Опубликовано: 7 октября 2022 г., 13:47
12K
Почти два века невозможных преступлений: убийства в закрытых комнатах

Правила честной детективной игры просты: читатель должен быть способен раскрыть преступление наравне с детективом. Все улики должны быть на виду. Вопросы «как?» и «кто?» должны быть логически и рационально оправданы, а финальное объяснение не может включать ничего сверхъестественного.
Но даже писатели честных детективов любят побаловаться. Иногда это принимает любопытную форму: убийство в закрытой комнате. Их так же называют невозможными преступлениями. Эти детективы обычно включают в себя мёртвое тело, чистое убийство в комнате или пространстве, которое было закрыто изнутри. В таком случае не ясно как убийца мог попасть внутрь и уйти незамеченным. Возможно, даже не было очевидного орудия убийства. Так что остаётся вопрос: «Как было совершено преступление?».
Вся прелесть детективов в закрытой комнате в их честности. Читатель знает, что все улики внутри, а убийца – реальный человек. Так, казалось бы, невероятное по своей природе преступление заставляет нас принять вызов и начать расследование из уютного домашнего кресла.
Читатели и писатели детективных романов были очарованы невозможными преступлениями почти два столетия. Многие считают самым первым из них «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По.
Это же произведение часто называют первой детективной историей, потому что расследование главного героя является ключом к разгадке преступления. Роман был опубликован более 180 лет назад, в 1841 году. Спустя почти два века запертые комнаты и невозможные преступления продолжают сбивать с толку и вызывать восхищение у любителей загадок.
В 1892 году Артур Конан Дойл опубликовал «Пёструю ленту».
В ней Шерлок Холмс раскрыл убийство девушки в запертой комнате. Есть менее известный детективный роман писателя Израэла Зангвилла «Тайна Биг Боу» вышедший в 1892 году.
Он не просто включает в себя невозможное преступление, а так же имеет ложную разгадку, в которой первоначальное объяснение кажется логичным. Настоящая разгадка плавно опровергает первое предположение, шаг за шагом, пока правда не восторжествует. В конце 19 и в начале 20 века в других странах были писатели, публикующие истории про невозможные преступления. Например, детектив «Тайна жёлтой комнаты» (1907) французского писателя Гастона Леру.
Невозможные преступления продолжили набирать популярность и в начале 20 века. Их продвигали такие писатели, как Эдгар Уоллис и Жак Фатрелл. Однако вы можете разочароваться, решив прочитать одну из их книг в наши дни. Их расследования не кажутся столь сложными для читателей, которые намного лучше разбираются в науке, медицине и технологиях настоящего времени.
У многих детективов в закрытой комнате есть общие черты. Прежде чем был принят единый закон жанра о честной игре, многие детективы полагались на неожиданное раскрытие, не логичные приспособления и ухищрения (например скрытые ловушки или двери, которые не имеют причин быть в этой комнате) или заведомо ненадежные свидетели.
С развитием жанра писатели стали более дотошными к уликам и разгадкам. Книга «Ужас круглой комнаты» (The Round Room Horror, 1911) Демиана Гранжа заслуживает внимания за включение карты места преступления. Это было сделано потому, что местоположение каждого предмета в комнате и расстояние между ними были ключом к раскрытию преступления.
Затем наступил золотой век детективных романов. В 1920х и 1930х годах честные детективы были на пике популярности благодаря таким авторам, как Марджери Аллингем, Энтони Беркли, Э.К.Р. Лорак, Дороти Ли Сэйерс и, конечно, Агата Кристи.
Агата Кристи написала множество знаменитых невероятных детективов, включая «Убийство в Месопотамии» (1936) и «Десять негритят» (др. название: «И никого не стало», 1939).
Кристианна Брэнд, которая не так знаменита детективными романами, как книгами для детей, была так же талантлива в жанре детективов в закрытой комнате, одна из её загадок: «Внезапно у себя дома» (1946).
Невозможно говорить о жанре детектива в закрытой комнате без упоминания Джона Диксона Карра. Карр был американским писателем, но жил в Британии долгие годы и часто объединялся с британскими детективными писателями «Золотого Века». Он начал публиковаться в 1933 году и написал десятки криминальных романов. Множество из них включает детективы в закрытых комнатах. К примеру, «Убийства в Плейг-Корте» (1934) или «Черные очки» (др. название: «Проблема с Зеленой Капсулой», 1939).
Карра часто считают мастером в жанре невозможных преступлений, а группа детективных рецензентов и писателей однажды выбрала его детектив «Полый человек» (др. названия: «Человек-призрак», «Бесплотный человек», 1935), как лучший детектив жанра закрытой комнаты всех времён.
Но детективы в закрытой комнате не канули в прошлое. Множество современных детективных писателей играют с невозможными преступлениями. Загадки, которые они создают, так же лихо закручены как и у их предшественников. Если вы ищете детектив в закрытой комнате, чтобы разгадать, попробуйте одну из этих новых книг.
«Отмычка»
Тэмпист Рай (Tempest Raj) сопротивляется желанию вмешаться в бизнес отца в компании Secret Staircase Construction, которая специализируется на строительстве сдвигаемых книжных шкафов, ностальгических домиков на дереве, сложных замков и укромных уголков. Но затем было найдено мёртвое тело внутри стены одного из последних проектов её отца, а жертвой этого преступления оказывается сценический двойник Тэмпист.
«Смерть и фокусник»
Лондон 1930х годов. Знаменитый психотерапевт был найден мёртвым внутри запертого офиса. Нет свидетелей, улик и никакого следа от орудия убийства. Скотланд-Ярд привлекает к расследованию эксперта в невозможностях, сценического фокусника Джозефа Спектора, который должен помочь распутать не одно, не два, а три невозможных преступления.
«Смерть в семье»
Действие происходит в тихом городке северной части штата Нью-Йорк. Детектив Шана Мерчант вызвана на поиски мужчины, исчезнувшего с личного семейного острова. Исчезновение кажется невозможным, и Шана считает, что где-то в глубине острова прячется убийца. Тем временем ураган Норд-Истер несется к острову, изолируя Шану с подозрительной семьей и друзьями пропавшего мужчины.
И, если вы простите небольшую постыдную саморекламу, я добавлю собственную книгу.
«Смерть в поместье»
Лили Адлер, вдова эпохи регентства, посещает загородное поместье, где якобы обитают духи. Хозяйка дома была убита ночью в закрытой комнате, ключ от которой имела только она. Семья погибшей женщины обвиняет в убийстве призрака, но Лили решает выяснить правду, прежде чем появятся новые жертвы.
Без разницы, новичок вы в невозможных преступлениях или являетесь фанатом того, что Джон Диксон Карр называл «величайшей игрой в мире», в ближайшее время вам будет что почитать. Спустя почти два века всё ещё есть множество закрытых комнат с загадками, которые только и ждут, чтобы их разгадали.
Возможно, вы даже обнаружите себя за созданием нового невозможного преступления.
Катарина Шеллман (Katharine Schellman)
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Захожу на сайт и каждый раз расстраиваюсь. Мой виш-лист снова пополнился, вот вы заразы такие)