Опубликовано: 10 апреля 2021 г., 11:10 Обновлено: 10 апреля 2021 г., 11:15

4K

«Детство», «Юность», «Зависимость»: почему про Тове Дитлевсен вспомнили только сейчас

«Забытая бабушка» датской литературы, которую спустя полвека полюбил весь мир.

В издательстве No Kidding Press вышла «Копенгагенская трилогия» Тове Дитлевсен — романы «Детство» , «Юность» и «Зависимость» . Специально для Bookmate Journal переводчица этих книг Анна Рахманько рассказывает о Тове — датской писательнице, которая получила мировое признание только спустя пятьдесят лет после своей трагической смерти.

Гадкий утенок

С детства отец твердил Тове Дитлевсен: женщина не может быть поэтом. Тове удалось доказать ему, что он был неправ. В 1956 году (в 38 лет) она стала первой женщиной-поэтом, которая получила датскую награду «Золотые лавры». Несмотря на публикации ее книг и даже премии, Тове была своего рода «гадким утенком» датской литературы, лишь несколько лет назад превратившейся (правда, посмертно) в лебедя. Причем уже не только скандинавской, но и мировой литературы.

Работы Тове были очень не похожи на труды ее современников. Дитлевсен была окружена писателями и поэтами-мужчинами. Ее «исповедальная» литература казалась окружающим, особенно мужчинам, уж слишком откровенной. В интервью ей нередко задавали один и тот же вопрос — почему она пишет о «незаштопанных носках», на что она не мешкая отвечала, что ей надоело слушать песни о греческих богах.

Тове выделялась «сентиментальностью», которая не совсем вписывалась в рамки своей эпохи — разгара модернизма в Дании. Ее стихи считались старомодными: фиксированные стопы и рифмы не соответствовали новым нормам поэзии 50-х и 60-х. Известный датский модернист Клаус Рифбьерг считал, что Дитлевсен зажала себя в корсете, который сама же на себя и надела. К концу жизни Тове немного расшнурует этот корсет: из ее стихов практически исчезнет традиционная рифма. Правда, внимательный читатель заметит, что за корсетом прячется и одиночество, в котором пребывала Тове. Одиночество, искусственно созданное обществом, где женщина-художник не могла получить такого же призвания, как ее коллеги-мужчины. Так, Тове, в отличие от Карен Бликсен (автор романа «Из Африки». — Прим. ред.), не пригласили вступить в Датскую академию. Тове была одна как в писательстве, так и в жизни в целом.

картинка Arlett
Тове Дитлевсен. Фото: A.E. Andersen, Scanpix

Текст Дитлевсен многогранен: с одной стороны, это хрупкое и мрачное письмо, в нем чувствуется постоянная жажда любви. С другой стороны — сильный и непокорный голос, который пытался покончить с жесткими условностями того времени. Для женщины считалось дурным тоном быть без спутника жизни. Писательница в какой-то степени поддалась требованию общества, но и одновременно сопротивлялась ему: она вступала в брак, но часто разводилась и меняла партнеров.

Тове еще в «Детстве» мечтала о ребенке, который каким-то чудесным образом однажды оказался бы с ней рядом. Уже во взрослом возрасте она призналась, что мечтала быть вдовой. Она ссылалась на признание своей бабушки, которая начала по-настоящему жить, только когда ее муж «взял себя в руки и повесился».

Писательница выворачивает наизнанку мечты и страхи девушки: маленькая девочка на страницах ее книг превращается в разочарованную женщину. В книгах Тове открыто рассказывает о своих психических расстройствах (депрессии, алкогольной и наркотической зависимостях), и эта откровенность опередила свое время. Тове не боялась показать себя со всеми своими проблемами. Она стирала границу между частной жизнью и творчеством — все сливалось в одно.

Но все то, что не позволило ей при жизни добиться всеобщей любви читателя, пополнило список причин успеха сегодня, спустя почти 50 лет после смерти.

картинка Arlett
Тове Дитлевсен (1951). Фото: Johnny Bonny, Polfoto

Хотя некоторые датские критики сейчас торжественно восклицают, что Тове всегда почиталась в Дании, это кажется немного преувеличенным. Тове Дитлевсен была любима среди своих читательниц, но не получила при жизни всеобщего признания в Дании и тем более за ее пределами. Как писала известная датская писательница Дорте Норс:

«Она (Тове) любима поколениями женщин и списана со счетов поколениями мужчин».

В датском фильме «Мерцающие фонари» (2000), названном, кстати, как и сборник стихов Дитлевсен, есть такая шутка, ставшая почти бородатой в Дании. Строитель находит на чердаке книгу Ове Дитлевсен (Ове — это что-то вроде нашего Ивана), зачитывает стихотворение и начинает восхвалять этого поэта — мужчину, так точно и мастерски передавшего чувства. Стихотворение на самом деле написано Тове Дитлевсен, букву «Т» на обложке всего лишь сгрызла мышь. В этой, казалось бы, безобидной сцене из комедии с Мадсом Миккельсеном есть и часть серьезной проблемы. Как отец самой Тове, так и само общество не совсем воспринимали женщину в роли поэта.

«Я счастлива, когда пишу»

Тема писательства, художника и его призвания проходит через все книги Тове. Она сама признавалась в «Зависимости»:

«Я счастлива, когда пишу. Я счастлива и забываю обо всем вокруг, пока не приходит время вешать на плечо коричневую сумку и отправляться по магазинам».

После смерти ее книги практически не перепечатывали в Дании. В школьную программу Дитлевсен ввели всего лишь несколько лет назад, в то время как ее современников, писателей Поля Лакура и Лейфа Пандуро, давно проходят в школах. Кроме того, известность при жизни Тове получила благодаря своим стихотворениям, ее проза долгое время оставалась практически неизвестной даже датскому читателю.

Сегодня датчане благодарят писательницу-феминистку Ольгу Равн и театральный коллектив «Черная совесть» за воскрешение работ Тове. И так называемая Тове-лихорадка перебросилась на другие страны. Права на «Копенгагенскую трилогию» в 2020 году купили для публикации на более чем 25 языках, среди них, например, японский.

картинка Arlett
Тове с книгой Ниса Петерсена (1948). Фото: Инга Айструп, архив Айструп

За последние несколько лет вместе с Тове в разных странах «оживили» нескольких других «забытых бабушек», о чьих работах читатель слышит впервые только сейчас. В той же Дании, например, вместе с Тове снова вспомнили о романистке Эдит Роде, которая, кстати, при жизни передала эстафетную палочку Тове — та заняла место Эдит на должности редактора колонки писем от читательниц в датском семейном журнале Familie Journalen. Популярная во Франции Анни Эрно, смело писавшая о нелегальных абортах, тоже пережила мировой ренессанс за последние несколько лет. Список «возрожденных» писательниц можно пополнить и именем Наталии Гинзбург. Почему же мы только сейчас о них вспоминаем?

Как и Тове, «возрожденные» писательницы пишут на такие темы, как материнство, раскрепощение, семья, роль женщины в обществе. И хотя в современной литературе есть авторы, поднимающие эти темы, голос «забытых бабушек» прорывается сквозь туман прошлого. Немаловажную роль в случае с Тове сыграл и жанр. Не принятая современниками «исповедальность» ее работ пришлась по вкусу современному читателю. Автофикшн в целом сегодня находится на пике своей популярности, по крайней мере в России.

Правда, уже было несколько попыток познакомить читателей за пределами Дании с творчеством Тове. Например, в 1985 году был опубликован перевод «Детства» на английский язык. Но читатели, кажется, были еще не готовы. В СССР произведения Дитлевсен (в основном стихи и рассказы) были напечатаны в сборниках вроде «датской поэзии» или «скандинавских новелл», но это были лишь небольшие работы писательницы.

картинка Arlett
Тове с детьми в Вестербро. Фото: Кнуд Якобсен, Polfoto

Художница, женщина, наркоманка

«Детство», «Юность», «Зависимость». В какой-то степени это женская версия наших классиков с их «Детство. Отрочество. Юность» и «Детство. В людях. Мои университеты». «Университетов» Тове не позволили: еще в школе родители, несмотря на уговоры учительницы, запретили дочери идти в гимназию. Ей нужно было начинать зарабатывать и думать о будущем. В трилогии — и портрет художницы, и женщины, и наркоманки. Портрет, написанный с искренностью, иронией и впечатляющим талантом.

Дитлевсен еще при жизни издала более 40 книг — сборники стихов, романы, повести. В Дании за последние несколько лет было переиздано много книг Тове, а также изданы ее биографии, переписка с издателем и письма читательницам, обращавшимся к ней за советом. Феминистка Ольга Равн издала сборник «забытых текстов» Тове под названием «Я хотела быть вдовой и поэтом». Недавно на датском вышло новое издание дебютного романа Тове «Обидели ребенка», который она написала в 23 года. Свой прозаический дебют Тове начала с описания сексуального насилия, которое пришлось пережить главной героине.

картинка Arlett
Фото: Джетте Ладегаард, Scanpix

Жанр автофикшн не так легко давался Тове — она часто признавалась в переписках с друзьями, что чувствует себя клоуном, который развлекает зрителей подноготной своей жизни. Страх быть непонятой можно прочувствовать во многих книгах Тове, и к концу жизни он только усиливался. Может быть, именно поэтому в книгах «Лица» и «Комната Вильгельма» она придумала героине другое имя — Лиза Мундус. Тем не менее читатель узнает в них саму Тове и продолжение ее отношений с наркотиками, творчеством и мужчинами.

Пусть и спустя несколько десятилетий после смерти (в возрасте 57 лет Тове покончила с собой, отравившись снотворным. — Прим. ред.) писательница наконец-то получила свое место на литературной сцене. И то, что работы «забытых бабушек» сейчас пользуются популярностью, только доказывает значимость и мастерство этих писательниц. Остается надеяться, что «лихорадка» их возрождения не прервется так же внезапно, как и началась.

Анна Рахманько

Источник: Bookmate Journal
В группу Статьи Все обсуждения группы
44 понравилось

Комментарии 6

Спасибо большое, за столь подробный и захватывающий рассказ! Тема дороги женщины в литературе всегда привлекала моё внимание. Впрочем, «дорога женщины в литературе» – это определение пути мужчины в литературе. Женское же – нечто более лёгкое, более эфемерное, скорее тропа, нежели, чем дорога…

Потому что сейчас сектантками тщательно выискиваются в давно забытом прошлом графоманки женскаго полу, и тщетно пытаются поднять их на щит. Тщетно.
Впрочем потуги сии не без пользы для публики: через таких вот "писательниц" мы видим истиное лицо фимимизма: наркоманки, шизофренички, извращенки... Настоящей женщине это всё глубоко чуждо, и им нечего делить с мужским полом, потому что они ВМЕСТЕ.

Sergej328, Женщина -- это созидание, направление разрушительной мужской энергии в нужное русло. Мужчина -- сила, ум, превосходство. Для кого живет мужчина, работает, встает на ноги? Для своей прекрасной музы, нежного вдохновителя, подруги жизни, она -- спичка, он -- топливо. И не одному мужчине не понравится союз с пропахшей табаком и мужиками, бывшей в употреблении хабалкой, каким бы гением та себя не позиционировала.

Одна испинанная жизнью одинокая женщина (жертва феминизма и равенства полов в массах) кричит на старости лет (я сама видела) -- да пошли эти ... и пусть защищают свои права, а не мои. Свои! Не мои права, из-за которых я потеряла исконно женское право любить и быть любимой (законной женой, любящей матерью, хранительницей очага).

P.S. Некоторые женщины все же тоже могут писать (и это не кулинарные книги).

Посему вспомнили только сейчас??? Спорная фраза... Если не помнили до этого, то видимо были причины на это, видимо не очень популярная книга была с свое время, а может и написано не очень... Спорить не буду, ни знаю, но очень подозрительно этот пиар...
И у нас есть уже сколько отличная книжная альтернатива - "Детство. Отрочество. Юность" Льва Толстого...)

Как раз думала почитать. На первом фото так и хочется ей стол поменять на нормальный: сидит скукожившись.

Очень интересная статья. Так бывает, что писатель опережает свое время или живет вне времени, в своем мире. А бывают и незаслуженно забытые хорошие писатели.

«Я счастлива, когда пишу. Я счастлива и забываю обо всем вокруг, пока не приходит время вешать на плечо коричневую сумку и отправляться по магазинам».

Еще мне понравились фотографии, и познакомиться с писательницей захотелось.

44 понравилось 6 комментариев 2 добавить в избранное 0 поделиться