Больше историй

27 декабря 2023 г. 22:30

174

Про книжные манипуляции

Когда мне было лет 14 и мы всей семьей поехали за покупками, маму обманула цыганка. Сумма была не фатально большой, что-то вроде 400-500 рублей, если переводить на наши деньги сейчас. Но сам факт! Как это возможно?! У мамы, человека, который никогда никому не доверяет, которая обходит цыган десятой дорогой, и которая реально считает каждую копейку, выманили деньги! как это вообще возможно, мы с папой были просто в шоке. А мама сделала невозмутимое лицо и сказала что-то вроде «никто меня не обманывал, я все понимала и мне было интересно, что она мне скажет и что будет дальше». Эта история потом превратилась в семейную байку, подробности того гадания я благополучно забыла, но мамино лицо, человека которого только что, вот прям только что обманули, а она просто признает это, я запомнила на всю жизнь.

К чему вся эта история.

Вчера дочитав книгу Павловой и заливаясь слезами (я не вру, вот прям навзрыд, и прям крокодильими слезами), я сидела и думала – ну это же ненормально. Это же конкретная манипуляция. Если в книге условно убивают детей (у Павловой детей не убивают если что), это беспроигрышный вариант добиться слез у читателя. Но при этом есть произведения, где в принципе все на этом сюжете завязано. Предыстория, переживания героя, финал. Т.е. смерть детей проходит какой-то красной нитью, как у Турбина в "Выше ноги от земли", прости господи, до сих пор не могу забыть это сдирание кожи заживо. Это ужасно, но вся книга такая. Душераздирающий финал -- никакой не сюрприз. Ты ее читаешь и чувствуешь приближение трагедии, вся книга вот такая "болючая". Или вот Мариам Петросян и ее "Дом в котором", очевидно же, что книга про жизнь детского дома не может быть позитивной. Ок. Но тут всю книгу одно, а заканчивается другим. Сначала эмоциональная нагрузка и переживания минимальны, а а потом вдруг бах бабах. И все. Не смерть детей, конечно, но тоже знаете ли. Лично для меня супер болезненная тема. Стоит что-то такое прочесть, рыдать начинаю. А тут прям взяли и так смачно этот триггер прописали. От души.

И с одной стороны, я прекрасно понимаю, что это манипуляция, но раз я читаю эту книгу и плачу, значит сейчас я позволяю это делать с собой. Манипулировать моими чувствами. Значит это мой выбор (?). Вот тут-то я как раз и вспомнила мамино лицо, и то как мы с папой буквально оттаскивали ее от цыганки, как она потом просто признала факт обмана. Кажется, сейчас со мной произошло то же самое, только с книжкой…

Я не понимаю, не понимаю, не понимаю как к такому относиться. С одной стороны, книга, которой я на протяжении 96% чтения ставила мысленно оценку 2-3 по 5 балльной шкале, тут же выросла до 5. Ну еще бы! Так жахнуть в конце. С другой стороны, получается, я ставлю оценку не всему произведению, а именно концовке... Это наверное не правильно, хотя тут не может быть никаких правил, это же мое дело, что именно оценивать. Но как вообще можно говорить про оценку в данном случае. Это мошенничество чистой воды... Это именно что манипуляция. Ооооой. ничего не понимаю. Ясно одно -- даже зная, что моими чувствами манипулируют, я все равно ведусь. Меня обманывают, а я не могу остановиться и прекратить обман.

И что если вся литература это одна сплошная манипуляция, чем тогда Павлова хуже остальных? Просто у нее это пока слишком очевидно, вот и все...

Это я пыталась написать начало рецензии. Мда. Лаконичность не мой конек. В общем, "нормальная" рецензия будет отдельно. А этот крик души оставлю себе на память. Может быть, со временем что-то пойму. Хотя желание читать русскую литературу мне опять лопатой отбили. Вот прямо по лицу так знаете заехали, как в плохих комедиях. Пока не буду читать отечественную современную прозу. К черту вот это всё.