Больше рецензий

true_face

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 мая 2018 г. 17:17

3K

4 Поэма, в которой явилась вся Русь!

Помню, в школе нам на лето давали список книг для чтения. Я осилила его весь. А вот на этой книге застопорилась. Она была для меня словно тёмный лес, где я спотыкалась об корни-абзацы и путалась в хитросплетениях слов-ветвей. Тогда я так и не справилась с этими дебрями. Однако рискнула по прошествии пятнадцати лет сунуться туда вновь. Довольно долго не могла понять, какая выгода для Чичикова в скупке этих пресловутых "мёртвых душ"? В чём интерес помещиков понять было намного проще. За объяснениями обратилась даже к маме. Но её воспоминания о школьном курсе литературы оказались ещё беднее.

Название "поэмы" несёт двоякий смысл. Мёртвые души - это и умершие, сбежавшие или отданные в рекруты крестьяне, числившиеся за помещиком согласно ревизским сказкам, одновременно это и закостенелые, опустившиеся в духовном плане помещики, не живущее, а скорее бесцельно существующие.

Главный герой поэмы - Павел Иванович Чичиков, коллежский советник, помещик. Когда я читала описание Чичикова, на ум сразу пришли строки Леонида Филатова:

Ни богат, ни беден,
Ни весел, ни бледен,
Ни в холще, ни в порче,
А так - воопче.

Вот это самое "а так - воопче" на мой взгляд идеально описывает Чичикова, ибо таких "среднечеловеческих прохвостов" и сейчас хоть пруд пруди, и тогда, думаю, было не мало. Главная способность таких людей кроется в умении тонко и ненавязчиво польстить каждому, при этом не перегибая палку, дабы не звучало это приторно и грубо. Он умел поддержать любой разговор, на какую бы тему тот не шёл.

Маниловка - поместье Манилова - серое, неприглядное место. Единственное яркое пятно в этой серости - петух, гулявший по двору в момент приезда Чичикова. Настолько живо описал его Николай Васильевич , что образ этой птахи так и стоит перед глазами. Имя "Манилов", как и большинство имён персонажей Гоголя, является говорящим. Манить. Заманивать. Он манил приятной наружностью и обходительностью. Но очень быстро люди понимали, что человек "ой-пустоцвет". Это человек слова, никак не дела. Особенно, думаю, всем хорошо помнится сцена при дверях гостиной, когда Чичиков и Манилов несколько минут пропускали друг-друга вперёд. Лучше всяких слов этот эпизод описывает их характеры. От общения этих двоих чуть не заработала сахарный диабет, настолько он был приторным - аж до тошноты. Мне кажется, Чичиков в некотором роде совершил невозможное - он выбил этого легкомысленного человека, который в жизни ни о чём не тревожился, из привычной колеи и заставил хоть немного включить мозги. Длилось это недолго, но для Манилова и этот опыт был поразителен.

Коробочка Настасья Петровна - коллежская секретарша, помещица, владеет 80 душами. Из разряда тех старушек, которые всё время на всё жалуются, однако крепко держат своё хозяйство. И как заметил Чичиков, "крестьяне у Коробочки дюжие, а хозяйства их справные". В отличие от Манилова Коробочку Чичиков обрабатывал дольше. Как и все старушки она боится прогадать и по этой причине часто упускает выгодные предложения. Бедолага Чичиков за весь разговор успел про себя обозвать её и крепколобой, и дубиноголовой, и даже проклятой старухой.

Если Чичиков - прохвост аккуратный, старающийся держаться в рамках закона, то Ноздрёв - прохвост громогласный, беспринципный и наглый. Думаю, будь его воля, он бы всё продул; даже душу свою заложил бы и ту просвистел. В двух словах - пренеприятнейший тип. Я таких на дух не переношу. Как заладят своё - никому и слова вставить не дадут. Будто тетерева на токовище. И скачут, и скачут с одной темы на другую без всякой логики и последовательности. А отвлечься от их болтовни не даёт их зычный голос, который проникает во все щели и сотрясает каждую клеточку организма. Уже через минуту нахождения с ними в одной комнате начинает раскалываться голова. И отвязаться от таких невозможно. разве что сбежать. Так собственно и поступил бедняга Чичиков. По его собственному признанию: "Ноздрёв человек-дрянь". Долго он сожалел о  том, что так сглупил.

Собакевич - помещик основательный. Хозяйство у него справное. Ничего в расход не пускает. А почему Гоголь дал ему такую фамилию понятно из его речи - говорит словно лает. Да и отношение ко всем имел он собачье - все у него мошенники, разбойники и свиньи. Хотя и сам он полумедведь, полусобака. Однако ж поесть этот полузверь был горазд. Мне от перечисления блюд одного лишь обеда у Собакевича поплохело. Мне бы такого количества яств хватило на месяц обжорств. Если предыдущих помещиков Чичиков едва мог уговорить на продажу мёртвых душ, то с Собакевичем у них вышел настоящий торг. Собакевич как истый хозяин, у которого даже мертвецы не идут в расход, вцепился в это дело мёртвой хваткой. Собакевича Чичиков наградил званием "человек-кулак".

Одно место в этой поэме мне особенно понравилось:

"...Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам‑самородок, живой и бойкой русской ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы – одной чертой обрисован ты с ног до головы!.."

Истину глаголете, Николай Васильевич! На мой взгляд в истории русской литературы была два маститых сатирика: Гоголь и Салтыков-Щедрин. То, что написали они 150-200 лет назад, к стыду для нашей действительности, актуально и по сей день.

"...нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово..."

Портрет Плюшкина - это портрет совершенно опустившегося человека. Его уж и человеком назвать было трудно. Чичиков в первые минуты даже пол его определить не мог. А когда он услыхал, что перед ним стоит барин, за которым числится более тысячи душ, так и вовсе дар речи потерял. Что, впрочем и не мудрено. Ведь хозяин поместья внешним видом скорее напоминал нищего, а не одного из зажиточных властителей душ. Думаю, что таких Плюшкиных во времена Гоголя по России водилось немало. Он - единственный из знакомцев Чичикова, кто чуть ли не с радостью принял предложение мелкого прохвоста.

"Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей".

После плеяды землевладельцев Гоголь решил изобразить и весь "бомонд" уездного городка. Начали с председателя Ивана Григорьевича, который был человек добрый, но только к своим друзьям. Остальных же посетителей он гонял по канцелярии нещадно. Далее заглянули к полицеймейстеру. У этого всяк был или кум, или сват. Все считали его своим человеком не смотря на то, что драл он без зазрения совести. И в конце-концов попали в высший свет - на бал к губернатору.

Сильно сглупил Чичиков. Причём трижды. В первый раз, когда обратился со своей щекотливой просьбой к такой твари как Ноздрёв. Второй раз тем, не свалил из города сразу же по совершению купчей. И третья - самая страшная глупость - когда настроил всех дам города N против себя. Так как разгневанная женщина никогда ничего не забывает и всегда найдёт способ исподтишка подставить ножку. В любом обществе истинная власть  всегда в руках женщин. Именно женщины Чичикова и сгубили.

Чем мне понравилась эта книга? Наверное, своей достоверностью. Гоголь так подробно и живо описал действительность, что создаётся впечатление будто происходит всё наяву. А его лирические отступления придают особую изюминку произведению. Лишь в самой последней главе приоткрывает автор тайну происхождение Павла Ивановича Чичикова, подлеца и хитреца. Однако, не смотря на всю ту грязь, что поднял Гоголь со дна души Чичикова, видел он в своём герое и положительные черты.

Что же касается вопроса о том, зачем ему были нужны "мёртвые души"? Он собирался провернуть с ними дельце на двести тысяч рублей. Как? Этот секрет Гоголь раскрывает под самый занавес. Но думаю, никому из видных чиновников города N такая затея в голову не пришла бы да и не могла прийти. Для этого нужен живой ум и богатый жизненный опыт,  коего у них никогда не было...

Источник