Больше историй
21 ноября 2012 г. 12:36
216
О войне и воинах. Часть 1
Это попытка анализа главки «О войне и воинах» из первой части «Так говорил Заратустра».
***
Речь о Сверхчеловеке идет в самом начале книги Ницше - Заратустра пытается увлечь толпу этим идеалом. Но, мало преуспев, начинает увещевать, сравнивая окружающих с «последним человеком». На что получает в ответ: «Дай нам этого последнего человека, о Заратустра, сделай нас похожими на этих последних людей! И мы отдадим тебе сверхчеловека!».
Пророк сделался печален.
***
Так кто же такой Сверхчеловек?
В понимании Ницше - отбросивший ум, идеологии, инстинкты, рассудочность и т.д. В общем, все то, что делает человека человеком в западном понимании этого слова. Не удивительно, что толпу совершенно не вдохновил предложенный путь.
Вряд ли и Гитлер, положив в основу своей идеологии Сверхчеловека – истинного арийца, до конца понимал написанное Великим сумасшедшим. Впрочем, ему это и не было нужно. Он взял только то, что ему требовалось.
А теперь процитируем несколько фрагментов из «Речей Заратустры».
О войне и воинах
Мы не хотим пощады от наших лучших врагов, а также от тех, кого мы любим до глубины души. Позвольте же мне сказать вам правду!
Братья мои по войне! Я люблю вас до глубины души; теперь и прежде я был вашим равным. И я также ваш лучший враг. Позвольте же мне сказать вам правду!
….
Будьте такими, чей взор всегда ищет врага – своего врага. И у некоторых из вас сквозит ненависть с первого взгляда.
Своего врага ищите вы, свою войну ведите вы, войну за свои мысли! И если ваша мысль не устоит, все-таки ваша честность должна и над этим праздновать победу!
Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир – больше, чем долгий.
Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!
Можно молчать и сидеть смирно, только когда есть стрелы и лук; иначе болтают и бранятся. Да будет ваш мир победою!
Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель.
Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных.
…
Враги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своим врагом: тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами.
Восстание – это доблесть раба. Вашей доблестью да будет повиновение! Само приказание ваше да будет повиновением!
Для хорошего воина «ты должен» звучит приятнее, чем «я хочу». И все, что вы любите, вы должны сперва приказать себе.
Ваша любовь к жизни да будет любовью к вашей высшей надежде – а этой высшей надеждой пусть будет высшая мысль о жизни!
Но ваша высшая мысль должна быть вам приказана мною – и она гласит: человек есть нечто, что должно превзойти.
Итак, живите своей жизнью повиновения и войны! Что пользы в долгой жизни! Какой воин хочет, чтобы щадили его!
Я не щажу вас, я люблю вас всем сердцем, братья по войне! –
Так говорил Заратустра.
***
Продолжение – здесь.