Больше рецензий

9 мая 2024 г. 17:48

50

4 «Трус умирает сто раз. Мужественный человек — лишь однажды»

Что понравилось:
- Интересная шпионско-детективная линия, развязанная вокруг Геральта, Цири и Йеннифэр. Судьба девочки зависит от многих факторов и грамотно выстроенной стратегии ее укрытия от чужих глаз, которые бдительно следят за юной наследницей цинтрийского престола. Цири странствует с Йеннифэр инкогнито, под прикрытием, постоянно находясь в опасности преследования. Геральт сотрудничает с частным детективом и ищет способ, как уберечь, спрятать и спасти Цири от посягательств правителей. Достаточно напряженная часть сюжета, где ты искренне переживаешь за героев.
- В этой книги Геральт, Йеннифэр и Цири становятся настоящей семьей. Геральт и Йен — приемные родители, а Цири — их любимая дочка, ради которой они готовы пойти на все. Женская натура Йен раскрывается с трогательной стороны. Мы видим, что она, несмотря на внешний облик сильной и независимой, строптивой чародейки, в душе холит и лелеет надежду о простом женском счастье в кругу семьи. На пару с Геральтом в короткие счастливые моменты уединения и отдыха от суеты они позволяют себе немного помечтать об уютном доме, домашнем очаге, спокойной семейной жизни, где Йен стряпала бы на кухне и играла роль хозяйки, а Геральт занимался бы разведением лошадей и овец. Чудесные диалоги, наполненные страстью и любовью. Также понравилась деталь, что Йен всегда старалась узнать, где сейчас Геральт и как у него дела, и даже тайно отправляла деньги жителям деревень, где он брал заказы на убийство монстров, чтобы те побольше ему заплатили. Такая вот забота на расстоянии, потому что с деньгами у ведьмака всегда было туго, а мужская гордость не позволила бы принять финансовую помощь напрямую от Йеннифэр.
- Интересный прием с введением сюжетной линии через рассказ в диалогах. Так Геральт, проводя время с Йеннифер и предаваясь любви в постели, постепенно рассказывает ей о своем разговоре с Вильгефорцем, тем самым показывая важную часть сюжета через флэшбеки.
- Классный эпизод с выживанием Цири в пустыне.
- В этой части окончательно проявилась аналогия конфликта Нильфгаарда с событиями Второй мировой войны. Нильфгаард — это абсолютно узнаваемый образ нацистской Германии (их военный порядок, карательные операции, политика выжженной земли, угон населения на работы, стремительное завоевание мира) с элементами Османской империи (тюркские имена) и Римской империи. Раздел Аэдирна между Нильфгаардом и Каэдвеном напрямую отсылает нас к пакту Молотова — Ребентропа 1939 г., о чем Сапковский сам упоминал в одном из интервью. Соответственно, Аэдирн — это Польша, а Каэдвен, заключивший договор с нильфгаардцами, — Россия. Об этом говорит и описанный в «Ведьмаке» момент с началом войны, где нильфы подстроили провокацию на границе с Аэдирном, переодевшись в их войска. Поводом для Второй мировой войны послужило инсценированное немцами нападение польских солдат на Гляйвиц (немцы переодели одно свое подразделение в польскую форму). В Темерии легко угадывается Франция с ее лилиями, а прототипом Редании выступает Великобритания. В этой связке можно предположить, что под скоятаэлями подразумеваются националистические группировки коллаборационистов по типу УПА, Лесных братьев и т.п. Похвально, конечно, что автор увлекается историей и даже смог переработать реальные государства и их политические отношения в фэнтези-вселенную, НО (1)...

Минусы:
- НО (1), во-первых, чешские читатели в разделе Аэдирна в первую очередь узнали раздел Чехословакии между Польшей и Германией, а не раздел Польши по Молотову-Ребентропу, о чем также Сапковский сказал в своем интервью. То есть не все трактуется так однозначно, как того хотел автор. Во-вторых, все-таки, когда читаешь фэнтези, хочешь провалиться в выдуманную, сказочную вселенную, не вспоминая о реальном мире. А такие очевидные отсылки на Вторую мировую, буквально в лоб обыгрывающие настоящие эпизоды из нашей истории, мешают погружению в фэнтези-мир и даже раздражают. Если я хочу почитать завуалированно о реальном мире, я возьму что-нибудь из социальной фантастики или антиутопии. А фэнтези, даже темное и мрачное, должно рисовать свой, оригинальный мир. И я не хочу, читая про раздел условного Аэдирна между Нильфгаардом и Каэдвеном, вспоминать про пакт Молотова-Ребентропа и догадываться об антисоветских взглядах писателя.

Цитаты
Цитаты:
«В том-то и состоит роль поэзии, Цири. Говорить о том, о чем другие молчат»

«Трус умирает сто раз. Мужественный человек — лишь однажды»

«Поразительно,— паскудно ухмыльнулся ведьмак. — Как будоражит всех мой нейтралитет. Всем не терпится заключать со мной пакты и союзы, предлагать сотрудничество , втолковывать, что необходимо делать выбор и присоединяться к соответствующей стороне»

«У денег нет родины»
свернуть