11 ноября 2013 г., 21:55

978

Умберто Эко о «Трудно быть богом». Эссе (текст)

28 понравилось 12 комментариев 5 добавить в избранное

1384127802_151714_61.jpg

Умберто Эко стал одним из первых зрителей завершенного фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» — и написал о нем эссе. «Новая газета» публикует его в канун мировой премьеры фильма на Римском кинофестивале.

Трудно быть богом, но трудно и быть зрителем — в случае этого лютого фильма Германа.

Я всегда полагал и писал, что любой текст (литературный, театральный, киношный и любой вообще) адресован некоему «образцовому читателю». Читатель первого уровня хочет только узнать, что происходит и чем кончится история. Читатель второго уровня, пройдя первый, перечитывает текст и разбирается, как текст устроен и какие повествовательные и стилистические средства заворожили его в первом чтении.

Дальше...


Обычно второе прочтение — оно именно второе. Если не считать случаев, когда цель — холодный формальный анализ, чем занимаются филологи, а не настоящие читатели. То есть я хочу сказать: разбирать операторскую, монтажную и прочую работу и почему «Дилижанс» — великий фильм может тот, кто сначала испереживался на первом уровне, волнуясь, удастся ли Седьмому кавалерийскому полку выручить из беды дилижанс и останется ли в живых «малыш» Ринго, вышедший на поединок.

Насчет фильма Германа скажу, что выше первого уровня подняться очень трудно. Как только вы попадаете в это Босхово полотно, остается брести по закоулкам, даже по таким, которых на настоящем полотне-то и не видно. Вы бредете под гипнозом ужаса. Нужна немалая сила духа, чтобы восстановить дистанцию, необходимую для перехода с первого уровня восприятия на второй.

Автор, бесспорно, размещает в своем тексте закладки, скажу даже — зацепки, приглашая нас перейти на этот самый второй уровень. Я имею в виду обильное использование длинных кадров, создающих у нас чувство, будто смотрим из отдаления (и даже как будто бы из другого пространства, и нас-то изображаемое не касается). Что-то вроде брехтовского приема Verfremdung, который сформировался у Брехта под влиянием московских известий о «приеме остранения» Шкловского.

Но как можно отстраниться от того, что рассказывает режиссер Герман?

Данте, конечно, выпростался из адской воронки (хотя вряд ли бы у него это получилось без Вергилия), но перед этим прошел все круги, и, в частности, не как свидетель, а как участник, периодически захваченный происходящим, подчас донельзя перепуганный.

В этом же примерно состоянии я проследовал по аду фильма Германа, и меня захватывал кошмар, и вовсе не получалось отстраниться. В этом аду, созданном из нетерпимости и изуверств, из омерзительных проявлений жестокости, нельзя существовать отдельно, как будто не о тебе там речь, не о тебе fabula narratur. Нет, фильм именно о нас, о том, что с нами может случиться, или даже случается, хотя и послабее. Менее жутко в физическом отношении.

Но я представляю себе, как это должны были воспринимать те люди, кому фильм предназначался, — в брежневские времена, еще советские и недалеко ушедшие от сталинских. Именно в той обстановке фильм становился аллегорией чего-то, что от нас, конечно, ускользает. Наверное, тем зрителям еще труднее было оторваться от восприятия, затребованного первым уровнем.

Если же все-таки удается высвобо-диться из этой завороженности жутью, открываются аспекты, которые бессознательно мы выявили уже на втором уровне постижения. Это разнообразные кинематографические цитаты и кое-какие монтажные приемы, использованные в фильме.

Но необходимо действительно крепкое здоровье и умение следить за логикой аллегории, как умели это делать средневековые читатели, знавшие, что одно называется, а совсем другое подразумевается (aliud dicitur et aliud demonstratur).

В общем, что ни говори. Приятного вам путешествия в ад. В сравнении с Германом фильмы Квентина Тарантино — это Уолт Дисней.

Перевод Елены КОСТЮКОВИЧ

В группу Новости Все обсуждения группы
28 понравилось 5 добавить в избранное

Читайте также

Комментарии 12

Это даже не рецензия. Проходное и средненькое описание впечатления. Как на кинопоиск зашёл. Очень ценное эссе.

Трудно быть богом, но трудно и быть зрителем — в случае этого лютого фильма Германа.

Кошмар просто, даже собиравшихся смотреть такое определение вполне может спугнуть.

Хм... Из этого эссе я поняла, что надо быть невероятно эрудированным и высоко талантливым, а так же иметь отношение к сталинской эпохе, чтобы вкусить все прелести данного фильма и не получить негативных эмоций.

psymargo, А я даже не поняла, хвалит он фильм или ругает. Прочитала очень внимательно второй раз. Всё равно не поняла :Р

Clickosoftsky, Хвалит, хвалит.
В газетах писали, что он после просмотра был в шоке. И сразу эссе написал. Вот оно и видно - шоковое состояние :)

sola-menta, Самые правильные слова —

оно и видно

:)

sola-menta, Мне больше казалось, что не хвалит вовсе...

psymargo, Мне больше казалось, что и не для таких читателей Эко пишет...

Отлично схвачена суть — описываемое столь жутко (по крайней мере для Эко), что невозможно рассматривать его как картинку для последующего анализа и прочего... Браво, господин Эко!

strannik102, Испугался, что Герман его "Имя Розы" экранизирует...

Другие статьи