Больше рецензий

Eternal_Reader

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 января 2015 г. 03:00

124

4

Быть сорванным до срока - это лучше, чем медленно и безрадостно вянуть.

Моя вторая встреча с Гарди, после "Тэсс из рода Д'эрбервиллей". И думаю, она произвела на меня даже более сильное впечатление, чем его самый знаменитый роман о "поруганном дитя" Тэсс, который описала в другой своей рецензии. Еще изучая информацию после прочтения Тэсс, я знала, что у Томаса Гарди есть второй не менее скандальный и запрещенный роман о Джуде. И не смогла обойти его стороной. Хотелось знать, что собой представляет один из самых безысходных и депрессивных романов английской литературы.

И я узнала. И поняла. И согласилась.

Он действительно оправдывает свое звание, и я понимаю, почему его запрещали столь долгое время. Идеи Гарди были слишком кощунскими для его эпохи и опережали нравы Викторианской Англии. Но в этом его очарование и достоинство. Еще после Тэсс, я писала, что меня поражает мужество и характер этого человека, который писал в открытую о том, о чем другие люди боялись даже думать. Он был новатором своего времени. И мне жаль, что его угнетали и критиковали со всех сторон и, в конце концов, даже отбили желание возвращаться к романам. Поскольку это его последний роман, хотя жил после него он еще 30 лет. Общество, как всегда, разрушило личность. Как собственно и в книге.

Читалось на удивление легко, несмотря на общее настроение книги. Мне искренне нравится Джуд со своей тягой к знаниям и добрым сердцем. Единственно в нем плохо, его мечта - неосуществима, в тех условиях и времени, в которых он жил. А для таких людей, как Джуд, его мечта - и есть вся жизнь. Мне казалось я знаю, что он чувствовал, когда получил ответ ректора, который спустил его с небес на землю, дав практичный, но совершенно убивающий Джуда совет. Если ты из низших слоев - так тебе и быть там всю жизнь. Университеты только для тех, у кого есть деньги. Что-то это напоминает... Наверное, наятощее. Но к счастью, у нас это не так запущено и есть такое понятие, как стипендия. Я буквально чувствовала, как разбивалось сердце Джуда, когда он был вынужден отказаться от университета. Как жестоко устроен мир и до сих пор, ведь чаще всего стремление и желание учиться никого не интересуют.

Но, возможно, он бы смог добиться большего, если бы выбирал знания, а не женщин. Именно они довели его до трагедии.
Арабелла и Сью совершенно разные, полные противоположности. Но ни одна не принесла счастья.

Знакомство начатое с того, что в тебя кидают свиной половой орган - заранее обречено на провал. Хотя метафора глубокая, что сказать. Основным источником отношений Арабеллы и Джуда было физическое влечение, которое быстро изжило себя и они попрощались друг с другом без слез и даже с радостью, хотя по закону и оставались супружеской парой. Тут было все просто. И не удивительно, что от этого союза получился такой странный ребенок - Старичок. Учитывая его прозвище, ничего не могла собой поделать, потому что он представлялся мне Бенджамином Баттоном, когда тот был стариком-ребенком.

Но отношения со Сью... казалось эти люди намеренно издеваются над друг другом и над собой, в том числе. Не могу сказать, что Сью уж сильно раздражала меня, но лично я не понимаю таких девушек. Она столько крови попила из Джуда. При встречах была холодная, в письмах - нежная. Давала надежду, но не более. Ее поведение напоминает мне известных для множества современных девушек тип поведения - "возбудим, но не дадим". Сью играла с Джудом. Но в начале она все-таки симпатизировала мне со своими новаторскими взглядами на жизнь, и я понимала, почему Джуд любит ее. Но что же стало с этой бросающей обществу вызов девушкой - она стала безликой куклой под действием церкви. Я верю в Бога, но такое фанатические отношение к церкви презираю. И сцена, где Сью ночью в безлюдной церкви лежала на кресте и рыдала - вызывало во мне не жалость, а какое-то отторжение и неприятие, как и у Джуда.

Меня подпоили, тебя тоже. Только меня одурманили джином, а тебя религией. То и другое лишает человека ясного взгляда на вещи.

Конечно, главная трагедия книги - это смерть детей, но она произошла так внезапно, что я толком не поняла, что произошло. И грустно мне не было. Наверное, это как при ударе - боль из-за шока наступает не сразу. Также было и со мной. Всю безысходность и депрессивность я ощутила после преображения Сью в религиозную мученицу.

Мир потерял таких амбициозных и одаренных молодых людей, как Сью и Джуд, в то время как "миллион Арабелл" успешно выживают в нашем мире и не знают препятствий. И в этом трагизм.

Знаете, думаю в ком-то эта книга может убить мечту, а в ком-то только усилить веру и желание. Надеюсь, что я принадлежу ко вторым. Хотя вполне возможно, что меня постигнет неудача, как Джуда. Но сдаваться рано... Иногда мне кажется, что стоит выбирать цель, а не людей... Джуд в свое время выбрал сначала Арабеллу, а потом Сью... Но ни одна из них не была с ним в последний момент жизни и ему даже не смогли дать глоток воды, о котором он умолял... Одна в это время наслаждалась праздником, другая - перебарывала омерзение к супружескому долгу к своему "настоящему" мужу. Вот к чему привела доброта и искренность Джуда. Стоит сделать выводы, люди!

Томас Гарди показал, как люди проигрываю против системы, против общества. Они так старались, так любили, но слишком нереально... Мне страшно, потому что я не хочу быть раздавленной системой принципов, которую придумал кто-то сверху.

Я не хочу быть Незаметной...

Книга прочитана в рамках Игры в классики