Больше рецензий

21 октября 2017 г. 12:35

519

Современный голландский автор Герман Кох выпустил роман "Дорогой мистер М.". Все романы Коха представляют собой напряженную психологическую драму, с большой долей сарказма в отношении к самым разным явлениям современного прогрессивного общества. В последней книге автор обращается к своей родной стихии - писательству, сюжету и его соответствию действительности.
В первую очередь, хочу сказать о большом мастерстве Коха-рассказчика, умеющего в нескольких предложениях создать атмосферу, в которой читатель начинает видеть, слышать и осязать окружение героев. Такой эффект достигается не столько за счет сюжета, как в триллерах, сколько именно благодаря умелому владению фразой. Намеки и недомолвки, точные образные изображения героев - все это дает читателю прекрасную картину происходящего.
Роман начинается с писем незнакомца к известному писателю. Обоих зовут одинаково, как, впрочем, и самого Коха - Герман. Более того, незнакомец наш живет в квартире снизу. И весьма пристально наблюдает за жизнью маститого, пожилого уже автора и его молодой, "слишком молодой" жены. Затем в повествование вплетаются несколько голосов - нейтрального автора, рассказывающего о соседе и его друзьях-старшеклассниках; самого автора М.; отрывки романа М., сюжет которого основан на исчезновении учителя гимназии, в которой учатся сосед снизу и его друзья, и, похоже, они-то и причастны к этому исчезновению...
Рассуждения соседа снизу, молодого человека с весьма оригинальным характером, в основном касаются межчеловеческих отношений, в то время как мысли писателя М. вертятся вокруг реалий исторических, а также процесса работы над книгой, отношений внутри писательской среды. Собственно сюжет бестселлера М. и реальной истории его соседа-сталкера - детективный, как это часто бывает в романах Коха. Подозрения нагнетаются, обстановка становится невыносимой, и мы не понимаем - перед нами воспоминания соседа или текст писателя? Особенно интересно следить за проявлениями характера соседа - в его интересах и действиях практически отсутствует динамика, развитие, изменения, мы узнаем его в любой фразе...
Роман читается легко, в нем прекрасно отражены нюансы таких чувств, как зависть, тщеславие, первая любовь и ревность. Вспоминаются свои школьные и студенческие годы, свои обиды и разочарования.
Несколько цитат.
"Иногда, слушая, о чем люди говорят в поездах по мобилному, я спрашиваю себя: а было ли какое-то развитие человечества со времен неандертальцев?"
"Он никогда не понимал, почему люди хотят взять книгу взаймы...Ему она кажется грязной, эта библиотечная книга"
"Иногда он мечтает о таком конце, о финальном повороте его писательской карьеры: в последний момент, одной ногой в могиле, он скажет, что думает на самом деле. Затем он быстро прыгнет в гроб и закроет крышку" (сравните со знаменитой толстовской фразой о тщеславии на краю гроба!!!)
"годами учитель высмеиват ученика - учитель, обладающий средним, более слабым интеллектом. Однажды ученик придет в класс, чтобы сравнять счет".