Больше рецензий
2 ноября 2017 г. 00:18
4K
4 Люди гибнут за метал.
РецензияМаскарад, на котором правят бал зловещие тайны. Мрачная атмосфера нависает тенью над ничего не подозревающими жертвами, опутывая своей паутиной всех - от герцогов до каторжников. В любой момент из тени, неподвластной свету восковых свечей, может появиться маска и прикажет хранить вечное молчание. И это вовсе не ужасы или треш. Это Франция в изображении трудолюбивого и проницательного Оноре! Когда-то мне казалось, что у Бальзака - тяжеловесный стиль. А теперь выясняется, что писал он витиевато, но изящно. Метафоры поэтичны, хотя пафосны. Описания - красивы, характеры - реалистичны для своего времени. Хотя некоторые наблюдения автора без улыбки читать не получиться. Зато чувствуется, что человек сочинял не просто красивую историю, а писал портрет той Франции, в которой ему довелось жить. Он пристально всматривался в действительность, что его окружала, стараясь понять взаимосвязи и скрытые мотивы. Бальзак нашел источник всех бед. И без устали обличал общество тотальной купли-продажи.
Не он один подметил растлевающее внимание больших денег. Поэтому, при самобытности стиля, характеры и темы не уникальны. Постоянно присутствует чувство узнавания. Обуреваемый страстями «аббат» Карлос Эррера поначалу напоминает священника Клода Фролло из Виктор Гюго - Собор Парижской Богоматери , а покоряющая мужчин своей экзотической внешностью Эстер в чем-то напоминает цыганку Эсмеральду из того же романа. Корсиканец, об освобождении которого хлопочет Жак Коллен (он же - аббат, он же - Вотрен, он же каторжник по прозвищу Обмани смерть) и вся уголовная братия напоминает аналогичную компанию из Александр Дюма - Граф Монте-Кристо Непременные банкиры, нотариусы и ростовщики как приметы времени. Узнавание типажей и ситуаций, с одной стороны уменьшает увлекательность сюжетной линии, а с другой стороны - увеличивает ценность созданного очевидцем обширного полотна жизни во Франции первой половины 19-го века.
Бальзак написал почти обо всем. Он описывает архитектурные стили и внутренние убранства жилых помещений. Он показывает замки и трущобы. Во всех деталях расписывает наряды и экипажи. Водит в театры и оперу. Знакомит с работой полиции и законами уголовного мира. Про местных каторжников придется узнать гораздо больше, чем хотелось. Фактически, вся четвертая часть ( кроме великосветской паники по поводу неосторожно написанных писем) - это французский вариант нашего сериала "Место встречи изменить нельзя". Чем Корантен - не Глеб Жеглов, а Жак Коллен - не Горбатый? И пусть у Коллена масштаб солиднее и удача крепче, зато Горбатого сыграл Армен Джигарханян! А какие у псевдоаббата колоритные подручные! С удачно подобранными прозвищами. Так, благодаря чувству юмора бывшего каторжника, Эстер имеет возможность заявить
– Послушайте! Неужели бедная девушка не может заставить Азию кормить себя, а Европу – одевать, тогда как к вашим услугам весь мир?
Шпионы полиции тоже не отстают ни по характеру, ни по сообразительности. И Контансон, и папаша Канкоэль - яркие и запоминающиеся персонажи. Это состязание достойных противников. Это роман о важности пустяков. Трагичный и театральный. Здесь страсти неистовые. Здесь не столько живут, сколько играют на публику - заламывают руки, смотрят взглядом василиска, меняют личины. И кукловод открыто объявляет своей марионетке
Я – автор, ты – моя драма
Лицедействуют все. Это непременное условие и не только в великосветских салонах. Это заставляет героев следить за жестами и выражениями лиц. Это придает красоты и яркости роману.
Мне читалось легко и приятно. С интересом прослушала лекцию о Консьержери. С удивлением узнала о "корзинах для салата". Расставаться с персонажами было жаль. Как удачно, что многие из них фигурируют и в других романах Бальзака. Надо будет еще хотя бы раз вернуться в эту литературную модель реально существовавшей в 19-ом веке Франции.
Книга прочитана в рамках игры Кот в мешке.
Сорок шестой котик пошел, куртуазный)
Комментарии
Помнится, эту книгу я одолела с третьего или четвёртого подхода. Даже отложила на несколько лет. Зато потом получила истинное наслаждение от языка!
Наверное, нужно время, чтобы прийти к принятию Бальзака) Я начинала его читать давно, но видимо чем-то отпугнул. Возможно, не хватило жизнерадостности Дюма и романтичности Гюго.. А ведь он не менее прекрасен)
А ты знала, что есть сериал?) Я очень давно смотрела, как раз после просмотра, думала, когда-нибудь прочитать... много лет прошло, ноя все таки дошла до книги.)
и как , тоже в восторге ? я помню, недавно ты что-то другое у него читала)
пришлось зайти в свой старый отзыв)) на 4-ку) классика, цитаты там хорошие)
в общем, фильм не обманул твоих ожиданий ?)
нет)
это самое главное)
ага)
))
Нет, про сериал не знала, только про старый фильм, года так 75-го) советуешь?
или это был многосерийный фильм?))
я в школьные годы смотрела) тогда - нравилось))
Если случайно попадется посмотрю, а так ..книга и без этого прекрасно представлялась. Бальзак так щедро все описывает, что воображение радостно попискивало от такой щедрости))
да, автор -маэстро слова)
а какие описания! как он шторы описывал в особняке, купленном для Эстер, я их как будто видела. словно сама в этой комнате находилась.
хорошо одним словом.))
да!
Мне тоже нравится встречать в его романах и повестях знакомых персонажей и узнавать их дальнейшую историю)
Какой хитрый дядя, все рассчитал - как завлечь наивного читателя знакомыми персонажами)
Ага, вот так, похоже, читатели и подсаживаются на Бальзака))
Правда, очень коварная тактика - рассказывать истории, оставляя некоторые из них незаконченными, и нужно искать продолжение. Которое может быть в любом романе или повести))
Это же как встреча со старым другом, когда встречаешь знакомого по другой книге персонажа, пусть даже на втором плане. Все переплетается в Человеческой комедии. Читаешь вроде бы другую книгу, но с уже знакомой переносятся приятные впечатления, усиливая эффект. И Бальзак дает всего понемногу, так что герои не успевают наскучить.
Полностью согласна))
Надо будет как нибудь собраться и почитать компанией) если у тебя еще что нибудь нечитанное у Бальзака осталось.
Компанией - это в игре читать? Интересно, я бы попробовала) Конечно, осталось и не мало))
Можно и без игры)
Что ж, я не против)
Отлично! После НГ что-нибудь подберем.
ок)
Какая красота;)) а сравнение с Местом встречи - ну и ассоциация получилась;)
Вполне закономерная ассоциация) Прочти и сама убедишься. Жаргон, иерархия, поведение..я просто не могла не вспомнить Черную кошку)
Века проходят , а в мире преступном все без изменений?))
А зачем менять схему, которая работает?
Все старо - как мир?))
Может и не все, но многое
А ещё будешь читать? А помнишь...мы с тобой биографию читать хотели?)))
Конечно, помню! Я как раз обдумываю коварный план на следующий год, включающий в себя чтение биографии и какого нибудь романа)
Мне нравится твой план! Очень надеюсь , что мне найдётся там место...( Лунная радуга?;)
Ты -центральное звено этого плана)
радугу хотелось бы к новому году успеть, но всерьез об этом думать буду только дочитав котиков
Вот жеж))) как ты меня) горжусь собой и надуваю щеки!
На НГ тогда ничего не планирую ( кроме Идиота;) и жду согласований...
)))какой же НГ без идиота
Он пока единственный в моих планах) символично так !
Люблю французскую классику)
Запланируем Бальзака на следующий год?)
буду делать подборку на 2018, приходи с предложениями)
хорошо)
))
Подборка треснет по швам еще до того, как кто-то успеет принести свои предложения))
хочешь меня пристыдить?)
Ни в коем разе)) просто предполагаю, что так и будет)
эээх, очень даже может быть, но я все равно вас, девушки, там жду;)
Да куда ж мы денемся, точно не пропустим такое событие))
отлично)) надо запастись шампанским)
:)))
Умеют они (французские классики) завлечь и привлечь читателя)
Поэтому и в классики попали)
:))
Никак не решусь на вторую попытку Бальзака прочитать. Первая как-то не пошла...
По каким причинам не пошла?
Тяжело читалось, испытывала отвращение ко всем персонажам... "Кузину Бетту" читала.
Уже нашла твою рецензию) Если тебе не понравилась преданная любовь жены к мужу, то и с Блеском спешить не стоит - здесь тоже есть жертвенная любовь героини к мужчине, который легко меняет это на положение в свете. Подозреваю , будешь ругаться)
Ну любовь любви рознь, конечно)) я не против преданности и даже за, но не до такой же степени. В "Кузине" это вообще что-то за гранью добра и зла.
Если ты думаешь, что вот это
я написала для красного словца, то нет. Все так и было)) и если в "Блеске.." есть нечто подобное, то да, буду ругаться))
Даже не думала так думать)) я верю, что все так и было. Более того, после Блеска, неплохо себе представляю эту ситуацию в подаче Бальзака. Не читая Кузину, точно не могу сказать, но есть ощущение что ситуации очень схожи.
))) тогда я точно пока повременю с Бальзаком)
Да, до следующего года
Почему именно до следующего?) Ты что-то знаешь, чего не знаю я?)))
Возможно;) я собираюсь в следующем году продолжить знакомство с автором и буду снова соблазнять тебя рецензией . вдруг получится? а можешь присоединиться к чтению)
Ок, там ближе к делу посмотрим))
Больше вероятность соблазнить, если книга будет не слишком кирпичной ;))
учтем)
;)
Я в детстве Бальзака обожала. И Золя еще. И Санд. В общем, с 10 до 14 лет я только эту троицу и читала, кажется. Все Ругон-Маккары мной тогда освоены капитально и Человеческая комедия тоже. Я в общем неплохо их до сих пор помню. Вот в "Блеске..." мне Эстер было жалко до слез - тогда. А сейчас меня тянет перечитать, но боюсь, что теперь уже я посчитаю ее мягкотелой курицей и за это мне захочется откусить ей голову)))) Поэтому не рискую пока.
А я как раз в детстве их пропустила. Теперь вот наверстываю.