосток 2000-х - все крепко сплетено автором в интереснейшее повествование.
"Я всего лишь человек, живущий у моря, - говорит автор. - Почти любой из моих земляков знает и рыбах, море, камнях куда больше, чем я. Но никто из них не пишет о том, о чем мне хотелось бы читать. молчат и рыба, и камни. поэтому говорить приходится мне".
В книге опубликованы уникальные архивные фотографии - из геологических экспедиций и с рыболовецких судов.
Книга вошла в шорт-лист премии "Национальный бестселлер".
Олег Кашин 3.7
Олег Кашин - российский журналист и политический активист. Автор книг "Всюду жизнь", "Развал", "Власть: монополия на насилие" и "Реакция Путина", а также фантастической повести "Роисся вперде". В книге "Горби-дрим" пытается реконструировать логику действий Михаила Горбачева с самого начала политической карьеры до передачи власти Борису Ельцину.

Конечно, я совершенно не настаиваю на том, что именно моя версия, которую я рассказываю в книге, правдива и достоверна. Но на чем я настаиваю всерьез: то, что мы сейчас знаем о Горбачеве — вот это в любом случае неправда. Свою версию я готов назвать фантазией, но за что готов ручаться — ни слова лжи в ней нет.
Анна Матвеева 3.9
Героев новой книги застали врасплох девяностые: трудные, беспутные, дурные. Но для многих эти годы стали "волшебным" временем, когда сбывается то, о чем и не мечталось, чего и представить было нельзя. Здесь для сироты находится богатый тайный усыновитель, здесь молодой парень вместо армии уезжает в Цюрих, здесь обреченной на бездетность женщине судьба все-таки посылает ребенка, а Екатеринбург легко может превратиться в Париж...
Татьяна Москвина 3.8
Коротко : Автобиография известного журналиста, писателя, театрального критика.

Цитата : "В моём рождении что-то изначально пошло "не так". Какая-то нота неудачи, несчастья, недозазвучала над колыбелью. Всё было задумано славно, красиво, на широкую ногу, громкозвучно, победно - и как будто сразу же споткнулось об мир. Да, трубач удержал падающую трубу, дирижёр поймал, накреняясь всем корпусом, руководящую палочку, скрипка взвизгнула, но вывернулась из кикса, и хор, путаясь в партитуре, грянул песню под постепенно обретающий себя оркестр. Однако вместо победного марша явно вышло что-то другое".

Подробно : "Новой книге Татьяны Москвиной, наверное, могло бы подойти название романа Джеймса Джойса "Портрет художника в юности". Но Москвина - писатель своевольный и гордый, чуждый постмодернистским играм и сомнительным заимствованиям. "Жизнь советской девушки" - прежде всего ее автопортрет на неброском ленинградском фоне 60-80-х годов прошлого века, выписанный с той беспощадной тщательностью, которая выдает автора как последовательного приверженца русской реалистической школы, тонкого психолога и дотошного исследователя уходящей советской натуры. Из множества смешных и грустных историй, точных наблюдений и честных воспоминаний складывается Книга Жизни, от которой нельзя оторваться…" Сергей Николаевич, главный редактор журнала "Сноб"

Ключевые слова : Татьяна Москвина, на последнем дыхании, театр, кино, мемуары, русская современная проза, воспоминания
Александр Снегирев 3.0
В центре повествования — судьба Веры, типичная для большинства российских женщин, пытающихся найти свое счастье среди измельчавшего мужского племени. Избранники ее — один другого хуже. А потребность стать матерью сильнее с каждым днем. Может ли не сломаться Вера под натиском жестоких обстоятельств? Может ли выжить Красота в агрессивной среде? Как сложится судьба Веры и есть ли вообще в России место женщине по имени Вера?.. Роман-метафора А. Снегирёва ставит перед нами актуальные вопросы.
Василий Аксёнов 4.0
Герой нового романа Василия Ивановича Аксёнова, как и герои предыдущих его романов, живет в далеком сибирском селе Ялань. Он неказист и косноязычен, хотя его внутренняя речь выдает в нем природного философа. «Думает Коля складнее и быстрее, чем ходит и говорит…» Именно через эту «складность» и разворачиваются перед читателем пространство, время, таежные пейзажи, судьбы других персонажей и в итоге – связь всего со всем. Потому что книга эта прежде всего о том, что человек невероятен – за одну секунду с ним происходит бездна превращений. Ведь глаза его – видят, уши – слышат, тело – осязает. Каждая клеточка его – живая. Книга не просто о людях, она – о душах. Чутко все. «Душа смутилась… свои глаза и уши у души».
Мария Ануфриева 4.2
Карниз – это узкое пространство, по которому трудно и страшно идти, сохраняя равновесие. Карниз – это опасная граница между внутренним и внешним, своим и чужим, ее и его одиночеством. И на этом карнизе балансируют двое – Ия и Папочка. Отношения их сложные, в чем-то болезненные. Ведь непросто быть любовницей свободолюбивого , вздорного, истеричного человека.
Об этом романе можно спорить, принимать его или ненавидеть, поскольку он хирургическим скальпелем вскрывает чудовищные, болезненные нарывы, которые зачастую благопристойно драпируются под одеждой, но равнодушным он не оставит никого.
Юрий Арабов 3.8
Юрий Арабов – прозаик, поэт, сценарист; автор книг «Биг-Бит» (главная премия им. Аполлона Григорьева), «Механика судеб», «Флагелланты», «Чудо», «Орлеан» (шорт-лист премии «БОЛЬШАЯ КНИГА»), поэтических сборников «Воздух», «Земля»; отмечен премией «Триумф», премией им. Бориса Пастернака; премией Каннского фестиваля за сценарий к фильму Александра Сокурова «Молох». .«Столкновение с бабочкой» – роман-сновидение, роман-парадокс. Как повернулась бы история России ХХ века, если бы главные ее действующие лица могли договориться, пойти на компромисс? Место действия – Цюрих, Петроград, Гельсингфорс; персонажи как будто всем известные, но увиденные с необычной стороны – Ленин, Николай II, императрица Александра Федоровна, наследник Алексей, Матильда Кшесинская и – конечно – русский народ…
Полина Барскова 4.2
Для окончательно свободного и окончательно одинокого "экзистенциального" человека прощение - трудная работа. Трудная не только потому, что допускает лишь одну форму ответственности - перед самим собой, но и потому, что нередко оборачивается виной "прощателя". Эта вина становится единственной, пусть и мучительной основой его существования, источником почти невозможных слов о том, что прощение - и беда, и прельщение, и безумие, и наказание тела, и ложь, и правда, и преступление, и непрощение, в конце концов. Движимая трудной работой прощения проза Полины Барсковой доказывает этими почти невозможными словами, что прощение может быть претворено в последнюю доступную для "экзистенциального" человека форму искусства - искусства смотреть на людей в страшный исторический мелкоскоп и видеть их в огромном, спасающем приближении.
Платон Беседин 3.2
"Учитель" - новое произведение одного из самых ярких писателей Крыма Платона Беседина, серьезная заявка на большой украинский роман, первое литературное исследование независимой Украины от краха СССР до Евромайдана. Двадцать три года, десятки городов, множество судеб, панорама...
Валерий Бочков 4.0
Забудьте все, что вы знали о рае. Попасть сюда трудно, а покинуть — почти невозможно. «Медовый рай» — женская исправительная колония, в которой приговоренная к пожизненному заключению восемнадцатилетняя Софья Белкина находит своих ангелов и своих… бесов. Ее ожидает встреча с рыжей Гертрудой и электрическим стулом, от которого ее отделяют ровно 27 шагов. Всего 27 шагов до побега из рая…
Алексей Варламов 3.9
Действие романа происходит в один из самых острых моментов в российской истории — «бездны на краю» — с лета 1914 по зиму 1918. В нем живут и умирают герои, в которых порой угадываются известные личности: Григорий Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин, скандальный иеромонах-расстрига Илиодор и сектант Щетинкин; мешаются события реальные и вымышленные. Персонажи романа любят — очень по-русски, роковой страстью, спорят и философствуют — о природе русского человека, вседозволенности, Ницше, будущем страны и о... мысленном волке — страшном прелестном звере, который вторгся в Россию и стал причиной ее бед...
Ульяна Гамаюн 3.7
В книгу вошли новый роман "Осень в Декадансе", повесть "?", печатавшаяся в московском "Знамени", и рассказ "Листомания", публиковавшийся в киевском "ШО".
Ульяна Гамаюн родилась и живет в Днепропетровске (Украина). Окончила факультет прикладной математики Днепропетровского национального университета им. О. Гончара. Автор опубликованных в журнале "Новый мир" повести "Безмолвная жизнь со старым ботинком" и новеллы "Каникулы Гегеля", напечатанной в сборнике "Наследники Белкина" повести "Fata Morgana" и вышедшего отдельным изданием романа "Ключ к полям".
Появление книжных и журнальных публикаций писательницы не оставалось незамеченным и сопровождалось яростной полемикой вокруг них, разделяя мнения спорящих на диаметрально противоположные - от предельно восторженных до крайне негативных. Как известно из истории литературы, подобной неоднозначной реакции по большей части удостаивались именно те произведения, которые в будущем становились классикой.
В интеллектуальной прозе Ульяны Гамаюн важны не столько сюжетные ходы, сколько кинематографическая достоверность видения, обостренная - на грани поэтической - чувствительность к языку и смелость ведения литературной игры на всех уровнях текста.
Елизавета Готфрик 3.3
"Красавица" — это откровенное повествование от первого лица, своего рода интимный дневник молодой раскрепощенной украинки: любовники, наркотики и мысли о жизни.
Дмитрий Долинин 3.7
Дмитрий Долинин - живая легенда "Ленфильма", он был оператором-постановщиком таких лент, как "Республика ШКИД", "В огне брода нет", "Начало", "Собака Баскервилей"… При этом уже много лет Долинин пишет прозу. Его герои - как наши современники, так и ожившие тени прошлого - обычные люди, погруженные в поток жизни, который на глазах становится историей.
Повести Долинина рассказывают о самом главном, болезненном для нашей памяти, переломе в русской истории - Первой мировой и последовавшей за ней революции. Жизнь накрепко спаяла настоящее с прошедшим, так что без крови их друг от друга не оторвать. Да и нужно ли? Вихри тех событий, вновь и вновь осмысляемые русской литературой на протяжении почти целого столетия, забросили под чужое небо миллионы людей. Но и над теми, кто в России остался, небо навсегда стало другим.
Николай Крыщук 2.8
Новая книга петербургского писателя Николая Крыщука, автора книг "Кругами рая", "Разговор о Блоке", "Ваша жизнь больше не прекрасна" и многих других, представляет собой сборник прозы разных лет - от небольших зарисовок до повести. Эта стильная проза с отчетливой петербургской интонацией порадует самого взыскательного читателя. Открывающий книгу рассказ "Дневник отца" был награжден премией им. Сергея Дов-латова.
Вероника Кунгурцева 2.7
Новый роман Вероники Кунгурцевой, как всегда, строится ""на гротескном сближении далеких идей, образов и персонажей"" (Л. Данилкин). События разворачиваются накануне Олимпиады в неком южном городе, куда высадился подозрительный десант: говорящая собака, лесная нимфа и фокусник-душеприказчик. Странная троица нагрянула в обычную семью и развязала цепь причудливых событий. Герои всеми силами сопротивляются наступающей на их дом стройке века, привлекая на свою сторону всё — включая потусторонние силы и… девушку с веслом. Веронику Кунгурцеву называют русской Джоан Роулинг за оригинальную фантазию и умение помещать сказочный сюжет в остросоциальную реальность. Ее трилогия о Ване Житном, а также роман «Орина дома и в Потусторонье» вошли в лонг-листы премий «НОС» и «Ясная поляна». Выпускница Литературного института, живет в Сочи.
Илья Леутин 3.6
Никогда прежде я не видел столько красивых женщин, папа!

Я стоял на мосту, над бурным потоком льющейся необузданной человеческой массы, и вгрызался в яблоко. Женщины проплывали мимо, быстро уносились прочь, мерцая голыми коленями и лодыжками, в которых отражалась моя невинность. Спровоцированные их хвостами брызги не долетали до меня. Я ещё не умел определить женское тело на ощупь, не знал его запаха, не знал, что такое вера в Б-га, и никогда не слышал о первородном грехе, а потому не умел стыдиться своих сладостных игр под одеялом. Я был ангелоподобен и обгажен птичьим дерьмом нового, парящего надо мной, над площадью, над всей землёй чувства, чувства странной консистенции — короче, во всей торжественности того момента я был подобен гипсовой фигуре советского рабочего, установленной над входом метро.
Алексей Макушинский 3.8
Действие романа разворачивается в конце XX века в Европе: главный герой путешествует во Францию, чтобы встретиться со всемирно известным архитектором Александром Воско — другом легендарных Миса ван дер Роэ и Жана Балладюра. Воско олицетворяет собой ушедшую в прошлое Россию, величавую и гордую, оказавшуюся в эмиграции. После падения монархии на одной шестой части Земли возникло «царство дракона». Но все ли уехавшие были правы и правы ли оставшиеся в нем?
1 2 3