Colta.ru

История семейства Витгенштейн

Критик: Андрей Тесля Рецензия на книгу Дом Витгенштейнов Оценка: * Книга Александра Во о Витгенштейнах, как рекомендуют сами издатели, — прекрасный образчик «семейной саги». То есть чтение, любопытное независимо от того, есть ли вам дело до самих Витгенштейнов — интересуют ли вас семейное окружение Людвига Витгенштейна, его отношения с братьями и сестрами, характер отца или матери. Это история о богатых, образованных и нередко весьма одаренных людях — которые предстают едва ли не неизменно несчастными, лишь разнообразя способы быть несчастными, а те из числа участников семейных перипетий, кто (по крайней мере, в тексте книги) не предстает…

Развернуть

Совпадение во времени

Критик: Андрей Тесля Рецензия на книгу Время кометы. 1918: Мир совершает прорыв Оценка: * Сам принцип — взять какой-либо год и выстроить повествование о разных людях и сообществах, существующих синхронно, — совсем не нов, хотя последние десятилетия переживает взлет популярности среди авторов и читателей: от «В 1926» Ханса Ульриха Гумбрехта (1997) до «1913. Лето целого века» Флориана Иллиеса (2013). Столетний рубеж расположился между датами выхода немецкого (2017) и русского (2019) изданий «Времени кометы» Даниэля Шёнпфлуга — о том, как две дюжины персонажей, от Америки до России, проживали, осмысляли, реагировали на мир между последними…

Развернуть

Исключительность книжного

Критик: Андрей Тесля Рецензия на книгу Книжные магазины Оценка: * Ключевое для Карриона противопоставление: книжного — библиотеке. При всем их родстве — и при том, что рождение библиотеки можно возвести к древним «книжным», тем местам античного мира, где книги копировались и распространялись, где скапливались «оригиналы», с которых делались копии, и где можно было не только купить или заказать свой экземпляр, но и взять на время, — библиотека, по мысли Карриона, противоположна книжному. Тот — всегда о временном, преходящем; библиотека — хранит. И способна хранить столетиями, в идеале не озабоченная тем, нужно ли кому-то в данный момент или…

Развернуть

Вне фокуса

Критик: Андрей Тесля Рецензия на книгу Коллекционер жизней. Джорджо Вазари и изобретение искусства Оценка: * Джорджо Вазари — пожалуй, самый известный автор, когда-либо писавший об искусстве. Истории, рассказанные им, мы знаем даже в том случае, если никогда не читали его «Жизнеописаний», — они разошлись по популярным брошюрам, просветительским передачам, путеводителям и рассказам экскурсоводов, смешиваясь с другими, обогащаясь бродячими сюжетами и в этом смысле вполне продолжая авторскую линию: ведь и сам Вазари был не чужд тому, чтобы приписывать тем, кого почитал в качестве великих, расхожие слова или истории, призванные стать моральным…

Развернуть

Истоки и смысл русских запахов

Критик: Мария Нестеренко Рецензия на книгу Миазмы. Симптомы. Улики Оценка: * Книга Марии Пироговской — настоящее событие: во-первых, потому что это первое большое исследование запахов в культуре и истории российского общества, а во-вторых, Пироговская знакомит интересующегося читателя с не очень известной (широкому кругу) методологией — антропологией чувств. Классическая антропология соотносила ощущения человека из «примитивного общества» и ощущения «белого человека», поворот к ощущениям произошел не так давно: на Западе — в середине 1990-х, а в России — только сейчас. Антропология чувств «направлена на анализ тех культурных значений,…

Развернуть

Мир эстетически самодовлеющего

Критик: Андрей Тесля Рецензия на книгу Мир блистательного принца: придворная жизнь в древней Японии Оценка: * «Мир блистательного принца» — идеальный путеводитель по одной из самых невероятных книг мировой культуры — «Повести о Гэндзи» Мурасаки Сикибу. Чудо книги, написанной Айваном Моррисом, — в ее соразмерности предмету своего повествования: влюбленный в «Гэндзи-моногатари», Моррис объясняет чужаку реалии текста; он не восхищается, как неофит, но в первую очередь озабочен способностью другого понять и почувствовать красоту, сложность и трудность мира, который описывается Мурасаки, — стремится обратить его из чужака в другого. «Повесть о…

Развернуть

Борьба за свободу в аду

Критик: Борис Грозовский Рецензия на книгу Восстание. Документальный роман Оценка: * Российский XX век был экстремален — он испытывал людей на прочность, мучил их, издевался над телами людей, рвал и калечил их души (это называлось «формированием нового человека»). Травма, боль, сломанные судьбы — вот что оставило после себя самое главное в истории страны столетие. Но остались и героические образцы свободы и ума, сопротивления тотальному насилию. Их мы, правда, почти не знаем. Оставшаяся от этой борьбы за выживание травма настолько глубока, что и те, кого это время затронуло непосредственно, и следующие поколения боятся до нее дотронуться.…

Развернуть

Реализм современного Олимпа

Критик: Александр Марков Рецензия на книгу Литература и боги Оценка: * Знаток эзотерических трактатов барокко, переводчик Кафки, друг Иосифа Бродского, писатель и, главное, издатель Роберто Калассо предстает перед русским читателем с лучшими рекомендациями. Под его руководством миланское предприятие «Адельфи» выпустило множество книг — от пухлых томов по этнографии до полного собрания Ницше, от «Жития протопопа Аввакума» до стихов Готфрида Бенна, от солидных античных и ренессансных неоплатоников до карманных книг Жоржа Сименона. Более 1200 оригинальных и переводных книг, и к каждой Калассо написал краткое предисловие — или (жанр тут трудно…

Развернуть

Игорь Кириенков о книге Ирины Паперно «"Кто, что я?": Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах»

Критик: Игорь Кириенков Рецензия на книгу «Кто, что я?»: Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах Оценка: * Есть что-то странное в русской рецепции Льва Толстого. Нерегулярные, на несколько десятилетий прерывавшиеся дневники, неотвеченные письма, брошенные на полдороге замыслы и оставшиеся в черновиках наброски, не удавшиеся толком автобиографические проекты — этого автора трудно назвать «цельным», «властным», «монологичным». Деспотичный моралист вряд ли пережил бы арзамасский ужас и уж точно не радовался бы, что у него (пусть и на девятом десятке) стала отказывать память. Ирина Паперно написала, может быть, самую…

Развернуть

Интимность прошлого. Андрей Тесля о мемуарах Михаила Германа

Критик: Андрей Тесля Рецензия на книгу Воспоминания о XX веке. Давно прошедшее Оценка: * Как написал сам Михаил Герман незадолго до смерти, его мемуары — его главная книга. Подобное утверждение, на первый взгляд, может показаться странным, если учесть известность автора и множество выпущенных им книг, но «Воспоминания о XX веке» — менее всего мемуары в привычном понимании, в них довольно мало о «внешней», «событийной» стороне жизни — она в них присутствует лишь настолько, насколько нужно пояснить, объяснить движение героя во времени. В главном же — это книга впечатлений и отражений, причем в первую очередь — книга памяти, то есть…

Развернуть

Помимо зеркала. Книга Ольги Тилкес о Рембрандте как путеводитель

Критик: Андрей Тесля Рецензия на книгу Истории страны Рембрандта Оценка: * Книга, как рассказывает сам автор в предисловии, первоначально задумывалась как исторический путеводитель по Голландии — но имя и картины Рембрандта встречались на ее страницах так часто, что в итоге замысел изменился. Изменился он, впрочем, не радикально: книга перестала быть путеводителем, привязанным к местности, она теперь не определяет путь туриста, но превратилась в рассказ о разнообразных реалиях — то проясняющий то, что любопытствующий видит на картинах Рембрандта или на картинах, гравюрах, рисунках других голландцев «золотого века», то рассказывающий об…

Развернуть

Вовлеченный наблюдатель. Андрей Тесля о книге Соломона Волкова «Большой театр»

Критик: Андрей Тесля Рецензия на книгу Большой театр Оценка: * Соломон Волков — редкое явление для нашей культуры. Прежде всего — в его способности писать популярно и увлекательно о высокой культуре и не стыдиться своей роли рассказчика. В умении становиться вровень с читателем и именно рассказывать ему, беседовать с ним об интересном и достопамятном, делиться своими знаниями, наблюдениями, воспоминаниями, будучи свободным от дидактических интонаций — и понимая, что читателю требуется, в первую очередь, некая story. И Волков эту историю дает — выстраивая повествование о Большом как рассказ о взаимоотношениях театра и власти, где культура и…

Развернуть

Письма еврейской Музе

Текст: Максим Д. Шраер Книга: Письма к Вере I. «Большинство моих произведений посвящено моей жене, и ее изображение часто воспроизводится во внутренних зеркалах моих книг путем загадочно-отраженного света», — сказал Набоков в интервью 1971 года. История любви и брака Владимира Набокова (1899—1977) и Веры Набоковой (Слоним; 1902—1991) разворачивается на двух континентах и, по крайней мере, на пяти языках. Эта история нова и не нова в зависимости от того, к каким обращаться источникам. Брайен Бойд анализирует многие страницы брака Набоковых в своей двухтомной биографии писателя. Из-под пера Стейси Шифф вышла иная версия отношений «господина…

Развернуть

«Петровы в гриппе». Психоанализ

Критик: Николай Александров Рецензия на книгу Петровы в гриппе и вокруг него Оценка: *В тексте присутствуют спойлеры. Роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» в этом году был так или иначе замечен почти всеми главными литературными премиями, и, вполне вероятно, именно он станет лауреатом премии «НОС». Сообщество литературных критиков пришло в необыкновенное возбуждение. Одни роман превозносят, другие относятся к нему с большой долей скептицизма. Уже поэтому на него стоит посмотреть не «рецензионным», по определению скорым, взглядом, но более внимательно. Пишет Сальников тяжело, продираться сквозь вязкое повествование…

Развернуть

В садах своих возможностей

Критик: Елена Рыбакова Рецензия на книгу Нас украли. История преступлений Оценка: *Людмила Петрушевская, наша великая абсурдистка и сюрреалистка, наши воскресшие обэриуты и неслучившиеся Грабал с Мрожеком, написала книгу «Нас украли» — нечто до того традиционное, что оторопь берет. Мексиканский сериал как он есть: двое, не то чтобы близнецы и даже вовсе не братья, просто появившиеся на свет в одном советском роддоме в один и тот же день и побратавшиеся в первые минуты жизни, — так вот, эти двое, подмененные, перепутанные, разлученные и давно воссоединившиеся, в конце концов являются к своему не то чтобы общему папаше, а поскольку папаша…

Развернуть

Сергей Беляков: рецензия на книгу «Русско-украинский исторический разговорник. Опыты общей истории»

Критик: Сергей Беляков Рецензия на книгу Русско-украинский исторический разговорник. Опыты общей истории Оценка: * Многие историки отказались писать эту книгу. Трудно представить, что в наши дни русские и украинцы могут участвовать в одном проекте. Сколько русских историков всерьез утверждают, будто и украинский народ, и украинский язык придуманы то ли поляками, то ли австрийцами, чтобы навредить России. Сколько украинских готовы писать о нашем общем прошлом лишь в рамках «колониального дискурса». Историческая наука, распавшись на национальные школы, перерождается в сорт политической пропаганды. И все-таки составителям книги Анатолию…

Развернуть

Роман без дневника, или Римская икона свободы

Критик: Александр Марков Рецензия на книгу Аппендикс Оценка: * Роман Александры Петровой — первый в мировой литературе роман о Риме, который меряет город не золотой цепью тысячелетий, не судьбами династий, даже династий бедных тружеников, но судьбами поколения, от которого до другого поколения — пропасть. Когда от воспоминаний о детстве — пропасть до воспоминаний о Риме, а от этого — пропасть до нынешней жизни в мире: мира существований, не встроенных в строгие борозды знающих себя характеров, но, наоборот, всякий раз искупающих своим характерным страданием бесхарактерность целых поколений. Петрова исходит из большого времени, в котором…

Развернуть

Свобода на ощупь

Критик: Андрей Завадский Рецензия на книгу Музей 90-х. Территория свободы Оценка: * «Сы-ы-ы-ы-ыр-р-р-р-р», — громко восхитился примерно шестилетний я, обнаружив дефицитный продукт в привокзальном магазине соседней с нашим городом деревни. Родители смутились, но сыра, кажется, купили. Так что первое мое воспоминание о 90-х — это вид сырного счастья. Воспоминание, в общем, довольное банальное: тех, кто пережил 90-е, такими историями не удивишь. Главное достоинство вышедшей в «Новом литературном обозрении» книги «Музей 90-х: территория свободы» — разнообразие памятей о первом постсоветском десятилетии. Авторам и составителям книги Катерине…

Развернуть

Старик, добро пожаловать, мы теперь в агрессивной империи

Критик: Олег Кашин Рецензия на книгу Небесный Стокгольм Оценка: * Начало шестидесятых, прогрессивный «комсомольский» КГБ Шелепина и Семичастного нанимает на службу троих молодых людей, трех друзей, словно срисованных из «Звездного билета» или «Заставы Ильича». Кажется, таких героев у нас не было вообще никогда — чтобы одновременно и оттепельная богема, и чекисты, хотя, конечно, они не вполне чекисты, а так, наемная троица копирайтеров, единственная чекистская функция которых — сочинять анекдоты. Что все политические анекдоты сочинялись в глубинах КГБ, или ЦРУ, или и там, и там — эта легенда бородатее любого анекдота, но если ее…

Развернуть

Ольга Серебряная: рецензия на книгу «История венгерской литературы в портретах»

Критик: Ольга Серебряная Рецензия на книгу История венгерской литературы в портретах Оценка: * Дивный новый мир, утвердившийся после annus mirabilis — 1989, вроде бы избавил жителей Восточной Европы (переименованной по этому случаю в Центральную) от комплексов изоляции и неполноценности. Оказавшемуся за границей венгру теперь не приходится смущенно объяснять, как называется столица его государства. Британцы устраивают в Будапеште stag parties, лондонские больницы чуть не под завязку укомплектованы венгерскими врачами, прошлогодний международный Букер достался венгерскому писателю Ласло Краснахоркаи, а последний «Оскар» за лучший…

Развернуть

Календарный роман модернизма

Критик: Александр Марков Рецензия на книгу Книга непокоя Оценка: * Книга Пессоа — календарный роман модернизма. Такие романы расцвели на периферии Европы, где журналы были эфемерны, а историческая тревога подстерегала не только в городе, но и за городом. Сразу вспоминается роман «Шесть ночей на Акрополе» Сефериса, писавшийся в том же 1928 году, что и роман Пессоа, и так же точно вышедший посмертно, через много десятилетий после написания. Палимпсест календаря — это не прислушивание к себе, как воспринимается день, как влияет сезон или ход планет на организм. Наоборот, это принятие того, что такое влияние всегда тяжко, что и полная луна…

Развернуть