Больше рецензий
19 июля 2015 г. 01:34
374
4
РецензияКак ясно из описания книги - она является виртуозным дополнением к знаменитому произведению Диккенса "Большие надежды". Я, как поклонник "Больших надежд", не смогла пройти мимо подобного "вбоквела" и не узнать нерассказанную мистером Диккенсом историю жизни знаменитой вечной невесты мисс Хэвишем. Приоткрыв завесу тайны, я обнаружила жизнь вполне типичную для богатой наследницы, девушки из знатного общества. Но вот виртуозности и грандиозности в повествовании нет. Сюжет нескучен, но каких-то внезапностей он нам не преподносит. А главный момент, перевернувший всю жизнь мисс Хэвишем, занимает не слишком много объема в книге. Он скорее просто разделяет ее жизнь на "до" и "после".
Так как повествование ведется от первого лица, самой мисс Хэвишем, то мы глядим на историю ее глазами, читаем ее мысли, вникаем в первопричины и мотивы ее действий и поступков. В оригинальном произведении Диккенса, впрочем, и так было ясно, что предательство несостоявшегося мужа невероятно подкосило здоровье мисс Хэвишем, и в первую очередь, безусловно, психическое. Здесь мы имеем возможность прочувствовать все вместе с самой мисс Хэвишем.
Диккенс описывает нам сумасшедшую (или на грани) женщину, полную отчаяния и мести, и лишь иногда в ней всё же видны проблески разума и расчетливости. Рональд Фрейм, на мой взгляд, представил нам иную версию знаменитой героини. Здесь я наоборот увидела женщину, которая отлично понимает что и зачем делает, она намеренно хочет вызвать у остальных мнение будто она тронулась умом. Хотя при этом задумываешься, что здоровый человек так не поступит. Короче говоря, диккенсовская Хэвишем вызывает сочувствие, жалость, а фреймовская выглядит не такой жалкой, более рассудительной, прицельно мстительной (и притом весьма хорошо отдающей себе в том отчет), ей куда меньше сопереживаешь, потому как она сама загоняет себя в то состояние, которое мы видим в итоге.
Возможно, не относись я так тепло к оригиналу Диккенса, я бы не поставила книге Фрейма четыре звезды, она всё же сильно уступает, хоть и нельзя отрицать, что стиль действительно выдержан удачно. Еще было желание снизить оценку за финал, который, честно, сильно пошатнул общее мнение - Фрейм зачем-то перекроил концовку Диккенса. Это для меня большой и заметный минус, но даже на него я в итоге решила наплевать, выставляя оценку, но впечатление подпортилось, к сожалению - одно дело дополнить то, чего сам Диккенс не решил нам рассказать, а другое - переписать классика.
К минусам могу отнести и чересчур скачкообразное повествование, к концу перепрыгивающее заметные временные отрезки - мы словно получаем рваные клочки. Растягивать последние годы затворничества, наверное, и смысла не было, но вот плавности сюжету однако же не хватило.