Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 октября 2014 г. 21:33

69

5

Первое произведение Диккенса, которое затронуло душу. Первое произведение Диккенса , которое читала взахлеб. Можно сказать - мое покорение Диккенса и себя самой.
Не думаю, что дело в произведение, есть другие причины, но книге с удовольствием поставила "Пять" и добавила в "Любимые".

Признаюсь честно, я дико боялась начинать читать. После "Лавки древностей" и "Больших надежд", которые суммарно 4 месяца держали меня в депрессии и заставляли чувствовать себя как заложника в тюрьме, Диккенс не вызывал особого желания. Да и рецензии на "Оливера Твиста" не радовали. Но проклятие на свою голову навела сама - последняя книга, "Игра в классики", должником быть не хочу. Пришлось читать.

Ожидала плоских героев. Ведь все так и бранят героев за их гротеск. С удивлением обнаружила, что это не так -- заставили меня они сопереживать и волноваться. Да, они практически не менялись но картонками назвать не могу. Добавляем социальную направленность и контекст, и появляется вся глубина романа.

Оливер - просто бедный ребенок, сирота, на чью долю выпали многие несчастья. Но они не осквернили и не озлобили его. Маленький мальчик, который был совершенно обычным ребенком, загнанным в угол системой. Боролся как мог, даже если его борьба заключалась в том, чтобы попросить немножко еды, сбежать от злого работодателя/рабовладельца или же не потерять надежды и своего доброго сердца во всей этой грязи. Это были подвиги. Небольшие, но все же значимые. Стоит заметить, что в викторианской Англии, этой прославленной эпохе страны, тысячи детей жили так как Оливер и даже хуже. Тысячи детей были рабами. Тысячи детей не имели никакой надежды на перемены. Тысячи детей просто игнорировались взрослыми. Это подвиг Диккенса, что он смог дать голос немым.

Бандитская шайка, ака плохие ребята, получились довольно-таки смешными и в то же время трагичными. Жизнь большинства коих заканчивается быстро -- на висилице или в тюрьме. А ведь преступления иногда бывают настолько смешными -- да, настоящие террористы, которые терроризирует старую добрую Англию и отбирают сумочки у благопристойных старых леди.

Феджин не впечатлил. Просто любитель богатств. Алчный старый хрыщ. Но были и те, кто оставили отпечаток. Сайкс, даже будучи жутким негодяем, неблагодарной свиньей, свирепым разбойником, вызывает жалость. Не он выбрал этот путь, этот путь, скорее всего выбрал его. А в стае шакалов не выжить, если не превратишься в шакала сам. Сцены после убийства настолько сильные, что все-таки начинаешь верить в то, что даже в нем была душа. То, что он, как и многие другие, был просто потерянным и избитым системой. Нэнси, показатель женской жертвенности и заложник ситуации. Все-таки встала на путь праведный, но счастливого конца не было. Опять же -- в джунглях нет законов. Ноа и Шарлота - ответ на вопрос "Почему люди выбирают эту дорогу?" Потому что альтернатива -- умереть от руки хозяина/работадателя/рабовладельца. Загнуться на работе без просвета, с оскорблениями, унижениями и голодом. То, о чем Нэнси говорит Роз при их встрече напоминает слова Жени из "Ямы": не было у этих людей надежд, не было просвета, просто потому что родились не в то время, не в той семье.

“Thank Heaven upon your knees, dear lady,' cried the girl, 'that you had friends to care for and keep you in your childhood, and that you were never in the midst of cold and hunger, and riot and drunkenness, and—and—something worse than all—as I have been from my cradle”


Хорошая компания особо не вызывает чувств, кроме благодарности за то, что спасли жизнь двум сиротам. И боролись до конца до справедливости. Для своих читателей, кто как раз-таки были этим самым добропорядочным обществом, Диккенс как бы говорит: "Смотрите, а ведь каждый может быть неравнодушный к судьбе ближнего своего. Каждый из вас может стать героем и спасителем." Возможно, положительные герои не были настолько запоминающимися, но этот самый месседж как стрела лучшего стрелка запала в сердце наверняка многих леди и джентельменов того времени. Ведь не это ли то, что мы все хотим -- быть хорошими людьми?.. Диккенс создал идеал для людей, которые могли изменить ситуацию. Идеал хороших людей, который все-таки достижим. И за это мои овации.

Впервые начала замечать сарказм и английский юмор. Леди и джентельмены, этот мужчина, Диккенс, настолько тонкий тролль (да простит меня Диккенс за использование современного жаргона), что не пройдет и главы без улыбки.

Дальше Диккенский юмор и на английском...


К примеру,

“The doctor seemed especially troubled by the fact of the robbery having been unexpected, and attempted in the night-time; as if it were the established custom of gentlemen in the housebreaking way to transact business at noon, and to make an appointment, by post, a day or two previous”

Или же,

“What a beautiful, mild face that lady's is!'

'Ah!' said the old lady, 'painters always make ladies out prettier than they are, or they wouldn't get any custom, child. The man that invented the machine for taking likenesses might have known that would never succeed; it's a deal too honest. "



Просто прекрасно. Тонко. И смешно.


Эх, надеюсь, что в этот раз наслаждалась Диккенсом, не потому что вторая его книга настолько прекрасна, а потому что начинаю привыкать к нему. Верю и молюсь, что остальные книги так же западут в душу, и все таки смогу завершить свой квест на прочтение почти всего Диккенса. Все-таки не так уж он и плох, этот Диккенс.

Прочитана благодаря "Игре в Классики"