17 января 2018 г., 13:28

4K

«Удовольствие от чтения — как бег на дальние дистанции. Нужно этот навык тренировать»

Галина Юзефович и Елена Футало — о пользе чтения вслух и нечитающих детях

Сегодня разговоры о том, что дети мало читают, — это как разговоры о погоде: все обсуждают, но кажется, что реально изменить ничего не могут. Литературный критик Галина Юзефович и создатель проекта для детей о чтении «Либроман» Елена Футало обсудили, можно ли заставлять детей читать, как выбирать своему ребёнку книги (и не отбить навсегда желание читать) и почему YouTube — не помеха книгам.

Почему современные дети читают меньше, чем их родители в детстве

Елена Футало: Тут я не буду оригинальна, есть как минимум три причины.

1. Книги проигрывают электронным устройствам и другим развлечениям с низким порогом вхождения. Ведь как работает гаджет? Взял в руки — и через пять минут уже можно в интернете делать всё что угодно. А вот получать удовольствие от чтения — это навык, который нужно развивать постепенно. Он требует постоянной тренировки — как бег на дальние дистанции. Не всякий родитель готов растить марафонца, когда можно легко и просто занять ребёнка при помощи гаджета, выкроив себе тем самым пару часов на работу, на развлечения, на сон, в конце-то концов.

2. Загруженность самого ребёнка. Посмотрите на его расписание в течение года: школа (это уже большая нагрузка), плавание, балет, музыка, языки…
Ребёнок приходит домой и хочет просто потупить и расслабиться — и это, в общем, очень понятно: мы сами после работы хотим того же
Но тут его подкарауливают родители — и книгу в руки. Есть, конечно, дети, которые умеют расслабляться за чтением, но для большинства — это ещё одна работа, вроде того же балета или плавания.

3. Чтение воспринимается в наше время как что-то архаичное, отмирающее. Вслух этого никто не говорит, конечно, но в воздухе это ощущение носится, и дети это впитывают. Помните, была точка зрения, что никакого театра не будет, останется сплошное телевидение. Так и сейчас: кажется, что книг не будет — только виртуальная реальность и движущиеся картинки. Но я уверена, что как и театр никуда не делся (изменил свой статус, пожалуй, но не исчез и не утратил значения), так и с книгами — они будут всегда.

картинка Arlett

Может ли YouTube или видеоигры заменить книги

Галина Юзефович: Книги, бумажные или электронные, совершенно точно останутся. Потому что есть и всегда будут люди, которые предпочитают именно этот тип развлечения, если можно так выразиться — кино в собственной голове, всем другим. При этом важно не противопоставлять чтение и компьютерные игры, чтение и кино, чтение и любые другие формы досуга. У родителей сегодня (и я не исключение, разумеется) всегда есть соблазн поставить книги на самую верхушку иерархии ценностей и объявить, что чтение — это хорошо, а вот это всё твоё любимое — комиксы, аниме, игры, супергерои, пицца, Иван прости господи Гай на YouTube — ужасно, безвкусно и вообще позор. Позиционируя книги таким образом, мы не вызовем у ребёнка ничего, кроме отторжения.

Важно признать: мы живём в другое время, наши дети — не мы.

Помимо чтения у них есть много всего хорошего — даже если мы не всегда способны это хорошее понять и полюбить. Если уж совсем честно, мы, люди последнего советского и первого постсоветского поколения, читали столько, сколько читали, — не от хорошей жизни. У нас помимо книг были мультики два раза в день по 15 минут, «В гостях у сказки» раз в неделю, один на двоих велосипед со старшим братом (хорошо если), а ещё журнал «Пионер» раз в месяц. У современных детей есть из чего выбрать, и это замечательно — этого мы для своих детей и хотели, так что глупо их теперь за это стыдить и упрекать.

картинка Arlett

Нужно научить ребёнка получать удовольствие от книг — иначе бессмысленно

Галина Юзефович: Очень важно, чтобы ребёнок умел получать удовольствие от разных вещей. Например, в три года мой старший сын питался только сырниками — он мог их есть дважды в день, а остальные продукты отвергал. На все мои попытки расширить его рацион он отвечал: «А зачем? Сырники вкусные, и ты сама говорила, что творог полезный». Когда я рассказываю ему об этом сегодня, он мне не верит и смеётся: «Что, и стейк не любил? И яблочный пирог? И картошку? И даже помидоры? Ну надо же!». Так и с книгами — нужно научить ребёнка радоваться не только простым удовольствиям вроде гаджетов или блокбастеров, но и удовольствиям посложнее — вроде книг, классической музыки или хорошего кино.

Елена Футало: Удовольствие — да, это очень важно, ни в коем случае нельзя делать ставку исключительно на «должен», «полезно», «правильно». В нашей культурной традиции к гедонизму принято относиться с подозрением, но мотивации в духе «есть такое слово — „надо“» надолго не хватает, особенно когда речь о такой интимной вещи, как чтение.

картинка Arlett

Родители в первую очередь должны понять, зачем детям читать

Елена Футало: Родителям надо честно ответить на вопрос: зачем мы пытаемся вырастить ребёнка читателем? Какая цель? Вариант «потому что я сам в детстве читал», понятное дело, сразу отметаем как бессмысленный и эгоистичный. Все традиционные ответы — «чтобы больше знать», «чтобы быть грамотным», «для развития кругозора» — сегодня уже не работают.

Значит, надо думать дальше. Со своей дочкой я решила, что главное преимущество чтения — это развитие воображения (то, что никогда не разовьёшь никакими виртуальными реальностями, гаджетами и кино), развитие эмоционального интеллекта и эмпатии. А ещё безопасное проживание жизненных ситуаций, в том числе сложных и болезненных, вместе с героями книг. Мы сегодня ориентируемся на развитие интеллекта, на приобретение знаний и компетенций, а эмоциональная сфера уходит куда-то на периферию — само отрастёт. Нет, не отрастёт. И тут, на мой взгляд, нет инструмента лучше книг. Именно эту задачу я и решаю, именно под эту задачу и формирую круг дочкиного чтения. Если вы поймёте, что ваша задача — иная, вам придётся подбирать для ребёнка другие книжки.

картинка Arlett

Заставлять ребёнка читать насильно — нельзя. Так он точно не полюбит книги

Елена Футало: Если ребёнку что-то жёстко навязывать, то единственное, чего можно добиться, — это отвращение. Я много раз видела, как родитель истязает сына или дочь чем-то, что сам любил в детстве или просто находит полезным, и получает мощнейшую реакцию отторжения. Но вот быть в курсе, что нравится ребёнку, какие у него интересы, и мягко, без насилия, направлять — важная родительская задача. Я знаю, какие темы интересуют дочку, вижу книгу, которая может быть ей интересна, советую почитать и чаще всего это срабатывает. Часто говорят, что ребёнок вообще отказывается читать, нет книг, которые бы его заинтересовали. Я в это не очень верю: если хорошо знаешь своего ребёнка, можно подобрать книгу, от которой сложно оторваться. Нет нечитающих детей — есть книги, не интересные вот этому конкретному мальчику или девочке.

Галина Юзефович: Для меня ещё важная вещь (это если продолжить тему родительской мотивации растить ребёнка читателем) — возможность разделить с ребёнком любовь к чему-то своему дорогому и важному. Когда мой старший сын прочёл одну из самых моих любимых книг — роман «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро, а потом мы с ним полночи о нём не могли наговориться — это невероятное счастье. А чуть ли не самым серьёзным в жизни разочарованием стал его отказ читать моего любимого «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна. Сегодня я к этому привыкла и знаю, что не все любимые книги из детства удаётся «впихнуть» в своего ребёнка. Но вот это ощущение интеллектуальной и душевной общности с детьми, которое иногда возникает вокруг той или иной книги, — для меня один из главных поводов проращивать в детях интерес к чтению. Кстати, иногда они сами мне что-то приносят и заставляют полюбить вместе с ними: так я прочла книгу Константина Сергеенко «Кеес, адмирал тюльпанов», которую пропустила в своём детстве, а теперь нашла и всем настоятельно рекомендую.

картинка Arlett

Почему важно читать ребёнку книги вслух (и это не зазорно)

Галина Юзефович: Многие удивляются, что я до сих пор читаю младшему вслух. Говорят, ему же десять — должен уже сам читать… Одна знакомая сказала, что это противоестественно, как кормить взрослого ребёнка грудью.

Елена Футало: Я сторонник чтения вслух! Конечно, моя дочка может читать сама — и читает. Но чтение вслух — моменты моего материнского счастья, близости, доверия. Мы что-то читаем, обсуждаем, обнимаемся, вместе плачем и смеёмся над книгой. А ещё есть книги, которые пока дочке сложно понимать, но при они ей интересны. Поэтому их читаю я, и мы вместе обсуждаем непонятные моменты. Например, я просила дочку прочитать «Каштанку». Она прочитала и сказала, что скучно: сложный архаичный язык, медленный темп, никакого экшна. Конечно, скучно. А потом мы перечитали «Каштанку» вдвоём: обсудили, поняли, поплакали. После этого дочка сказала, что это теперь её любимая книга.

Галина Юзефович: Да-да, у меня дети не могли сами прочитать «Денискины рассказы» — им было не смешно, потому что они банально не знали, что такое коммунальная квартира, и от этого многие вещи казались непонятными и скучными. Дети сегодня живут в более плотной коммуникативной среде, чем мы в их возрасте, и для них потребление любой информации или культуры — это всегда в том числе общение: отправить подружке ссылку, расшарить что-то «ВКонтакте». Читая вслух, мы как бы включаем в чтение общение. Мы что-то обсуждаем с ребёнком, что-то дополняем и комментируем — ребёнок не остаётся с книгой один на один (вернее, остаётся, но не сразу и не всегда).

картинка Arlett

Как можно помочь ребёнку полюбить читать

Елена Футало: Сегодня у детей в приоритете интерактивность, они воспринимают её как некую данность. «Мама, а где у книги кнопка?». Можно с этим бороться, но это обречённая борьба: дети привыкают читать с ридеров и планшетов, мы сами их детям покупаем (потому что не всегда хотим, допустим, тащить в отпуск чемодан бумажных детских книг). Так что требовать от них того, к чему мы сами их, по сути дела, приучаем — нечестно.

Позитивные стимулы работают лучше негативных. И детскую потребность в интерактиве и коммуникации лучше превратить во что-то хорошее.

Например, чтобы мотивировать дочку читать больше по-русски (она ходит в школу в Австрии и говорит в основном по-немецки), я создала проект «Либроман». Это сайт, где дети соревнуются, кто больше набрал баллов за пройденный тест по прочитанной книге. Они проверяют свои знания, смотрят, кто вокруг читает больше, кто меньше. И это работает: дочке так не терпится заполнить тест, проверить себя и повысить рейтинг, что она готова читать больше и быстрее. Конечно, это не должно быть единственной причиной читать, но как дополнительный инструмент — почему бы нет?

Нужно самим любить читать и понимать, почему это важно. Если ребёнок видит вас чаще с книгой, чем перед телевизором или со смартфоном в руке, то шансы на то, что из него вырастет читатель, резко возрастают. Точно так же и с разговорами о прочитанном. Можно попросить ребёнка пересказать книгу, которая произвела на него сильное впечатление — он поделится своими эмоциями с вами, а заодно и навыки устной речи потренирует. Но главное — хорошо подбирать книги для конкретного ребёнка, а не для какой-то абстрактной девочки или для самого себя в детстве.

Галина Юзефович:
У моих детей всё относительно просто: они меня почти не видят без книги и с друзьями мы преимущественно говорим о книгах. Младший сын однажды так описал наш поход в гости: «Сначала было хорошо — мы ели. А потом они начали говорить про свою Янагихару, и я уснул».

картинка Arlett

Какие книги понравятся детям 9 и 10 лет (и немного 14)

Галина Юзефович: Мой старший сын, Гоша, уже большой — ему 14 лет, и он читает вполне взрослые книги: освоил весь фандоринский цикл Бориса Акунина, за три дня проглотил «Мастера и Маргариту», чередует детективы Агаты Кристи с фэнтези. Он всегда был читателем всеядным — от фантастики до энциклопедий.

А вот у младшего, Тимофея (ему десять) вполне выраженные предпочтения. Из свежепрочитанного, но уже любимого: «Гимназия номер 13» Жвалевского и Пастернак, «Быть котом» Мэтта Хейга, «Тим Талер» Джеймса Крюса, «Эмиль и сыщики» Эриха Кестнера, «Земля солёных скал» Сат-Ока, трилогия «Книги начал» Джона Стивенса (кстати, она отлично идёт после «Гарри Поттера»), «Момо» Михаэля Энде и «Кеес, адмирал тюльпанов» Константина Сергиенко.

Елена Футало: Я как-то попросила свою девятилетнюю дочку составить список книг, которые она бы порекомендовала лучшей подружке. Вот что у неё получилось: «Маленькая принцесса» Фрэнсис Бернетт, две книжки Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда» и «Спасибо, Уинн-Дикси», «Собака Пёс» Даниэля Пеннака, сказки Оскара Уайлда. А в дополнение к «Момо» Михаэеля Энде хочу упомянуть «Бесконечную историю» — это невероятная книга, просто фантастическая. Многие знают её по фильму, но это тот случай, когда книга не просто лучше: фильм — это просто фильм, а книга Энде — целый мир, огромный и завораживающий.

На сайте «Либроман» можно пройти тесты по самым разным книгам. Например, для дошкольников — книги про медвежонка Паддингтона. Из школьной программы есть тест по «Премудрому пескарю» Салтыкова-Щедрина и «Василию Тёркину» Твардовского. А для подростков — «Вино из одуванчиков» Брэдбери и «Над пропастью во ржи» Сэлинджера.

Иллюстрации: iStockphoto (Irmun)

Источник: МЕЛ
В группу Статьи Все обсуждения группы
51 понравилось

Комментарии 3

Книгу - "Кеес адмирал тюльпанов" написал Константин Сергиенко. Дамам, профессионально занимающихся литературой и выставляющих себя интеллектуальной элитой, путать и забывать фамилии авторов - профнепригодность.

Надо ли приучать (заставлять) подростка читать?

Большинство родителей полагают, что если ребёнок много читает - это хорошо. Поэтому приучение детей к чтению считается нужным и полезным делом. Время от времени в печати и на радио появляются статьи и передачи, в которых родителям даются советы по воспитанию у ребёнка любви к книгам. Однако существует и другое мнение на этот счёт. Например, Дмитрий Быков в своём радиоэфире, отвечая одной матери, жалующейся, что её сын ничего не читает, сказал категорически: "Приучать детей к чтению - не надо".
Здесь я хочу высказать несколько соображений по этому вопросу. Сразу оговорюсь, что буду говорить только о чтении художественной литературы, не касаясь газет, журналов, мемуаров, исторических книг и пр.
1. В Интернете можно прочитать несколько статей критика Галины Юзефович о воспитании в детях любви к чтению. Первый её совет - родители должны сами читать книги. Она приводит в пример своих сыновей, которые с детства привыкли видеть своих родных с книгой в руках. Но таких "литературных" семей в России немного. По статистике, 40% россиян вообще не читают книг. 50% признались, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения. Поэтому слова Г.Юзефович: "если ребёнок не видит читающих родителей, он никогда не будет читать" звучат грустно. Но, может быть, это сказано слишком резко. Известно, например, что некоторые видные музыканты родились и выросли в немузыкальных семьях.
2. Я согласна, что дошкольников и младших школьников надо приучать дружить с книгой, подбирать им литературу, читать вслух. Но как быть с подростками? Они не очень-то любят, когда на них давят. Особенно мальчики. Возьмём стандартную российскую семью и стандартную ситуацию. Подросток приходит из школы, родители - на работе, дома никого нет. Он обедает, уходит в свою комнату к своим электронным устройствам и игрушкам. И в соревновании Интерет - книга чаще всего выигрывает Интернет.
3. Художественную литературу надо читать медленно. Для этого нужно время. Приведу пример из собственной жизни. Что сделало меня книгочеем на всю жизнь? В 1-ом и 2-ом классах школы (это было послевоенное время) я постоянно болела и сидела дома. Телевизора тогда не было. У нас дома был большой книжный шкаф, заполненный самыми разными журналами и книгами. И я читала всё, что хотела: подшивки журнала"Нива за 1910-1911 годы, рассказы Кассиля, "Оливер Твист", "Судьба барабанщика", романы Гюго, "Анну Каренину и др. и др. У меня было много свободного времени, много досуга. Досуг! Вот его-то часто не хватает подросткам (да и родителям) для чтения художественной литературы.
4. Родителям, пытающимся приобщить ребёнка читать, следует, наверное, учитывать психотип личности ребёнка. Активного, энергичного и компанейского мальчишку трудно заставить сидеть и медленно читать толстый роман. А вот для застенчивого молчаливого подростка, часто уже знакомого с чувством одиночества, художественная литература может стать другом и поддержкой.
5. Даже если подросток много читает в школьные годы, сохраняет ли он привычку к чтению на всю жизнь? На моих глазах выросло поколение детей, родившихся в 60 - 70 годы прошлого века. Большинство из них много читало в школьные годы. Тогда в СССР было что-то вроде культа книг: собирались личные библиотеки, стояли очереди за подписными изданиями, во многих семьях выписывали литературно-художественные журналы. Сейчас этому поколению в среднем 50 лет. Я вижу, что многие из них читают мало, а некоторые вообще перестали читать ( я имею в виду художественную литературу). Тогда возникают вопросы. Надо ли родителям тратить много усилий и времени, стараясь привить ребёнку любовь к чтению, если эта любовь кончается в 18-20 лет? И можно ли воспитать у ребёнка привычку к ежедневному чтнию на всю жизнь?
6. Что даёт человеку чтение художественной литературы? Старые афоризмы ( кажется, горьковские): "Всем хорошим в себе я обязан книге" и "Чтение - вот лучшее учение", сейчас устарели. Известно, что чтение развивает воображение, способность к сопереживанию и состраданию, эмоциональность и ассоциативность мышления. Может быть, этих полезных качеств, развитых при активном чтении в школьные годы, хватит на всю жизнь? Вряд ли. Каждое свойство ума , как и каждое свойство тела, надо поддерживать, а ещё лучше - постоянно развивать. Гибкость детского тела теряется при взрослении. Точно также, юношеская гибкость ума, не поддерживаемая тренировками ( в частности, чтением) переходит в категоричность ума, в неспособность к многофакторному мышлению и в конечном счёте приводит к тоталитарному сознанию.
7. Падение интереса к художественной литературе наблюдается во всех странах. Значит, всё больше и больше будет нечитающих родителей, не способных привить своим детям привычку читать. Кто же будет воспитывать у юношества любовь к книге? Телевизор и экранизация художественных произведений? Но подростки телевизор смотрят мало. Учитель литературы? Но сейчас в школьном расписании на русский язык и литературу отводится мало часов. Да и среди учителей литературы, я думаю, не так уж много страстных любителей словесности, учителей, у которых в классе, при рассказе о своём любимом писателе, вдруг задрожит голос...Так к кому же обращаться с призывом воспитывать читающее поколение? Может быть оставить это дело Его Величеству Случаю? Как получится... И вспомнить старый афоризм: "дух дышит, где хочет".
8. Здесь напрашивается аналогия с читателями стихов. Как правило, родители не заставляют детей специально любить поэзию и учить стихи. Я не имею в виду дошкольников, которым с детства читают стихи Чуковского, Михалкова, Некрасова и других поэтов. Но многие молодые люди и взрослые читают и даже пишут стихи. Об этом говорят многочисленные стихотворные сайты в Интернете. Значит, поэты и любители поэзии получаются ("выводятся ") сами. Может быть, так же следует относиться и к "выведению"любителей художественной литературы? Кто-то обязательно получится. И прав Д.Быков: "Не нужно заставлять детей читать!"
9. Привычка читать - полезная штука! У чтения художественной литературы есть несколько функций. Во-первых, можно читать, чтобы "убить время" - в очереди, на пляже, на даче в дождливые дни, в поездке. Для этого чаще всего берут с собой детективы. Судя по полкам в библиотеке и в книжных магазинах, читателей детективов - великое множество. Функция книги "убить время" важна и сейчас. Но по словам проф. Т.Черниговской (она часто появляется на экранах ТВ), уже в недалёком будущем в связи с развитием информационных технологий и робототехники исчезнут многие сегодняшние профессии, сократится рабочий день и появится много праздных людей. Чем будут заниматься эти люди в свободное время? Писать романы и сочинять музыку? Вряд ли. А вот привычка к чтению позволит им не скучать.
Вторая известная и важная функция художечтвенной литературы - служить наркотиком, позволяющим читателю уйти от тревог, обид и несправедливостей реальной жизни в выдуманный мир художественной литературы. По данным Интернета, больше всего художественных произведений читают женщины старше 50 лет. Огромным спросом пользуются женские любовные романы. Они помогают женщинам уйти от однообразия и рутинности своей жизни в мир сильных страстей и чувств.
И последнее. Выбор чтения - это не только выбор конкретной книги. Это поиск и выбор "своего" писателя. Этот писатель порой становится другом на всю жизнь. Так, в юности я открыла для себя Шервуда Андерсена, А. Кронина, П.Нилина идр. и постаралась прочесть все их произведения. Потом появились новые писатели-друзья. Поиск такого друга очень важен для одиноких людей, а чувство одиночества по данным сциально - психологических исследований в современном обществе возрастает.
Я несколько отвлеклась от темы, заявленной в заголовке этих заметок. Я сделала это для того, чтобы призвать подростков и молодых людей, любящих читать, постараться сохранитьэту привычку и не расставаться с книгой всю жизнь.

Надо ли приучать (заставлять) подростка читать?

Большинство родителей полагают, что если ребёнок много читает - это хорошо. Поэтому приучение детей к чтению считается нужным и полезным делом. Время от времени в печати и на радио появляются статьи и передачи, в которых родителям даются советы по воспитанию у ребёнка любви к книгам. Однако существует и другое мнение на этот счёт. Например, Дмитрий Быков в своём радиоэфире, отвечая одной матери, жалующейся, что её сын ничего не читает, сказал категорически: "Приучать детей к чтению - не надо".
Здесь я хочу высказать несколько соображений по этому вопросу. Сразу оговорюсь, что буду говорить только о чтении художественной литературы, не касаясь газет, журналов, мемуаров, исторических книг и пр.
1. В Интернете можно прочитать несколько статей критика Галины Юзефович о воспитании в детях любви к чтению. Первый её совет - родители должны сами читать книги. Она приводит в пример своих сыновей, которые с детства привыкли видеть своих родных с книгой в руках. Но таких "литературных" семей в России немного. По статистике, 40% россиян вообще не читают книг. 50% признались, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения. Поэтому слова Г.Юзефович: "если ребёнок не видит читающих родителей, он никогда не будет читать" звучат грустно. Но, может быть, это сказано слишком резко. Известно, например, что некоторые видные музыканты родились и выросли в немузыкальных семьях.
2. Я согласна, что дошкольников и младших школьников надо приучать дружить с книгой, подбирать им литературу, читать вслух. Но как быть с подростками? Они не очень-то любят, когда на них давят. Особенно мальчики. Возьмём стандартную российскую семью и стандартную ситуацию. Подросток приходит из школы, родители - на работе, дома никого нет. Он обедает, уходит в свою комнату к своим электронным устройствам и игрушкам. И в соревновании Интерет - книга чаще всего выигрывает Интернет.
3. Художественную литературу надо читать медленно. Для этого нужно время. Приведу пример из собственной жизни. Что сделало меня книгочеем на всю жизнь? В 1-ом и 2-ом классах школы (это было послевоенное время) я постоянно болела и сидела дома. Телевизора тогда не было. У нас дома был большой книжный шкаф, заполненный самыми разными журналами и книгами. И я читала всё, что хотела: подшивки журнала"Нива за 1910-1911 годы, рассказы Кассиля, "Оливер Твист", "Судьба барабанщика", романы Гюго, "Анну Каренину и др. и др. У меня было много свободного времени, много досуга. Досуг! Вот его-то часто не хватает подросткам (да и родителям) для чтения художественной литературы.
4. Родителям, пытающимся приобщить ребёнка читать, следует, наверное, учитывать психотип личности ребёнка. Активного, энергичного и компанейского мальчишку трудно заставить сидеть и медленно читать толстый роман. А вот для застенчивого молчаливого подростка, часто уже знакомого с чувством одиночества, художественная литература может стать другом и поддержкой.
5. Даже если подросток много читает в школьные годы, сохраняет ли он привычку к чтению на всю жизнь? На моих глазах выросло поколение детей, родившихся в 60 - 70 годы прошлого века. Большинство из них много читало в школьные годы. Тогда в СССР было что-то вроде культа книг: собирались личные библиотеки, стояли очереди за подписными изданиями, во многих семьях выписывали литературно-художественные журналы. Сейчас этому поколению в среднем 50 лет. Я вижу, что многие из них читают мало, а некоторые вообще перестали читать ( я имею в виду художественную литературу). Тогда возникают вопросы. Надо ли родителям тратить много усилий и времени, стараясь привить ребёнку любовь к чтению, если эта любовь кончается в 18-20 лет? И можно ли воспитать у ребёнка привычку к ежедневному чтнию на всю жизнь?
6. Что даёт человеку чтение художественной литературы? Старые афоризмы ( кажется, горьковские): "Всем хорошим в себе я обязан книге" и "Чтение - вот лучшее учение", сейчас устарели. Известно, что чтение развивает воображение, способность к сопереживанию и состраданию, эмоциональность и ассоциативность мышления. Может быть, этих полезных качеств, развитых при активном чтении в школьные годы, хватит на всю жизнь? Вряд ли. Каждое свойство ума , как и каждое свойство тела, надо поддерживать, а ещё лучше - постоянно развивать. Гибкость детского тела теряется при взрослении. Точно также, юношеская гибкость ума, не поддерживаемая тренировками ( в частности, чтением) переходит в категоричность ума, в неспособность к многофакторному мышлению и в конечном счёте приводит к тоталитарному сознанию.
7. Падение интереса к художественной литературе наблюдается во всех странах. Значит, всё больше и больше будет нечитающих родителей, не способных привить своим детям привычку читать. Кто же будет воспитывать у юношества любовь к книге? Телевизор и экранизация художественных произведений? Но подростки телевизор смотрят мало. Учитель литературы? Но сейчас в школьном расписании на русский язык и литературу отводится мало часов. Да и среди учителей литературы, я думаю, не так уж много страстных любителей словесности, учителей, у которых в классе, при рассказе о своём любимом писателе, вдруг задрожит голос...Так к кому же обращаться с призывом воспитывать читающее поколение? Может быть оставить это дело Его Величеству Случаю? Как получится... И вспомнить старый афоризм: "дух дышит, где хочет".
8. Здесь напрашивается аналогия с читателями стихов. Как правило, родители не заставляют детей специально любить поэзию и учить стихи. Я не имею в виду дошкольников, которым с детства читают стихи Чуковского, Михалкова, Некрасова и других поэтов. Но многие молодые люди и взрослые читают и даже пишут стихи. Об этом говорят многочисленные стихотворные сайты в Интернете. Значит, поэты и любители поэзии получаются ("выводятся ") сами. Может быть, так же следует относиться и к "выведению"любителей художественной литературы? Кто-то обязательно получится. И прав Д.Быков: "Не нужно заставлять детей читать!"
9. Привычка читать - полезная штука! У чтения художественной литературы есть несколько функций. Во-первых, можно читать, чтобы "убить время" - в очереди, на пляже, на даче в дождливые дни, в поездке. Для этого чаще всего берут с собой детективы. Судя по полкам в библиотеке и в книжных магазинах, читателей детективов - великое множество. Функция книги "убить время" важна и сейчас. Но по словам проф. Т.Черниговской (она часто появляется на экранах ТВ), уже в недалёком будущем в связи с развитием информационных технологий и робототехники исчезнут многие сегодняшние профессии, сократится рабочий день и появится много праздных людей. Чем будут заниматься эти люди в свободное время? Писать романы и сочинять музыку? Вряд ли. А вот привычка к чтению позволит им не скучать.
Вторая известная и важная функция художечтвенной литературы - служить наркотиком, позволяющим читателю уйти от тревог, обид и несправедливостей реальной жизни в выдуманный мир художественной литературы. По данным Интернета, больше всего художественных произведений читают женщины старше 50 лет. Огромным спросом пользуются женские любовные романы. Они помогают женщинам уйти от однообразия и рутинности своей жизни в мир сильных страстей и чувств.
И последнее. Выбор чтения - это не только выбор конкретной книги. Это поиск и выбор "своего" писателя. Этот писатель порой становится другом на всю жизнь. Так, в юности я открыла для себя Шервуда Андерсена, А. Кронина, П.Нилина идр. и постаралась прочесть все их произведения. Потом появились новые писатели-друзья. Поиск такого друга очень важен для одиноких людей, а чувство одиночества по данным сциально - психологических исследований в современном обществе возрастает.
Я несколько отвлеклась от темы, заявленной в заголовке этих заметок. Я сделала это для того, чтобы призвать подростков и молодых людей, любящих читать, постараться сохранитьэту привычку и не расставаться с книгой всю жизнь.

Надо ли приучать (заставлять) подростка читать?

Большинство родителей полагают, что если ребёнок много читает - это хорошо. Поэтому приучение детей к чтению считается нужным и полезным делом. Время от времени в печати и на радио появляются статьи и передачи, в которых родителям даются советы по воспитанию у ребёнка любви к книгам. Однако существует и другое мнение на этот счёт. Например, Дмитрий Быков в своём радиоэфире, отвечая одной матери, жалующейся, что её сын ничего не читает, сказал категорически: "Приучать детей к чтению - не надо".
Здесь я хочу высказать несколько соображений по этому вопросу. Сразу оговорюсь, что буду говорить только о чтении художественной литературы, не касаясь газет, журналов, мемуаров, исторических книг и пр.
1. В Интернете можно прочитать несколько статей критика Галины Юзефович о воспитании в детях любви к чтению. Первый её совет - родители должны сами читать книги. Она приводит в пример своих сыновей, которые с детства привыкли видеть своих родных с книгой в руках. Но таких "литературных" семей в России немного. По статистике, 40% россиян вообще не читают книг. 50% признались, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения. Поэтому слова Г.Юзефович: "если ребёнок не видит читающих родителей, он никогда не будет читать" звучат грустно. Но, может быть, это сказано слишком резко. Известно, например, что некоторые видные музыканты родились и выросли в немузыкальных семьях.
2. Я согласна, что дошкольников и младших школьников надо приучать дружить с книгой, подбирать им литературу, читать вслух. Но как быть с подростками? Они не очень-то любят, когда на них давят. Особенно мальчики. Возьмём стандартную российскую семью и стандартную ситуацию. Подросток приходит из школы, родители - на работе, дома никого нет. Он обедает, уходит в свою комнату к своим электронным устройствам и игрушкам. И в соревновании Интерет - книга чаще всего выигрывает Интернет.
3. Художественную литературу надо читать медленно. Для этого нужно время. Приведу пример из собственной жизни. Что сделало меня книгочеем на всю жизнь? В 1-ом и 2-ом классах школы (это было послевоенное время) я постоянно болела и сидела дома. Телевизора тогда не было. У нас дома был большой книжный шкаф, заполненный самыми разными журналами и книгами. И я читала всё, что хотела: подшивки журнала"Нива за 1910-1911 годы, рассказы Кассиля, "Оливер Твист", "Судьба барабанщика", романы Гюго, "Анну Каренину и др. и др. У меня было много свободного времени, много досуга. Досуг! Вот его-то часто не хватает подросткам (да и родителям) для чтения художественной литературы.
4. Родителям, пытающимся приобщить ребёнка читать, следует, наверное, учитывать психотип личности ребёнка. Активного, энергичного и компанейского мальчишку трудно заставить сидеть и медленно читать толстый роман. А вот для застенчивого молчаливого подростка, часто уже знакомого с чувством одиночества, художественная литература может стать другом и поддержкой.
5. Даже если подросток много читает в школьные годы, сохраняет ли он привычку к чтению на всю жизнь? На моих глазах выросло поколение детей, родившихся в 60 - 70 годы прошлого века. Большинство из них много читало в школьные годы. Тогда в СССР было что-то вроде культа книг: собирались личные библиотеки, стояли очереди за подписными изданиями, во многих семьях выписывали литературно-художественные журналы. Сейчас этому поколению в среднем 50 лет. Я вижу, что многие из них читают мало, а некоторые вообще перестали читать ( я имею в виду художественную литературу). Тогда возникают вопросы. Надо ли родителям тратить много усилий и времени, стараясь привить ребёнку любовь к чтению, если эта любовь кончается в 18-20 лет? И можно ли воспитать у ребёнка привычку к ежедневному чтнию на всю жизнь?
6. Что даёт человеку чтение художественной литературы? Старые афоризмы ( кажется, горьковские): "Всем хорошим в себе я обязан книге" и "Чтение - вот лучшее учение", сейчас устарели. Известно, что чтение развивает воображение, способность к сопереживанию и состраданию, эмоциональность и ассоциативность мышления. Может быть, этих полезных качеств, развитых при активном чтении в школьные годы, хватит на всю жизнь? Вряд ли. Каждое свойство ума , как и каждое свойство тела, надо поддерживать, а ещё лучше - постоянно развивать. Гибкость детского тела теряется при взрослении. Точно также, юношеская гибкость ума, не поддерживаемая тренировками ( в частности, чтением) переходит в категоричность ума, в неспособность к многофакторному мышлению и в конечном счёте приводит к тоталитарному сознанию.
7. Падение интереса к художественной литературе наблюдается во всех странах. Значит, всё больше и больше будет нечитающих родителей, не способных привить своим детям привычку читать. Кто же будет воспитывать у юношества любовь к книге? Телевизор и экранизация художественных произведений? Но подростки телевизор смотрят мало. Учитель литературы? Но сейчас в школьном расписании на русский язык и литературу отводится мало часов. Да и среди учителей литературы, я думаю, не так уж много страстных любителей словесности, учителей, у которых в классе, при рассказе о своём любимом писателе, вдруг задрожит голос...Так к кому же обращаться с призывом воспитывать читающее поколение? Может быть оставить это дело Его Величеству Случаю? Как получится... И вспомнить старый афоризм: "дух дышит, где хочет".
8. Здесь напрашивается аналогия с читателями стихов. Как правило, родители не заставляют детей специально любить поэзию и учить стихи. Я не имею в виду дошкольников, которым с детства читают стихи Чуковского, Михалкова, Некрасова и других поэтов. Но многие молодые люди и взрослые читают и даже пишут стихи. Об этом говорят многочисленные стихотворные сайты в Интернете. Значит, поэты и любители поэзии получаются ("выводятся ") сами. Может быть, так же следует относиться и к "выведению"любителей художественной литературы? Кто-то обязательно получится. И прав Д.Быков: "Не нужно заставлять детей читать!"
9. Привычка читать - полезная штука! У чтения художественной литературы есть несколько функций. Во-первых, можно читать, чтобы "убить время" - в очереди, на пляже, на даче в дождливые дни, в поездке. Для этого чаще всего берут с собой детективы. Судя по полкам в библиотеке и в книжных магазинах, читателей детективов - великое множество. Функция книги "убить время" важна и сейчас. Но по словам проф. Т.Черниговской (она часто появляется на экранах ТВ), уже в недалёком будущем в связи с развитием информационных технологий и робототехники исчезнут многие сегодняшние профессии, сократится рабочий день и появится много праздных людей. Чем будут заниматься эти люди в свободное время? Писать романы и сочинять музыку? Вряд ли. А вот привычка к чтению позволит им не скучать.
Вторая известная и важная функция художечтвенной литературы - служить наркотиком, позволяющим читателю уйти от тревог, обид и несправедливостей реальной жизни в выдуманный мир художественной литературы. По данным Интернета, больше всего художественных произведений читают женщины старше 50 лет. Огромным спросом пользуются женские любовные романы. Они помогают женщинам уйти от однообразия и рутинности своей жизни в мир сильных страстей и чувств.
И последнее. Выбор чтения - это не только выбор конкретной книги. Это поиск и выбор "своего" писателя. Этот писатель порой становится другом на всю жизнь. Так, в юности я открыла для себя Шервуда Андерсена, А. Кронина, П.Нилина идр. и постаралась прочесть все их произведения. Потом появились новые писатели-друзья. Поиск такого друга очень важен для одиноких людей, а чувство одиночества по данным сциально - психологических исследований в современном обществе возрастает.
Я несколько отвлеклась от темы, заявленной в заголовке этих заметок. Я сделала это для того, чтобы призвать подростков и молодых людей, любящих читать, постараться сохранитьэту привычку и не расставаться с книгой всю жизнь.

Надо ли приучать (заставлять) подростка читать?

Большинство родителей полагают, что если ребёнок много читает - это хорошо. Поэтому приучение детей к чтению считается нужным и полезным делом. Время от времени в печати и на радио появляются статьи и передачи, в которых родителям даются советы по воспитанию у ребёнка любви к книгам. Однако существует и другое мнение на этот счёт. Например, Дмитрий Быков в своём радиоэфире, отвечая одной матери, жалующейся, что её сын ничего не читает, сказал категорически: "Приучать детей к чтению - не надо".
Здесь я хочу высказать несколько соображений по этому вопросу. Сразу оговорюсь, что буду говорить только о чтении художественной литературы, не касаясь газет, журналов, мемуаров, исторических книг и пр.
1. В Интернете можно прочитать несколько статей критика Галины Юзефович о воспитании в детях любви к чтению. Первый её совет - родители должны сами читать книги. Она приводит в пример своих сыновей, которые с детства привыкли видеть своих родных с книгой в руках. Но таких "литературных" семей в России немного. По статистике, 40% россиян вообще не читают книг. 50% признались, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения. Поэтому слова Г.Юзефович: "если ребёнок не видит читающих родителей, он никогда не будет читать" звучат грустно. Но, может быть, это сказано слишком резко. Известно, например, что некоторые видные музыканты родились и выросли в немузыкальных семьях.
2. Я согласна, что дошкольников и младших школьников надо приучать дружить с книгой, подбирать им литературу, читать вслух. Но как быть с подростками? Они не очень-то любят, когда на них давят. Особенно мальчики. Возьмём стандартную российскую семью и стандартную ситуацию. Подросток приходит из школы, родители - на работе, дома никого нет. Он обедает, уходит в свою комнату к своим электронным устройствам и игрушкам. И в соревновании Интерет - книга чаще всего выигрывает Интернет.
3. Художественную литературу надо читать медленно. Для этого нужно время. Приведу пример из собственной жизни. Что сделало меня книгочеем на всю жизнь? В 1-ом и 2-ом классах школы (это было послевоенное время) я постоянно болела и сидела дома. Телевизора тогда не было. У нас дома был большой книжный шкаф, заполненный самыми разными журналами и книгами. И я читала всё, что хотела: подшивки журнала"Нива за 1910-1911 годы, рассказы Кассиля, "Оливер Твист", "Судьба барабанщика", романы Гюго, "Анну Каренину и др. и др. У меня было много свободного времени, много досуга. Досуг! Вот его-то часто не хватает подросткам (да и родителям) для чтения художественной литературы.
4. Родителям, пытающимся приобщить ребёнка читать, следует, наверное, учитывать психотип личности ребёнка. Активного, энергичного и компанейского мальчишку трудно заставить сидеть и медленно читать толстый роман. А вот для застенчивого молчаливого подростка, часто уже знакомого с чувством одиночества, художественная литература может стать другом и поддержкой.
5. Даже если подросток много читает в школьные годы, сохраняет ли он привычку к чтению на всю жизнь? На моих глазах выросло поколение детей, родившихся в 60 - 70 годы прошлого века. Большинство из них много читало в школьные годы. Тогда в СССР было что-то вроде культа книг: собирались личные библиотеки, стояли очереди за подписными изданиями, во многих семьях выписывали литературно-художественные журналы. Сейчас этому поколению в среднем 50 лет. Я вижу, что многие из них читают мало, а некоторые вообще перестали читать ( я имею в виду художественную литературу). Тогда возникают вопросы. Надо ли родителям тратить много усилий и времени, стараясь привить ребёнку любовь к чтению, если эта любовь кончается в 18-20 лет? И можно ли воспитать у ребёнка привычку к ежедневному чтнию на всю жизнь?
6. Что даёт человеку чтение художественной литературы? Старые афоризмы ( кажется, горьковские): "Всем хорошим в себе я обязан книге" и "Чтение - вот лучшее учение", сейчас устарели. Известно, что чтение развивает воображение, способность к сопереживанию и состраданию, эмоциональность и ассоциативность мышления. Может быть, этих полезных качеств, развитых при активном чтении в школьные годы, хватит на всю жизнь? Вряд ли. Каждое свойство ума , как и каждое свойство тела, надо поддерживать, а ещё лучше - постоянно развивать. Гибкость детского тела теряется при взрослении. Точно также, юношеская гибкость ума, не поддерживаемая тренировками ( в частности, чтением) переходит в категоричность ума, в неспособность к многофакторному мышлению и в конечном счёте приводит к тоталитарному сознанию.
7. Падение интереса к художественной литературе наблюдается во всех странах. Значит, всё больше и больше будет нечитающих родителей, не способных привить своим детям привычку читать. Кто же будет воспитывать у юношества любовь к книге? Телевизор и экранизация художественных произведений? Но подростки телевизор смотрят мало. Учитель литературы? Но сейчас в школьном расписании на русский язык и литературу отводится мало часов. Да и среди учителей литературы, я думаю, не так уж много страстных любителей словесности, учителей, у которых в классе, при рассказе о своём любимом писателе, вдруг задрожит голос...Так к кому же обращаться с призывом воспитывать читающее поколение? Может быть оставить это дело Его Величеству Случаю? Как получится... И вспомнить старый афоризм: "дух дышит, где хочет".
8. Здесь напрашивается аналогия с читателями стихов. Как правило, родители не заставляют детей специально любить поэзию и учить стихи. Я не имею в виду дошкольников, которым с детства читают стихи Чуковского, Михалкова, Некрасова и других поэтов. Но многие молодые люди и взрослые читают и даже пишут стихи. Об этом говорят многочисленные стихотворные сайты в Интернете. Значит, поэты и любители поэзии получаются ("выводятся ") сами. Может быть, так же следует относиться и к "выведению"любителей художественной литературы? Кто-то обязательно получится. И прав Д.Быков: "Не нужно заставлять детей читать!"
9. Привычка читать - полезная штука! У чтения художественной литературы есть несколько функций. Во-первых, можно читать, чтобы "убить время" - в очереди, на пляже, на даче в дождливые дни, в поездке. Для этого чаще всего берут с собой детективы. Судя по полкам в библиотеке и в книжных магазинах, читателей детективов - великое множество. Функция книги "убить время" важна и сейчас. Но по словам проф. Т.Черниговской (она часто появляется на экранах ТВ), уже в недалёком будущем в связи с развитием информационных технологий и робототехники исчезнут многие сегодняшние профессии, сократится рабочий день и появится много праздных людей. Чем будут заниматься эти люди в свободное время? Писать романы и сочинять музыку? Вряд ли. А вот привычка к чтению позволит им не скучать.
Вторая известная и важная функция художечтвенной литературы - служить наркотиком, позволяющим читателю уйти от тревог, обид и несправедливостей реальной жизни в выдуманный мир художественной литературы. По данным Интернета, больше всего художественных произведений читают женщины старше 50 лет. Огромным спросом пользуются женские любовные романы. Они помогают женщинам уйти от однообразия и рутинности своей жизни в мир сильных страстей и чувств.
И последнее. Выбор чтения - это не только выбор конкретной книги. Это поиск и выбор "своего" писателя. Этот писатель порой становится другом на всю жизнь. Так, в юности я открыла для себя Шервуда Андерсена, А. Кронина, П.Нилина идр. и постаралась прочесть все их произведения. Потом появились новые писатели-друзья. Поиск такого друга очень важен для одиноких людей, а чувство одиночества по данным сциально - психологических исследований в современном обществе возрастает.
Я несколько отвлеклась от темы, заявленной в заголовке этих заметок. Я сделала это для того, чтобы призвать подростков и молодых людей, любящих читать, постараться сохранитьэту привычку и не расставаться с книгой всю жизнь.

51 понравилось 3 комментария 18 добавить в избранное 24 поделиться