19 ноября 2020 г., 21:31
2K
Как я перестал быстро забывать то, что выучил
Автор: Уильям Чо (William Cho)
Зачем читать все эти книги и посты в блогах, если уже спустя несколько часов вы не будете помнить, о чем они?
Я провел в кафе два часа, читая статьи на Medium, и вдруг осознал, что из множества постов, что я просмотрел, могу вспомнить идеи и темы лишь двух или трех статей.
Память – ненадежная штука. Я стараюсь читать как можно больше – насколько это возможно – и все же, вряд ли у меня получится рассказать вам основные идеи/сюжеты книг, которые я прочитал. И у многих студентов колледжа похожая проблема.
На протяжении всего семестра они просматривают информацию на различные темы, тратя множество часов на изучение материала, который выветрится из их головы спустя несколько часов после последнего экзамена.
, немецкий психолог, открыл кривую забывания – концепция, в основе которой лежит идея о том, что со временем удержание информации в памяти снижается.
Если построить кривую забывания, то ее самый крутой участок находится на отметке, соответствующей первому дню ее получения. Это значит, если вы не будете пересматривать информацию, которую недавно узнали, то, скорее всего, забудете большую часть материала – ваши воспоминания о нем будут исчезать во все последующие дни, и в конечном итоге вы останетесь с небольшим кусочком информации.
«Почему мы забываем большую часть книг, которые прочитали» – это статья в The Atlantic, в которой рассказывается о том, как частое использование интернета пагубно повлияло на нашу память.
Возможно, память всегда была такой. Но Джаред Хорват, научный сотрудник Мельбурнского Университета, утверждает, что то, как теперь люди потребляют информацию и развлекательные программы, изменило тип памяти, на который мы полагаемся больше всего – и сейчас мы используем не тот тип памяти, который поможет нам удержать в голове сюжет фильма, который мы посмотрели полгода назад.
В эпоху интернета, умение вытащить воспоминания – способность спонтанно выудить информацию из своей головы – уже перестало быть столь необходимым. Это по-прежнему круто для клубной викторины, ну или классно держать в голове список дел на сегодня, но, в целом, Хорват считает, что более важным является «память распознавания». «Пока вы знаете, где находится информация, и как получить к ней доступ, вам не нужно ее вспоминать», – говорит он.
Мы используем интернет как жесткий диск для своих воспоминаний. Мы знаем, что если нам понадобится какая-то информация, то можно открыть ноутбук, и мы сразу же найдем то, что нам нужно.
Сейчас растет популярность «just-in-time learning» [потребление информации для выполнения определенных задач по мере ее необходимости – прим. пер]. Это и, понятно, искать информацию, которая необходима сейчас, намного эффективней, чем хранить в голове знания, которые, МОЖЕТ БЫТЬ, когда-то пригодятся в будущем. Глубокие знания больше не ценятся так высоко – поверхностные, быстрые и практические фрагменты информации более эффективны при выполнении работы.
Из-за того, что мы знаем, что обладаем внешней памятью, мы прикладываем меньше усилий в запоминании и в полном понимании концепций и идей, которые изучаем.
Исследования показали, что одна из функций интернета – внешняя память. «Если люди знают, что в будущем смогут получить доступ к информации, то они выдают более низкие показатели запоминания самой информации», – говорится в одном из исследований. Но еще до появления интернета продукты индустрии развлечений также выполняли роль внешнего носителя памяти. Вам не нужно запоминать цитаты из книги – вы можете их найти. Появление видеокассет предоставило нам возможность легко посмотреть фильм или телепрограмму. Совершенно исчезло ощущение того, что если вы не выжжете кусочек культуры у себя в голове, то он исчезнет навсегда.
С ростом числа легко потребляемых средств массовой информации мы стали все больше тяготеть к ТВ-марафонам. Вы когда-нибудь проводили дома субботнюю ночь за просмотром целого сезона вашего любимого шоу? А смогли бы вы вспомнить сюжетную линию каждого эпизода? А сможете вспомнить суть основного конфликта и как он разрешился?
Непрерывный просмотр ТВ способствует бездумному поглощению контента, вместо того, чтобы получать удовольствие от каждого кусочка программы. Нас призывают, есть столько, сколько сможем – даже, когда ремень на нашей талии вот-вот лопнет.
Это правда, что люди зачастую запихивают в свой мозг гораздо больше информации, чем он может удержать. В прошлом году Хорват и его коллеги из Мельбурнского Университета выяснили, что те, кто постоянно смотрят ТВ-шоу, забывают содержание просмотренного гораздо быстрее тех людей, которые смотрят один эпизод в неделю. Сразу после окончания шоу ТВ-марафонцы набирают больше баллов в опросе о просмотренном, но спустя 140 дней, они набирают меньше баллов, чем зрители, которые смотрели шоу раз в неделю. Исследователи также отмечают, что те, кто смотрел шоу запоем, получили от него меньше удовольствия, чем зрители, которые смотрели его раз в день или раз в неделю.
То же самое относится и к словам, которые видят люди. В 2009 году среднестатистический американец встречает около 100 000 слов в день, даже если он «не читает» каждое из них. Трудно представить, что за последующие 9 лет это число уменьшилось. В своей статье «Расстройство пресыщенности чтения», опубликованной в The Morning News, Никкитха Бакшани анализирует значение этой статистики. «Чтение – это понимание нюансов слов, – пишет она, – но сейчас самый распространенный вид чтения – просто поглощение информации – особенно та, которую мы читаем в интернете. У информации нет шансов превратиться в знание, если она не закрепится».
Или вот как это характеризует Хорват: «Это как мимолетная усмешка, после которой вам снова хочется улыбнуться. На самом деле это не про то, что мы узнали что-то. Это про мгновенный опыт, который дает нам ощущение, что мы что-то выучили».
Действительно, мы читаем не для того, чтобы что-то выучить. И нам просто кажется, что мы что-то узнаем, когда читаем или распознаем буквы на экране. Это информация все еще не знание, но мы ошибочно верим в то, что она попала к нам в голову и останется там навсегда.
Пространственное чтение и вопросы
Так как же сохранить в голове вещи, которые мы учим? Вы должны дать себе время на то, чтобы осмыслить то, что вы изучаете.
«Наблюдая за теми, кто постоянно смотрит ТВ, я пришел к выводу, что если вы хотите запомнить то, что увидели или прочитали, то вам нужно выделить это. Когда я учился в школе, меня часто раздражало то, что в программе занятий по английскому языку мы читали всего по три главы, но для этого были веские основания. Чем чаще вы вспоминаете, тем лучше закрепляются воспоминания, – говорит Хорват. – Если вы прочитали книгу за один присест – например, в самолете – вы просто все это время держали ее в своей рабочей памяти. У вас не будет легкого доступа к этим воспоминаниям снова».
Продолжайте возвращаться к кусочкам информации, которую вы хотите сохранить у себя в голове. Я часто замечаю, что когда я изучаю что-то интересное и делаю записи, то мне гораздо легче выудить эти сведения из головы, чем вспомнить то, что я когда-то выучил, только прочитав это в книге или в какой-то статье.
Сана говорит, что зачастую, когда мы читаем, возникает ложное «чувство хорошего владения». Информация поступает, мы ее понимаем, и, кажется, она органично становится звеном в цепочке знаний, которые разместятся на полках нашего мозга. «Но на самом деле она не закрепится, если вы не приложите усилий, не сконцентрируетесь, и не будете использовать никакой стратегии, которая помогает вам запоминать».
Люди часто делают так, когда что-то изучают или читают для работы. Хоья вряд ли они будут делать заметки во время просмотра «Девочки Гилмор». «Вы можете смотреть и слушать, а можете не смотреть и не замечать, – говорит Сана, – что, как мне кажется, мы делаем большую часть нашего времени».
Если вы готовитесь к тесту или изучаете сложную формулу/тему, возвращайтесь к одной и той же информации. Каждое ваше обращение к предмету, который вы изучаете, прочнее закрепит идею в вашей долгосрочной памяти.
Дайте себе несколько часов, а затем воссоздайте в голове предмет изучения, не глядя в учебные материалы. Если чувствуете, что застряли, то читайте формулу/тему снова, а несколько часов спустя попытайтесь воссоздать материал у себя в голове.
Если вы чаще будете практиковать подобное, то сможете усилить свою способность закрепить материал в голове и выудить его из памяти в будущем.
Скотт Х. Янг – блогер, который решил самостоятельно найти ответ на вопрос «Какой способ будет лучшим для запоминания?» Он считает, что обучение – это ключ к хорошей жизни, и предложил эффективное решение проблемы людям, которые забывают то, что они прочитали.
Когда мы читаем книги, мы неактивно взаимодействуем с материалом. Наши глаза скользят по словам, а основную часть нашего времени и энергии мы тратим на распознавание того, о чем говорится.
К сожалению, большинство людей во время чтения практикуют лишь распознавание. Во время чтения, большую часть своего времени вы тратите на распознавание того, о чем идет речь. Лишь изредка вам приходится осознанно вспоминать основную идею, и это происходит спонтанно. Если вам попалась хорошо написанная книга, то, возможно, вам и вовсе не придется обращаться к воспоминаниям – хорошие писатели знают, что вспоминать бывает утомительно, а поэтому зачастую они повторяют ранее сделанные замечания, чтобы вы не запутались.
Затем, прочитав книгу, вам вдруг захотелось, чтобы эти знания стали доступны вам в формате воспоминаний. Вы хотите, чтобы для вас было возможным поддержать разговор с коллегой, ответить на вопрос экзаменационного билета, ну, или быть в состоянии использовать информацию, которую получили – но вы только лишь распознавали ее.
Учитывая подобную закономерность, неудивительно, что люди не могут многое вспомнить из прочитанных книг.
Абсурдно ожидать, что читатели смогут запомнить каждое отдельное слово, каждую идею, что содержатся в прочитанной книге. Наши воспоминания неисправны. Но многие люди расстраиваются, когда обнаруживают, что позабыли большую часть книги и ее идеи, стоило лишь только перевернуть последнюю страницу.
Скот Х. Янг предлагает решение – метод вопросника.
Всегда, когда читаете то, что хотите запомнить, делайте заметки.Но не делайте пометок, которые лишь суммируют основные моменты – то, что вы хотите запомнить. Лучше делайте заметки в виде вопросов.
Если, например, вы захотите сделать это с этим текстом, то запишите вопрос –«Вопрос: Какие 2 процесса бывают в памяти? Ответ был бы таким – отзыв и распознавание».
Тогда во время чтения вы сможете быстро проверить себя – ответить на вопросы, которые вы записали, читая предыдущие главы. Выполняя это, вы укрепите свою способность запоминать, и будет легче получить доступ к информации, когда она вам понадобится.
Вместо того, чтобы пытаться в своих заметках перефразировать слова автора, лучше задавайте себе вопросы, которые помогут вам практиковаться в запоминании информации.
В конце каждой главы вы можете задать себе вопрос, который содержал бы в себе главную идею или основную концепцию, которые вам надо запомнить.
Еще Янг поделился несколькими полезными советами, которые сделают подобные упражнения наиболее эффективными.
Автор знает, что найдутся люди, которые будут чересчур усердно проверять себя – пытаясь охватить даже самый маленький кусочек книги. Подобные действия превратят чтение в неприятную рутину и отобьют у читателя всякое желание применять этот метод.
Во-первых, не перегибайте палку. Пытаться запомнить мельчайшую деталь в книге превратит чтение в настолько скучный процесс, что у вас может пропасть всякое желание читать. Для большинства книг одного вопроса на главу вполне достаточно. Для популярных книг, возможно, дюжины вопросов хватит для того, чтобы запечатать в памяти главные тезисы и идеи книги.
Во-вторых, отмечайте страницы, на которых содержится ответ на ваш вопрос. Если вы забыли ответ, то вам захочется узнать его. Знание того, что ответ на ваш вопрос находится на странице 36, сбережет ваш рассудок в дальнейшем.
В-третьих, упрощайте процесс. Для бумажных книг, я бы посоветовал обзорную карточку – ее обеих сторон, думаю, будет достаточно, чтобы вместить все вопросы. А еще она может выполнять роль закладки – а вам не придется долго искать свои заметки. Если вы используете Kindle, то формулируйте свои вопросы в виде аннотаций к книге. Позже вы сможете вернуться к ним и проверить себя.
Практикуя пространственное обучение и активно вспоминая полученную информацию, вы сможете перестать забывать вещи, которые выучили.
В качестве тренировки, почему бы вам не задать себе через несколько часов после прочтения статьи вот такие вопросы:
• Как мне запомнить больше из того, что я учу?
• Как непрерывный просмотр ТВ влияет на мою способность запоминать?
• Как влияет интернет на наш способ обучения и сохранения информации?
Хотел написать огромный комментарий по поводу прочитанного, но , увы, забыл о чём был этот пост...))))