Опубликовано: 16 августа 2017 г., 16:37 Обновлено: 19 августа 2017 г., 20:19
2K
Жить как женщина-викинг
Автор: Линнея Хартсуайкер
Обращение «принцесса» было оскорбительным в семье, где я росла. Принцессой была та, которая не могла уснуть, если горошина лежала под ее матрасом, а моя сестра и я — потомки викингов, и от нас ожидали соответствующего поведения. И хотя родители ужаснулись бы, если бы застали нас с сестрой, дерущихся на мечах, все равно мы должны были колоть дрова, ходить многие мили на лыжах и выполнять все свои обязанности без нытья.
Согласно литературе о викингах, у родителей было свое представление о женщине: сильная и умелая, независимая, пока ее мужчина отправился в странствие, способная повести себя как воин, если того требуют обстоятельства. Расценивание слова «принцесса» как оскорбление отражает двойственное отношение к женственности, как это и было видно в литературе о викингах. Невозможно точно сказать, как женщины — или кто-либо другой — себя вели тогда, что чувствовали и о чем думали, но точно известно, что женщины-викинги внесли огромный вклад в устную литературу того времени.
Эпоха викингов началась в 793 году с их нападения на британский монастырь в Линдисфарне, и закончилась в 1066 году. Источниками информации о викингах того времени были руны, вычерченные на камнях, археология и рукописи тех народов, кому довелось встретиться с викингами во время их набегов. Литературное наследие описано в Исландских сагах и в других рукописях. Туда входят произведения в прозе, которые многие считают первыми романами в Европе, рассказы и даже поэзия. Хотя история викингов была записана лишь через несколько столетий после описываемой эпохи, многие легенды имеют корни в более ранних устных традициях.
В источниках того времени большинство женщин-викингов (как и большинство женщин других эпох) были сильно привязаны к домашнему хозяйству и детям. То, что чаще всего находили в женских могилах — веретена, грузы ткацких станков, драгоценности, кухонная утварь, связки ключей, — все эти предметы являлись символами домашнего очага. Подавляющее большинство женщин эпохи викингов проводили свою жизнь, выполняя обычные женские задачи: вынашивали и растили детей, готовили, убирались, шили одежду для всей семьи.
Внешность женщины-викинга выходит далеко за рамки этого, ведь даже домохозяйка того времени могла обладать огромной силой. Она воинственно распоряжалась ресурсами домашнего хозяйства, чтобы прокормить сотни человек, и чаще всего именно в этом заключалась ее роль в сагах: щедрая хозяйка или бедная, с плохим характером, она была важна любой для мужчин.
Женщины также занимали ключевое место в духовной литературе. Младшая Эдда и Старшая Эдда — наши главные источники норвежской мифологии. Слово «Эдда» означает «пра-прабабушка» на древнескандинавском языке (хотя оно имеет еще несколько значений), что косвенным образом намекает на мудрость старой женщины. В «Старшей Эдде» есть героиня Вёльва, провидица и колдунья, которая по частям рассказывает Одину миф о сотворении мира в главе «Прорицание вёльвы».
Женщины наравне с мужчинами создавали скандинавскую литературу. Скальды в эпоху викингов — это то же самое, что и барды в ранней ирландской истории. Куплеты скальдов увековечили подвиги воинов в стихах, богатых описаниями и аллитерацией. Большинство скальдов были мужчинами, но до средневековой исландской литературы дошли и поэмы четырех женщин-скальдов. В женских куплетах отмечались те же битвы, те же морские путешествия, как и в мужских, но разница была в легкой иронии, присущей именно женской поэзии. Например, в одном из произведений женщина-скальд воспевала мужчину-воина, корабль которого развалился, не успев покинуть гавань. Одна женщина использовала выразительную поэзию и строки из песен скальдов, чтобы уговорить короля не казнить ее сына. Конечно, четыре женщины-скальда — это слишком мало, чтобы обобщать, но можно с уверенностью сказать, что этих женщин уважали за их поэзию, раз уж она была зафиксирована позднее, и за то, что они хорошо справлялись с типично мужским литературным жанром.
В литературе викингов также встречаются женщины-исследователи. Некая Гудрид была среди путешественников на Новую Землю, о чем свидетельствует сага Винланд. Согласно «Книге о заселении Исландии», женщина была среди самых первых нормандских поселенцев. Конечно, многие детали саги могут быть оспорены, но остается фактом, что эта женщина, чье присутствие было подтверждено многими источниками, выжила там, и оставалась в памяти людей до конца эпохи викингов. Она требовала себе земли, обладала большой свитой и была способна проявить лидерские качества, присущие благородным мужчинам.
В таких сагах, как Сага о людях из лососьей долины , появившейся на свет еще в эпоху викингов и записанной в XII веке, читатели встречают жестоких проблемных женщин, которые часто носят мужские одежды. Большинство рассказов основаны на вражде, в которую втянуты семьи и целые поколения, и именно женщины подталкивают мужчин к действиям. Женщина, которая призывает мужчину к сражению, — это литературный прием, помогающий снять с мужчин моральную ответственность за последствия.
Исландские саги были записаны в эпоху христианства, с целью описать языческое прошлое. Вражда в сказаниях была более захватывающей, чем в средневековой Исландии. Хороший христианин не может одобрять междоусобицы, но если его убедила в необходимости борьбы мстительная женщина, то вина будет частично на ней. Однако в сагах женщины не всегда изображены в негативном ключе: часто они побуждают мужчину сохранить честь, когда те готовы вот-вот ей пренебречь.
Литературный источник, благодаря которому нам известно многое о женщинах-воинах эпохи викингов — это некий датский летописец, известный как Саксон Грамматик, чья хроника Деяния Данов переносит классические описания амазонок в скандинавские легенды, преобразуя валькирий из простых женщин в самостоятельных воинов. Возможно, он делает это с целью изобразить викингов отсталым грешным народом, действующим против Господа, но он одновременно с этим создает яркие женские образы, например, Лагерту (ее персонаж фигурирует в телесериале «Викинги»), которая и по сей день захватывает воображение.
Само слово «валькирия» буквально означает «та, что выбирает смерть». Валькириями также называются сверхъестественные девы, которые дожидаются воинов в Вальхалле, — рае для викингов. В викторианском искусстве валькирии изображаются женщинами-воительницами, а в «Эддах» — хозяйками Вальхаллы. В других произведениях валькирии выполняют более чудовищную, но все равно типично женскую работу: плетут из внутренностей умерших гобелен.
Женщина-воин — мощная литературная фантазия, особенно в патриархальном средневековье, где честь и избегание женоподобности — главные стимулы мужчин. В прозе, где присутствует женщина-воительница, всегда находится мужчина, который превращает ее в жену и мать, тем самым выдвигая мужчину на первый план. Женщины-воины, по крайней мере в средневековой литературе, никогда не бывают главными героинями в сказаниях, но они всегда те, кого соблазняют и завоевывают.
В нормандских легендах женщина-великанша Скади выходит замуж за одного из скандинавских богов. Она пришла к Богам в кольчуге и с мечом, желая возмездия. Означает ли это то, что женщины иногда могли носить оружие, или что это наоборот несвойственно обычным женщинам в силу размеров Скади, неизвестно. Но в отсутствие мужчин или при ужасных обстоятельствах женщины могли иногда поднимать меч и защищаться. Женщине не воспрещалось даже сделать карьеру воина, но в этом случае она бы столкнулась с ужасным давлением со стороны окружающих. Но даже эти некоторые примеры вдохновили летописцев на упоминание женщин в сохранившейся литературе.
Как в настоящее время мы постоянно видим мужских и женских персонажей в мире фэнтези, отражающих роли мужчины и женщины в современном мире, так происходило и в эпоху викингов, и в средневековье. Невозможно узнать каждую роль, которую играла женщина в те времена, но мы видим их влияние, отраженное в скандинавской литературе. Од Глубокомыслящая, Гудрид Путешественница — необычайные женщины, как персонажи, так и их реальные прототипы, — были для меня, как для ребенка, хорошим примером того, как выдерживать неудобства и трудную работу без жалоб.
Читайте также
Комментарии 1
Другие статьи
-
-
-
-
19 февраля 2021 г.
437
-
28 января 2021 г.
384
-
-
-
"Женщина, которая призывает мужчину к сражению, — это литературный прием, помогающий снять с мужчин моральную ответственность за последствия."
Ого!