Больше историй

19 мая 2022 г. 19:34

575

Из жизни святых

¡Spoiler Alert!
Вот уж чего я не ожидал, так это аллюзий на житие святого V века в книге, которая в 2020 году номинировалась на Пулитцеровскую премию. Дело в том, что Энн Пэтчетт в «Голландском доме» рассказывает историю, которая очень походит на житие преподобного Алексия, человека Божия. Не думаю, что совпадения носят случайный характер, потому что это житие было известно не только на православном Востоке, но и на католическом Западе, а сама писательница училась в католической школе для девочек.

Итак, житие святого Алексия, человека Божия, в изложении свт. Димитрия Ростовского, повествует:



…обручили Алексия с девицею из царского рода, а затем над ними было совершено таинство бракосочетания в церкви св. Вонифатия, и весь день тот до ночи прошел в веселии и ликованиях. По окончании торжества, святой Алексий вошел, с благословения отца своего, в комнату невесты и нашел ее сидящею на кресле. Взяв свой золотой перстень, он завернул его вместе с драгоценным поясом в порфирную ткань и отдал невесте со словами:
– Сохрани это, и пусть Господь находится над нами, содействуя Своею благодатью возникновению в нас новой, истинно христианской жизни.
Сказав это, он удалился в свою комнату; здесь святой Алексий заменил богатые одежды бедными и вышел тайно из дома и города, захватив с собою из своего собственного имущества немного золота и драгоценных камней.

Мать Денни и Мейв, Элна Конрой тоже уходит из дома, разве что не сразу после свадьбы, а после десяти лет брака.

После бегства от родных в другой город св. Алексий продал взятые из дома драгоценности и раздал нищим, сам же стал просить подаяние, которое, впрочем, тоже отдавал бедным, перебиваясь на хлебе и воде. Как помнят читатели, примерно тем же занималась в Индии Элна Конрой – благотворительностью и помощью нуждающимся. Кроме того, у неё был талант находить спонсоров для своих социальных проектов.

Далее оба героя совершают морское путешествие, которое возвращает их к родным местам. Сидя возле отеческого дома, св. Алексий слышал, как страдают его близкие, которых он так внезапно покинул:



Их слёзы переполняли его сердце жалостью, но любовью к Богу он побеждал плотскую любовь к невесте и родителям; это терпение почти невыносимых скорбей ради Бога даже утешало его.

Не знаю, как другие читатели, а я с лёгкостью могу представить подобные слова в устах Элны Конрой. Вспомнить хотя бы, как после выздоровления своей дочери Мейв она полностью потеряла к ней всякий интерес, перенеся свою деятельную активность на сошедшую с ума Андреа.

Обоим героям древнего и современного житий можно задать один простой вопрос: зачем? Зачем подвергать близких людей таким душевным мукам? В законном браке есть тысячи возможностей оказывать помощь не только родственникам, но и нуждающимся. Да, это прекрасно, что человек хочет творить добрые дела и даже любить своих врагов. Но обязательно ли для этого подвергать мучениям родных?
Поэтому я не соглашусь с позицией писательницы:



Мне кажется, таким как мы с тобой, трудно понять. Честно тебе скажу, мне самой это порой невыносимо. Мне хочется, чтобы она просто была одной из нас. Но если подумать о святых – с кем из них родственники были счастливы?

Действительно, и древнее житие, и современный роман рассказывают историю о святых людях. Но даже верующим надо помнить, что не всякий святой является однозначным примером для подражания.

Прочитано для мурманского книжного клуба "Переплёт"

Комментарии


Ого, какая глубокая аналогия! Есть более лежащая на поверхности и более растиражированная массовой культурой, наверное. История Будды Шакьямуни, оставившего юную жену и сына-младенца.

Конечно, история Будды более известна, но его мотивы не совпадали с мотивами Элны, как-никак она искала не избавления от страданий, а хотела помогать тем, кому было хуже, чем ей.

Хотя с другой стороны, в интервью Энн Пэтчетт приводит в пример именно Будду)