Вручение 2014 г.

ЖЮРИ:
Олег Генисаретский - доктор искусствоведения, Председатель жюри
Юрий Арабов - писатель, сценарист
Олег Аронсон - философ
Ксения Голубович - литературный критик, переводчик
Борис Куприянов - издатель, публицист
Павел Лунгин - режиссер
Ольга Седакова - поэт, филогог
Шариф Шукуров - искусствовед

Страна: Россия Дата проведения: 2014 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Николай Кононов 3.8

Короткий список

Герой романа совершает прекрасную и мучительную «одиссею», полную желаний плоти и тончайших душевных переживаний. И бренное человеческое тело, пройдя сквозь призму времени и череду событий 40-х, предстает единственным домом души. Ведь именно в его хрупкости обретается связь души и вселенной. Ведь именно в нем - последняя обитель воспоминаний.
Андрей Левкин 3.4

Короткий список

Новая книга Андрея Левкина, автора "Междуцарствия", "Цыганского романа", "Черного воздуха", "Мозгвы", "Счастьеловки", "Марпла". Автор снова создает частный жанр, для использования в единственном случае: это книга о Вене и ее можно даже использовать как путеводитель - субъективный, зато не по туристическим районам. Конечно, Вену составляют и те, кто создал эту великую городскую культуру, - так герой попадает в приключение. Ощутив, что начал взаимодействовать с городом и его людьми, он пытается понять, как и почему это происходит. Он оказывается в игре - будто в него входит некая операционная система, постепенно превращая во что-то новое. Wien OS заставляет его переходить с уровня на уровень, требуя пройти игру полностью, а вот что случится тогда - предугадать нельзя.
Алексей Макушинский 4.2

Короткий список

Новая книга Алексея Макушинского - роман об Истории, и прежде всего об истории двадцатого века. Судьбы наших современников отражаются в судьбах времен революции и гражданской войны, исторические катастрофы находят параллели в поломанных жизнях, трагедиях и поражениях отдельных людей. Многочисленные аллюзии, экскурсы и отступления создают стереоскопическое видение закончившейся - или еще не закончившейся? - эпохи.
Вера Афанасьева 2.0
Воплощённые мечты героини гоголевской "Женитьбы" : в том смысле, что ежели от Салтыкова-Щедрина взять гротеск, от Сухово-Кобылина - сатиру, от Джойса - поток сознания, от Свифта - едкость, от Чехова - ироничность, а от Теккерея - размашистость и першпективу...
 ...то и выйдет Конец света. По-российски.
Николай Байтов 3.1
Эта необычная книга состоит из рассказов о Церкви, написанных давним прихожанином, а по совместительству сторожем московского Николо-Кузнецкого храма Николаем Владимировичем Байтовым. В этих захватывающих историях читатель погружается в особый мир: жизненный опыт и литературное мастерство автора позволяют увидеть, какими противоречивыми, но духовно глубокими могут быть поиски истины у современного человека, стремящегося к вере. В издание также включена детективная повесть "Всё что сказал духовник".
Владимир Бибихин 4.0
Впервые публикуется курс лекций, прочитанный В.В.Бибихиным на философском факультете МГУ в осенний семестр 2000 г. и в весенний семестр 2001 г.
"Дневники Толстого и его записные книжки это вспышки озарений, и как человек чтобы быстро что-то записать хватает карандаш, гвоздь, так Толстой первые подвернувшиеся слова. Понятийный разбор этих записей даст нуль, единственный шанс - увидеть искру, всегда одну, которая ему осветила тьму и тут же погасла... В основании всего, в разуме бытия, живого и он уверен что неживого тоже, он видит любовь и поэзию. Эти две вещи сумасшедшие, нерасчетливые, жертвенные, непредвиденные. Жизнь идет от них".
Текст публикуется в авторской редакции.
Валерий Вотрин 3.5
Новый роман Валерия Вотрина — лингвистическая антиутопия. Дейст­вие романа разворачивается в государстве, управляемом законами орфоэпии. Умение следовать правилам пунктуации и орфографии определяет социальное положение граждан, а необходимость контролировать их соблюдение создает развитую систему надзорных и регулирующих органов. Два главных героя романа — логопед, встроенный в государственную систему надзора за языковыми нормами, и журналист, высланный за несообразные с языковой политикой суждения. Одному суждено разрушить государст­венную систему изнутри. Другой станет последней надеждой на сохранение языка страны и, как следст­вие, ее государственности.
Александр Генис 3.9
35 уроков литературного гедонизма наглядны, увлекательны и полезны. Освоив их, каждый окончит школу чтения, которое, по твердому убеждению Гениса, сулит «общедоступное ежедневное счастье — для всех и даром».

Александр Генис — писатель, литературовед, критик, радиоведущий. Более двадцати лет работает на Радио «Свобода», где ведет передачу «Американский час». Автор и ведущий телецикла «Письма из Америки». Плодотворно сотрудничает с русскоязычными СМИ России и Америки: «РадиоКультура», телеканал «Культура», работал в эмигрантской газете «Новый американец», которую издавал Сергей Довлатов.
Владимир Кантор 3.5
В книге В.К.Кантора, писателя, философа, историка русской мысли, профессора НИУ-ВШЭ, исследуются проблемы, поднимавшиеся в русской мысли в середине XIX века, когда в сущности шло опробование и анализ собственного культурного материала (история и литература), который и послужил фундаментом русского философствования. Рассмотренная в деятельности своих лучших представителей на протяжении почти столетия (1860-1930-е годы), русская философия изображена в работе как явление высшего порядка, относящаяся к вершинным достижениям человеческого духа.
Автор показывает, как даже в изгнании русские мыслители сохранили свое интеллектуальное и человеческое достоинство в противостоянии всем видам принуждения, сберегли смысл своих интеллектуальных открытий.
Книга Владимира Кантора является едва ли не первой попыткой отрефлектировать, как происходило становление философского самосознания в России.
Николай Климонтович 0.0
Ни в одну историческую эпоху в России нельзя быть европейцем без последствий для собственного благополучия. Однако Йозеф Альбинович М. не робкого десятка свободолюбец. Он – анархист и гедонист – отправляется строить Соединенные Штаты в Украину, а на дворе – тридцатые годы ХХ века, и либеральными идеями вымощена дорога в ад. История Йозефа заканчивается печально, но «вечные европейцы» до сих пор не перестают появляться и прожектировать будущее. Не парадокс ли это?
Владимир Кричевский 3.9
Вашему вниманию предлагается издание "Идеальный дизайн".
Юрий Лейдерман 4.1
Предлагаем вашему вниманию книгу Юрия Лейдермана "Цветник".
Юна Летц 4.2
Тайнопись о социальных сетях и боевых смыслах, о людях и высматривателях.

На берегу рыбокаменной реки в доме из вулканного туфа живёт человек, который очень дорожит своим одиночеством, но вынужден нарушить его, чтобы исполнить важное задание – поехать в город и устранить искажённое видение мира. В путешествии к нему присоединяются помощники: Дариус из социального меньшинства «странные», ибога – модель человека, белые педанты, метафорик и другие жители каузомерного поселения, где укрываются от информационного шума люди, не желающие деградировать. Гюн пытается дойти до предела, чтобы найти там бумажный лампион и получить озарение, но странствие по человеческим душам оказывается слишком тяжёлым для него. Финальное сражение с мауком выявляет эту огромную брошенность людей среди войны, в которой отсутствует какой-либо герой…
Владимир Мартынов 2.8
Дар пребывания в реальности естественно присущ каждому человеку в детстве. Почему же взрослым, несмотря на все их стремление, почти никогда не удается прорвать серую плоскость существования? Первая книга "Автоархеологии" обрывается на событиях 1972 года - именно в это время поэзия, по мнению Владимира Мартынова, перестает являть собой "прорыв" и мы вплотную подходим к "поверхности зеркала", за которой то, что было концом, обернется началом, а невозможное станет возможным.
Владимир Мартынов 4.5
Вторая часть Автоархеологии Владимира Мартынова охватывает события 1978-1998 годов - со времени ухода композитора из пространства культуры в пространство Церкви до момента его разрыва с Церковью. Цитируя созданный в то же время "Трактат о богослужебном пении", автор противопоставляет художественное выражение реальности молитвенному погружению в реальность, овладев которым "человек заблудившийся", пришедший на смену "человеку разумному", получит возможность "преодолеть непроходимую чащу окружающей действительности".
Владимир Мартынов 3.0
Суть автоархеологии Владимира Мартынова в том, чтобы рассматривать происходящие исторические изменения не как что-то внешнее по отношению к человеку, но как неотъемлемую часть его собственного "я", в то время как его "я" становится неотъемлемой частью этих изменений.
В заключительной части трилогии автор показывает, что 2000-й год, так же как когда-то год 1000-й, маркирует некий цивилизационный разлом. Формула "Я есть то, что я вижу, и я вижу то, что я есть" помогает ему отыскать в себе важнейшие импринтинги детства. Мартынов свидетельствует о рубеже эпох с присущей ему тонкой художественностью и бесконечным доверием к магическому театру жизни.
Юрий Мамлеев 3.6
Куда приведет цивилизация, главный принцип которой: "любой шаг в вашей жизни, тем более, важный шаг, должен приносить деньги"? Духовно, метафизически абсолютно бессмысленный мир, в котором все под контролем - от сумасшествия до бессмертия. А любые предметы и явления можно превратить в сексуальные объекты, даже весь земной шар с городами и небоскребами. Агония человечества, продолжающаяся тысячелетиями…
Кто попадет на Корабль бессмертных? И разгадает тайну России? Спасет ли мир новый Мессия? И каким будет этот мир?
Новый роман "Вселенские истории" Юрия Мамлеева, лауреата Государственной премии 2012 года за книгу "Россия вечная", поможет осознать путь, ведущий к сохранению духовности человечества и , возможно, вечной жизни. В книгу включены также новые рассказы автора.
Юрий Мамлеев 4.0
Юрий Мамлеев - не только всемирно известный писатель, но и философ. Он - глубокий знаток индийской метафизики (как индиолог он преподавал индийскую философию в МГУ). В своей работе "Судьба Бытия" он исходил из Веданты, но развил собственную глубинную метафизику, абсолютно самобытным пиком которой является "Последняя доктрина". Такое учение вообще не встречается в мировой философии, настолько оно исключительно. Работа "За пределами индуизма и буддизма" в своей финальной части касается самых запредельных областей метафизики. Кроме того, в настоящем издании публикуются статьи и интервью, а также два рассказа Ю. Мамлеева.
Владимир Мартынов 0.0
"Книга книг" предназначается не столько для чтения, сколько для медитативного погружения в реальность путем одновременного совмещения различных текстов и различных визуальных образов в своем уме примерно так, как это изображено на обложке. Ее структура воспроизводит восьмеричный ритм нумерологии "Книги перемен".
Мотрошилова Н.В. 4.1
Книга сочетает в себе рассказ о личностных чертах, жизненных путях, нелегких судьбах двух выдающихся мыслителей ХХ века – Мартина Хайдеггера (1889 – 1976) и Ханны Арендт (1906 – 1975) и анализ трудного рождения, развития и существенного преобразования их идей и концепций. В центре первых частей книги – судьбоносная встреча 36-летнего профессора университета в Марбурге М.Хайдеггера и его 19-летней студентки Х.Арендт, их краткий роман и расставание. И всё это вплетено в повествование о преднацистском, нацистском и военном периодах трагической истории Германии и всего мира. Исследуется внутренний контекст развития немецкой философии в то драматическое время. Произведения раннего М.Хайдеггера – прежде всего «Бытие и время» - рассматриваются и расшифровываются в свете воздействий исторического времени и внутренних преобразований философии. Вторая часть книги повествует о послевоенном личностном и философском обращении М.Хайдеггера, прошедшего через наказания за его нацистские увлечения и вновь обретшего статус выдающегося мыслителя, и Х.Арендт, изгнанной нацистами из Европы в США и выросшей там в виднейшего социального философа. Показано, как Х.Арендт в своих работах создавала - параллельно коцепции бытия М.Хайдеггера и в явной, а чаще замаскированной полемике с нею – свою теорию социально-исторического бытия. И снова в анализ идей и концепций вплетен личностный рассказ о жизни, о неумолкнувшей и звучавшей также и в «осенний» период жизни мыслителей мелодии Любви. Основой исследования являются многие источники, документы, появившиеся в XXI веке, - переписка, мемуары, биографии, но прежде всего – главные теоретические работы двух мыслителей. Необычное сочетание анализа личностного и философского аспектов взаимоотношений двух мыслителей позволяет автору более глубоко и полно раскрыть базовые идеи и позиции героев книги. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Аркадий Недель 2.0
Философия – не объяснение мира и не способ его переделать, философия есть мир в его подлинном значении. Исток философии – смерть. Именно в ней философская мысль – естественная философичность мышления, спрятанная в человеческом существе, – обнаруживается.
Денис Осокин 4.0
Это не одна книга - это книги. Это важно. И другие вещи тоже важны: здесь не поймешь, где поэзия, а где проза, где сказка, а где быль, что происходит в антимире, а что в мире повседневном, хотя и он не вполне знаком нам и обычен. Поэт, прозаик, сценарист, филолог-фольклорист Денис Осокин, автор сценария фильма "Овсянки", рисует странные картины, и на картинах этих живое и мертвое оживает новым непостижимым образом, потому что ничего мертвого нет ни на этом свете, ни на том.
Борис Парамонов 4.9
Новая книга известного культуролога Бориса Парамонова представляет собой собрание очерков о деятелях русской истории, культуры и политики за два с половиной века, начиная с последних лет Московского царства и включая ярчайшие фигуры, события, судьбоносные сдвиги, происшедшие в России в самый яркий ее период - в эпоху Петровской империи, в Петербургский период русской истории, до сих пор служащий примером для подражания и чаемой моделью русского будущего. Не обойден вниманием и почти столетний период советской и постсоветской истории, когда русская культура под тягчайшим идеологическим прессом сумела отстоять свое всемирно-историческое первородство и доказала самим фактом своего существования и выживания неуничтожимость отечественных культурных корней.
Автор включил в книгу более ста персоналий отечественной истории и культуры, стараясь каждому из деятелей дать по необходимости краткую, но существенную характеристику.

Предлагаемая книга рассчитана на широкий круг читателей и может служить если не учебным пособием в строгом смысле слова, то полезным подспорьем и справочником для всех интересующихся русским как давним, так и не столь отдаленным прошлым.
1 2