Вручение сентябрь 2020 г.

ЖЮРИ:
Ксения Голубович, литератор, аналитик литературы – Председатель жюри
Юрий Аввакумов, архитектор, художник и куратор
Юрий Арабов, прозаик, поэт, сценарист
Гасан Гусейнов, доктор филологии, переводчик
Иван Давыдов, публицист, критик
Анна Елашкина, философ
Кирилл Мартынов, философ, публицист
Светлана Неретина, философ
Александр Павлов, кинокритик, руководитель Сектора социальной философии Института философии РАН
Юрий Сапрыкин, журналист, руководитель литературного проекта «Полка»
Зинаида Стародубцева, искусствовед
Александр Филиппов, социолог, философ, переводчик

НОМИНАНТЫ:
Анастасия Захаревич за перевод книги Лорана Бине «Седьмая функция языка»
Вячеслав Попов за цикл стихов «Нечто об ангелах» (опубликовано на Facebook)


БЫЛИ НОМИНИРОВАНЫ, но не вошли в длинный список в связи с отказом автора
«Памяти памяти» Мария Степанова
Номинатор: Эллен Руттен, амстердамский славист, сотрудник проекта «The Future of Russian» Университета Берген (Норвегия)

«Тобол» Алексей Иванов
Номинатор: Александр Антоновский, философ, переводчик

«Декорации / Зависимости. Оммаж Жаку Деррида. Штрихи к автопортрету одного философского поколения» Михаил Маяцкий
Номинатор: Александр Марков, филолог

Страна: Россия Дата проведения: сентябрь 2020 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Лауреат
Глеб Павловский 4.3
Книга, в которой Глеб Олегович Павловский анализирует свой долгий опыт работы внутри государственной системы РФ. Парадоксальные выводы автора говорят о невероятной живучести режима. Система построена не бюрократически и не демократически, а стратегически. Стратегия — игра власти с населением.
Лора Белоиван 4.0
Южнорусское Овчарово - место странное и расположено черт знает где. Если поехать на север от Владивостока, и не обращать внимание на дорожные знаки и разметку, попадешь в деревню, где деревья ревнуют, мертвые работают, избы топят тьмой, и филина не на кого оставить. Так все и будет, в самом деле? Конечно. Это только кажется, что не каждый может проснутся среди чудес. На самом деле каждый именно это и делает, день за днем.

Лора Белоиван - художник, журналист, писатель. Работала реставратором в музее, буфетчицей в плавсоставе Дальневосточного морского пароходства, собственным корреспондентом РИА «Новости», пиарщиком на выборах и директором первого в стране реабилитационного центра для тюленей - с 2007 года по сию пору. Автор четырёх книг, финалист Довлатовской премии, шортлистер премии «НОС».
Оксана Васякина 4.3
Эта книга написана в удивительном и редком "жанре": предельно личный разговор о травме, насилии и любви перемежается с еще более личными произведениями. Такая структура дает возможность погрузиться в произведения и контекст, в котором они создавались.

Тексты Оксаны Васякиной ломают привычное представление о поэзии и ее предмете. Сама жизнь, ее рутинные процессы и вещи бытовой реальности становятся поэзией. Цикл текстов "Ветер ярости", в честь которого названа книга, делает системное насилие над женщинами видимым.
Павел Гельман 3.6
Драматург Павел Гельман придумал для своего фейсбука забавного персонажа — философа Якова. Яков — маргинальный мудрец, который постоянно попадает в смешные и дурацкие ситуации. Он мудр, но не идеален — тщеславен, завистлив и вечно ищет, где заработать. Яков популярен у читателей фейсбука, некоторые признаются, что он стал как бы членом их семьи, и каждый день они ждут новую историю про него. В нашей жизни больше нет моральных авторитетов. Но нам по-прежнему хочется, чтобы они были. В этой смутной зоне «нельзя, но хочется» и живет мудрый философ Яков. Истории про него могут напомнить читателю хасидские или дзенские притчи, и даже миниатюры Хармса.
Мария Голованивская 4.8
Сборник Марии Голованивской "Зной" содержит 70 стихотворений, написанных в 2018 году. Это целостный цикл, в котором красота, боль, любовь, озарения, тонкие наблюдения за миром природы и людей, секс, плоть, душа. Первоначально сборник вышел в аудио версии, Алена Долецкая и Дмитрий Воденников прочли большинство стихов сборника.
Мария Голованивская - известный прозаик, филолог, переводчик, основатель Школы "Хороший текст" впервые публикует стихи в России. До этого в начале 90-ых годов ее стихи вышли в издательстве "Ардис".
Ирина Евса 0.0
В сборник «Альменда» вошли избранные стихотворения Ирины Александровны Евсы. Ирина Евса – автор двенадцати поэтических книг, член Союза писателей Украины, известный переводчик, лауреат премии Международного фонда памяти Бориса Чичибабина (Киев, 2000), премии фестиваля «Культурный герой XXI века» (Киев, 2002), премии «Народное признание» (Харьков, 2004), премии журнала «Звезда» (Санкт-Петербург, 2008), «Русской премии» (Москва, 2016) и Международной Волошинской премии (Коктебель, 2016). Произведения И. Евсы выходили в многочисленных литературных журналах, в том числе: «Звезда», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Литературная учёба», «Радуга», «оюз Писателей», «Византийский ангел», «Соты», «Крещатик»; переводились на украинский, азербайджанский, армянский, грузинский, литовский, сербский языки.
Борис Евсеев 1.3
В 1901 году Николай Второй открыл ларец, оставленный ему прадедом - Павлом Первым и прочитал письмо императора с предсказаниями иеромонаха Адама, звавшегося еще и Авелем Вещим. Гибель дома Романовых, революции, войны, череда правителей на века вперед, конец света - все это и многое другое провидел Авель. Но предопределено ли все или мир к лучшему переменится?.. Об этом - увлекательный, страстный, волшебный роман Бориса Евсеева о вечных вопросах и о великом будущем России.
Сергей Жигалкин 5.0
Вечное возвращение всех вещей, здешнее как отражение запредельного... Эта доктрина, известная тысячи лет, смыкается с учениями Пифагора и Гераклита, атомистов и стоиков, даже неоплатоников, хотя формально последние и не принимали её. Связанная с ней полемика была интенсивной в ранней и поздней Античности, немного угасла в Средневековье и Новое время, но ныне, благодаря философу Фридриху Ницше, стала вновь актуальной.
В книге рассматриваются основные положения этой доктрины, как выясняется, глубочайшие, при этом акцентируется её принципиальное отличие от концепции циклических повторений. В ракурсе данной доктрины обсуждаются "вечные вопросы", преследующие человечество с изначальных времён. Среди них происхождение мира, судьба мимолётного, перспективы по ту сторону смерти, смысл и бессмысленность жизни, вообще бытия, время обычное и время в вечности, звёздное небо и бесконечность, тайна ничто.
4.4
Сборник посвящен музею как пространству взаимодействия с прошлым. Современные музеи выполняют традиционную для просвещенческого проекта образовательную функцию, предоставляя возможности для познания того или иного фрагмента прошлого. При этом музеи все больше заботятся о соучастии зрителей, активизируя различные аспекты их опыта. Музеи работают с материальностью, телесностью, изображениями, звуками и запахами, становятся местом для театральных постановок и перформансов, выходят за пределы музейных стен в городское и цифровое пространства. Эта книга посвящена тому, как осознание музеями потенциала эмоционального восприятия прошлого влияет на его репрезентацию. Используя различные методологические подходы, авторы сборника — музееведы, историки, социологи, культурологи, кураторы и драматурги — иcследуют техники управления аффектом и эмоциями в современном и историческом контекстах. Музейные технологии рассматриваются в контексте проблем публичной истории, политики памяти, культурной политики, музейной теории и практики.
Андрей Зорин 4.5
Лев Толстой давно стал визитной карточкой русской культуры, но в современной России его восприятие нередко затуманено стереотипами, идущими от советской традиции, — школьным преподаванием, желанием противопоставить Толстого-художника Толстому-мыслителю. Между тем именно сегодня Толстой поразительно актуален: идея ненасильственного сопротивления, вегетарианство, дауншифтинг, требование отказа от военной службы, борьба за сохранение природы, отношение к любви и к сексуальности ― все, что казалось его странностью, становится мировым интеллектуальным мейнстримом. Новая краткая биография великого писателя прослеживает основные линии его судьбы и творчества. Художественное и философское наследие Толстого рассматривается здесь наравне с военным опытом, крестьянским трудом и семейной трагедией. Такой «интегративный» подход позволяет говорить о нем вне набивших оскомину рассуждений о «противоречиях» и яснее разглядеть уникальные последовательность и цельность его жизненного пути. Андрей Зорин ― историк литературы, профессор Оксфордского университета и МВШСЭН.
Александр Иличевский 3.5
Александр Иличевский (р. 1970) — прозаик и поэт, лауреат премий "Русский Букер" ("Матисс") и "Большая книга" ("Перс"). Герой его нового романа "Чертеж Ньютона" совершает три больших путешествия: держа путь в американскую религиозную секту, пересекает на машине пустыню Невада, всматривается в ее ландшафт, ночует в захолустных городках; разбирает наследие заброшенной советской лаборатории на Памире, среди гор и местных жителей с их нехитрым бытом и глубокими верованиями; ищет в Иерусалиме отца — известного поэта, мечтателя, бродягу, кумира творческих тусовок и знатока древней истории Святой Земли…

“Чертеж Ньютона” — книга с обширной, подробной и красочной географией: Невада, Памир, Иерусалим… Главный герой — физик, занимающийся "проблемой темной материи", — ищет пропавшего отца. Этот поиск в более широком смысле оборачивается метафорической встречей с утраченным Богом или же богом-с-маленькой-буквы — некой магистральной идеей, в которую ты веришь. И на самом деле, неважно, наука это или религия. Как нередко говорил католический святой падре Пио своим духовным детям, жаловавшимся на богооставленность: “Сын мой, ты Ему слишком дорого обошелся для того, чтобы Он тебя оставил”. Если разобраться, в корне этого утверждения — чистая физика. (Сергей Кумыш, "РБК-стиль")
Борис Капустин 4.1
Возможна ли революция в современном мире как нечто большее, чем те «театральные» события, которые СМИ — в отсутствие «большой политики» — приучили нас считать «революциями»? Сегодня не только правые, но и многие левые теоретики дают отрицательный ответ на этот вопрос. Эта книга посвящена анализу «тезиса о конце революции». Критика этого тезиса и обосновывающих его аргументов не преследует цель доказать обратное, то есть возможность, не говоря уже о необходимости, революции. Наша цель — открыть путь той теории революции, которая освобождает последнюю от понятия прогресса и вместе с тем показывает ее как парадигмально современное явление, воздавая должное контингентному, событийному и освободительному характеру революции.
Владимир Слепян 0.0
Первая публикация на русском языке двух текстов художника Владимира Слепяна (1930−1998), представителя «неофициального искусства», уехавшего во Францию в 1958 году: повести «Сукин Сын» и манифеста «Трансфинитное искусство» (пер. с фр. М. Лепиловой).

Повесть «Сукин сын» была впервые опубликована в философско-литературном журнале Minuit: Revue periodique (N 7, 1974) под названием Fils de chien. Именно этот текст вдохновил Жиля Делёза и Феликса Гваттари на написание десятой главы исследования «Капитализм и шизофрения. Тысяча плато» — «Становление-интенсивностью, становление-животным, становление-невоспринимаемым».

Лето 1960 — наиболее вероятная дата написания манифеста «Трансфинитное искусство». Был написан на французском языке; публиковался единожды в двуязычном парижском журнале: Two cities. N 7−8. 1961.

Повесть «Сукин сын» и манифест «Трансфинитное искусство» предваряются вступительной статьёй искусствоведа Евгении Кикодзе, давно занимающейся творчеством Слепяна, и послесловием куратора, критика Жан-Пьера Сальгаса. В качестве приложения публикуется сокращённая версия доклада историка искусства Марии-Жозеп Балсак (пер. с исп. Яны Забияки), прочитанного на конференции, посвящённой В. Слепяну (Москва, 12 апреля 2013), и небольшие тексты друзей юности художника Юрия Злотникова и Игоря Шелковского.
Елена Козьмина 3.5
Монография посвящена жанровому исследованию фантастического авантюрно-исторического романа. Здесь представлен анализ четырех наиболее репрезентативных романов: "Меж двух времен" Дж. Финнея, "Время для мятежника" Г. Гаррисона, "Трудно быть богом" А. и Б. Стругацких, "Где-то во времени" Р. Матесона. На основе этих, а также множества других произведений построена теоретическая модель жанра.
Главы о жанре фантастического авантюрно-исторического рома­на предваряет исследование, посвященное авантюрно-философской фантастике XX века как области литературы, рассматривается ее жанровый генезис и определяются границы, отделяющие эту разновидность фантастики от других.
Отдельная глава посвящена вопросам теории жанра и жанровой эволюции, продуктивности жанрового подхода при изучении авантюрно-философской фантастики XX века.
Для специалистов в области теории и истории литературы, аспирантов, студентов филологических факультетов и широкого круга читателей.
Светлана Коначева 4.0
В монографии исследуются основные направления постметафизического мышления в современной философской теологии. Рассматривается соотношение понятий Бога, бытия и события в философской теологии второй половины ХХ века, проблема теологического мышления и языка. Современная философская теология интерпретируется как поиск возможности мыслить Бога "после метафизики", как переход от онтотеологии к теологии события.
Олег Коновалов 0.0
Эта книга вышла в Великобритании в 2014 году под названием Hidden Russia: Informal Relations and Trust, предлагая своим читателям уникальную информацию и новый взгляд на российское общество. Ключевой тезис данной книги - чем лучше мы знаем себя, тем сильнее мы становимся. Российскому обществу, в том числе и деловому пространству, для дальнейшего развития необходим рекурсивный взгляд: способность увидеть феномен современного общества в красках и с разных точек зрения. Для российского читателя "Спрятанная Россия" станет превосходным зеркалом, отражением всего того, что мы собой представляем, ведь мы не сможем понять других, пока не поймем себя.
Арсений Куманьков 3.2
В монографии обсуждаются два вопроса: что представляет собой война в XXI в.? И как моральная теория оценивает современные войны? Автор дает социально-политические и этические интерпретации конфликтов. Для ответа на первый вопрос он прослеживает историю развития классического образа межгосударственной войны и предлагает оригинальную концептуализацию войн нового типа, ориентируясь на исследования ведущих специалистов (Мэри Калдор, Херфрида Мюнклера, Мартина ван Кревельда). Это позволяет выделить наиболее значимые характеристики и признаки новых войн, а также типичные практики их ведения. Отвечая на второй вопрос, автор рассматривает способы нравственного обоснования применения военной силы и моральную составляющую наиболее заметных форм и практик ведения современной войны — терроризма, роботизации и компьютеризации войны, деятельности частных военных компаний. Книга адресована широкому кругу читателей — философам, политологам, социологам, историкам, культурологам.
Ирина Левонтина, Шмелев Алексей Дмитриевич 2.7
В книге рассматриваются несколько важных для либерального дискурса языковых выражений: права человека, свобода, толерантность, плюрализм, частная собственность и приватизация, демократия, справедливость. Описываются их значение, бытование в языке, ассоциативный потенциал, эволюция отношения к ним носителей языка.
Каждое из этих выражений имеет свою историю, они в разное время и разными путями входили в язык, их значение и отношение к ним менялось с течением времени. Да и сейчас разные люди понимают эти слова по-разному. При этом взаимопонимание, возможность осмысленного конструктивного диалога в значительной степени определяется ясностью используемых языковых выражений, по крайней мере - ключевых для данного типа дискурса.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся русской культурой, русским языком и историей идей.
Алексей Нестерук 0.0
Несмотря на то, что отдельные аспекты философских проблем космологии рассматривались в отечественных и зарубежных исследованиях во второй половине ХХ века и в наше время, феноменологический анализ предпосылок возможности космологического познания и их связи с экзистенциальными проблемами человека отсутствовал. Актуальность современной космологии для прояснения вечных проблем философии не была в фокусе исследования. Исследования носили метанаучный характер, приспосабливая философию под стандарты естественно-научного мышления. Демонстрация того, что современная физико-математическая космология способствует продвижению философского познания, составляет ключевой момент новизны настоящей книги.
Сергей Попов 3.6
Галилео Галилею принадлежат слова: «Книга природы написана на языке математики». Спустя почти четыре столетия мы не устаем удивляться тому, что математические методы прекрасно подходят для описания нашего мира. Еще большее изумление вызывают естественно-научные открытия, сделанные на основе математического анализа уравнений. Создание любой сложной конструкции — от хитроумной дорожной развязки до квантового компьютера — сопряжено с математическими расчетами. Для полноценного понимания действия гравитации или квантовых явлений нам также не обойтись без математики. Но это кажется таким сложным и запутанным!

Как перестать бояться формул и полюбить математику? Почему она так эффективна в естественных науках? Есть ли этому предел, или, наоборот, для более глубокого понимания природы придется создавать математические конструкции, уже не укладывающиеся в голове человека? Все эти вопросы затрагиваются на страницах книги, а их художественное осмысление представлено в серии рисунков художника Ростана Тавасиева. На многие из них невозможно найти окончательные однозначные ответы. Но мы продолжаем обсуждать их и пытаемся понять, как устроен этот мир. Для этого понадобится преодолеть разделение на «две культуры»: «гуманитариев» и «естественников». Попробуем сделать еще один шаг в этом направлении.
Григорий Ревзин 3.8
Город полезно уметь видеть и понимать, без этого от него трудно получать удовольствие. Иногда это касается даже родного города. Из чего состоит город? Что такое улица, переулок, площадь, бульвар, сквер, что такое зелень и вода в городе, как живут в городе власть, бизнес, культура, производство, торговля, как возникли кварталы и микрорайоны? Ответы на эти вопросы — в новой книге Григория Ревзина.
Ольга Седакова 5.0
Противостояние хаосу — так в одном из интервью Ольга Седакова обозначила суть поэтической работы. Но смысл этого противостояния существенно шире: это общий корень всего, о чем бы ни заходила речь в этой книге, где собраны интервью поэта почти за три десятилетия (1990-2018): о поэзии, искусстве и философии, о культуре и цивилизации, о времени, вечности и о человеке в них, о вере, религии и церкви, о языках и переводе, о памяти и смысле, о свободе и достоинстве, об ответственности и надежде, об истории, традиции и современности…

Ольга Седакова (р. 1949) — современный русский поэт, автор 64 книг стихов, прозы, переводов, филологических и философских исследований, вышедших на разных языках. Офицер Ордена искусств и словесности Французской Республики. Доктор богословия honoris causa. Академик Амвросианской академии.
Владимир Бибихин, Ольга Седакова 4.4
Переписка поэта Ольги Седаковой и философа Владимира Бибихина (1992–2004) отмечена особым доверием не только к способности собеседника понимать поверх барьеров, но к самому его существу. Это доверие неотделимо от вдохновения, которое превращает письма в событие словесности. Обсуждаются самые разные темы — политические, культурные, частные — но главным содержанием переписки оказывается сама жизнь на свободе, не связанная согласием с «низкими истинами». Эта свобода — плод не только личной независимости, но обращенности собственного слова к такому имманентному адресату, присутствие которого неотделимо от самого строя высказывания и делает невозможным внутреннюю социализирующую редактуру. «Как сказать о том, как назвать то, чего никогда еще не было, нигде, ни с кем, что предсказано или предувидено быть не могло, никак, чего никто никогда не видел, не знал, что начинается абсолютно впервые, нигде не расписано?» (из письма В. Бибихина) Письма публикуются в авторских редакциях с сохранением орфографии и пунктуации.
Вячеслав Середа
Вячеслав Середа
1 произведение
1 в избранном

за переводы книг:
Иштван Орос «Шахматы на острове»
Ласло Краснахоркаи «Сатанинское танго»

Александр Скидан 4.0
Петербуржец Александр Скидан, взяв себе в помощники голоса Бруно Шульца, Марселя Пруста, Владимира Набокова, Томаса Манна и других больших мыслителей и стилистов, написал «Путеводитель по N» — это вымышленная биография Фридриха Ницше, произведение в большей степени философское, нежели историческое.
1 2