Больше рецензий

2 ноября 2017 г. 00:18

4K

4 Люди гибнут за метал.

Маскарад, на котором правят бал зловещие тайны. Мрачная атмосфера нависает тенью над ничего не подозревающими жертвами, опутывая своей паутиной всех - от герцогов до каторжников. В любой момент из тени, неподвластной свету восковых свечей, может появиться маска и прикажет хранить вечное молчание. И это вовсе не ужасы или треш. Это Франция в изображении трудолюбивого и проницательного Оноре! Когда-то мне казалось, что у Бальзака - тяжеловесный стиль. А теперь выясняется, что писал он витиевато, но изящно. Метафоры поэтичны, хотя пафосны. Описания - красивы, характеры - реалистичны для своего времени. Хотя некоторые наблюдения автора без улыбки читать не получиться. Зато чувствуется, что человек сочинял не просто красивую историю, а писал портрет той Франции, в которой ему довелось жить. Он пристально всматривался в действительность, что его окружала, стараясь понять взаимосвязи и скрытые мотивы. Бальзак нашел источник всех бед. И без устали обличал общество тотальной купли-продажи.

Не он один подметил растлевающее внимание больших денег. Поэтому, при самобытности стиля, характеры и темы не уникальны. Постоянно присутствует чувство узнавания. Обуреваемый страстями «аббат» Карлос Эррера поначалу напоминает священника Клода Фролло из Виктор Гюго - Собор Парижской Богоматери , а покоряющая мужчин своей экзотической внешностью Эстер в чем-то напоминает цыганку Эсмеральду из того же романа. Корсиканец, об освобождении которого хлопочет Жак Коллен (он же - аббат, он же - Вотрен, он же каторжник по прозвищу Обмани смерть) и вся уголовная братия напоминает аналогичную компанию из Александр Дюма - Граф Монте-Кристо Непременные банкиры, нотариусы и ростовщики как приметы времени. Узнавание типажей и ситуаций, с одной стороны уменьшает увлекательность сюжетной линии, а с другой стороны - увеличивает ценность созданного очевидцем обширного полотна жизни во Франции первой половины 19-го века.

Бальзак написал почти обо всем. Он описывает архитектурные стили и внутренние убранства жилых помещений. Он показывает замки и трущобы. Во всех деталях расписывает наряды и экипажи. Водит в театры и оперу. Знакомит с работой полиции и законами уголовного мира. Про местных каторжников придется узнать гораздо больше, чем хотелось. Фактически, вся четвертая часть ( кроме великосветской паники по поводу неосторожно написанных писем) - это французский вариант нашего сериала "Место встречи изменить нельзя". Чем Корантен - не Глеб Жеглов, а Жак Коллен - не Горбатый? И пусть у Коллена масштаб солиднее и удача крепче, зато Горбатого сыграл Армен Джигарханян! А какие у псевдоаббата колоритные подручные! С удачно подобранными прозвищами. Так, благодаря чувству юмора бывшего каторжника, Эстер имеет возможность заявить

– Послушайте! Неужели бедная девушка не может заставить Азию кормить себя, а Европу – одевать, тогда как к вашим услугам весь мир?

Шпионы полиции тоже не отстают ни по характеру, ни по сообразительности. И Контансон, и папаша Канкоэль - яркие и запоминающиеся персонажи. Это состязание достойных противников. Это роман о важности пустяков. Трагичный и театральный. Здесь страсти неистовые. Здесь не столько живут, сколько играют на публику - заламывают руки, смотрят взглядом василиска, меняют личины. И кукловод открыто объявляет своей марионетке

Я – автор, ты – моя драма

Лицедействуют все. Это непременное условие и не только в великосветских салонах. Это заставляет героев следить за жестами и выражениями лиц. Это придает красоты и яркости роману.

Мне читалось легко и приятно. С интересом прослушала лекцию о Консьержери. С удивлением узнала о "корзинах для салата". Расставаться с персонажами было жаль. Как удачно, что многие из них фигурируют и в других романах Бальзака. Надо будет еще хотя бы раз вернуться в эту литературную модель реально существовавшей в 19-ом веке Франции.

картинка Delfa777

Книга прочитана в рамках игры Кот в мешке.
Сорок шестой котик пошел, куртуазный)

Комментарии


Помнится, эту книгу я одолела с третьего или четвёртого подхода. Даже отложила на несколько лет. Зато потом получила истинное наслаждение от языка!


Наверное, нужно время, чтобы прийти к принятию Бальзака) Я начинала его читать давно, но видимо чем-то отпугнул. Возможно, не хватило жизнерадостности Дюма и романтичности Гюго.. А ведь он не менее прекрасен)


А ты знала, что есть сериал?) Я очень давно смотрела, как раз после просмотра, думала, когда-нибудь прочитать... много лет прошло, ноя все таки дошла до книги.)


много лет прошло, ноя все таки дошла до книги.)

и как , тоже в восторге ? я помню, недавно ты что-то другое у него читала)


пришлось зайти в свой старый отзыв)) на 4-ку) классика, цитаты там хорошие)


в общем, фильм не обманул твоих ожиданий ?)


это самое главное)


Нет, про сериал не знала, только про старый фильм, года так 75-го) советуешь?


или это был многосерийный фильм?))
я в школьные годы смотрела) тогда - нравилось))


Если случайно попадется посмотрю, а так ..книга и без этого прекрасно представлялась. Бальзак так щедро все описывает, что воображение радостно попискивало от такой щедрости))


да, автор -маэстро слова)


а какие описания! как он шторы описывал в особняке, купленном для Эстер, я их как будто видела. словно сама в этой комнате находилась.


хорошо одним словом.))


Как удачно, что многие из них фигурируют и в других романах Бальзака.

Мне тоже нравится встречать в его романах и повестях знакомых персонажей и узнавать их дальнейшую историю)


Какой хитрый дядя, все рассчитал - как завлечь наивного читателя знакомыми персонажами)


Ага, вот так, похоже, читатели и подсаживаются на Бальзака))
Правда, очень коварная тактика - рассказывать истории, оставляя некоторые из них незаконченными, и нужно искать продолжение. Которое может быть в любом романе или повести))


Это же как встреча со старым другом, когда встречаешь знакомого по другой книге персонажа, пусть даже на втором плане. Все переплетается в Человеческой комедии. Читаешь вроде бы другую книгу, но с уже знакомой переносятся приятные впечатления, усиливая эффект. И Бальзак дает всего понемногу, так что герои не успевают наскучить.


Полностью согласна))


Надо будет как нибудь собраться и почитать компанией) если у тебя еще что нибудь нечитанное у Бальзака осталось.


Компанией - это в игре читать? Интересно, я бы попробовала) Конечно, осталось и не мало))


Можно и без игры)


Что ж, я не против)


Отлично! После НГ что-нибудь подберем.


Какая красота;)) а сравнение с Местом встречи - ну и ассоциация получилась;)


Вполне закономерная ассоциация) Прочти и сама убедишься. Жаргон, иерархия, поведение..я просто не могла не вспомнить Черную кошку)


Века проходят , а в мире преступном все без изменений?))


А зачем менять схему, которая работает?


Все старо - как мир?))


Может и не все, но многое


А ещё будешь читать? А помнишь...мы с тобой биографию читать хотели?)))


Конечно, помню! Я как раз обдумываю коварный план на следующий год, включающий в себя чтение биографии и какого нибудь романа)


Мне нравится твой план! Очень надеюсь , что мне найдётся там место...( Лунная радуга?;)


Ты -центральное звено этого плана)
радугу хотелось бы к новому году успеть, но всерьез об этом думать буду только дочитав котиков


Вот жеж))) как ты меня) горжусь собой и надуваю щеки!
На НГ тогда ничего не планирую ( кроме Идиота;) и жду согласований...


)))какой же НГ без идиота


Он пока единственный в моих планах) символично так !


Люблю французскую классику)


Запланируем Бальзака на следующий год?)


буду делать подборку на 2018, приходи с предложениями)


хорошо)


Подборка треснет по швам еще до того, как кто-то успеет принести свои предложения))


хочешь меня пристыдить?)


Ни в коем разе)) просто предполагаю, что так и будет)


эээх, очень даже может быть, но я все равно вас, девушки, там жду;)


Да куда ж мы денемся, точно не пропустим такое событие))


отлично)) надо запастись шампанским)


Умеют они (французские классики) завлечь и привлечь читателя)


Поэтому и в классики попали)


Никак не решусь на вторую попытку Бальзака прочитать. Первая как-то не пошла...


По каким причинам не пошла?


Тяжело читалось, испытывала отвращение ко всем персонажам... "Кузину Бетту" читала.


Уже нашла твою рецензию) Если тебе не понравилась преданная любовь жены к мужу, то и с Блеском спешить не стоит - здесь тоже есть жертвенная любовь героини к мужчине, который легко меняет это на положение в свете. Подозреваю , будешь ругаться)


Ну любовь любви рознь, конечно)) я не против преданности и даже за, но не до такой же степени. В "Кузине" это вообще что-то за гранью добра и зла.
Если ты думаешь, что вот это

вернись, мой бедный и несчастный, тебе столько пришлось страдать от этих ужасных женщин

я написала для красного словца, то нет. Все так и было)) и если в "Блеске.." есть нечто подобное, то да, буду ругаться))


Даже не думала так думать)) я верю, что все так и было. Более того, после Блеска, неплохо себе представляю эту ситуацию в подаче Бальзака. Не читая Кузину, точно не могу сказать, но есть ощущение что ситуации очень схожи.


))) тогда я точно пока повременю с Бальзаком)


Да, до следующего года


Почему именно до следующего?) Ты что-то знаешь, чего не знаю я?)))


Возможно;) я собираюсь в следующем году продолжить знакомство с автором и буду снова соблазнять тебя рецензией . вдруг получится? а можешь присоединиться к чтению)


Ок, там ближе к делу посмотрим))
Больше вероятность соблазнить, если книга будет не слишком кирпичной ;))


учтем)


Я в детстве Бальзака обожала. И Золя еще. И Санд. В общем, с 10 до 14 лет я только эту троицу и читала, кажется. Все Ругон-Маккары мной тогда освоены капитально и Человеческая комедия тоже. Я в общем неплохо их до сих пор помню. Вот в "Блеске..." мне Эстер было жалко до слез - тогда. А сейчас меня тянет перечитать, но боюсь, что теперь уже я посчитаю ее мягкотелой курицей и за это мне захочется откусить ей голову)))) Поэтому не рискую пока.


А я как раз в детстве их пропустила. Теперь вот наверстываю.