Больше рецензий

31 декабря 2016 г. 17:03

5K

5 Лучший женский роман

"Консуэло" - классический верх женского творчества. Среди многочисленных женских романов 19 века он самый идеальный и самый идеализированный. Божественная природа главной героини, со всех сторон ровная, как снежная баба, не только всячески доказывается с помощью логических рассуждений, но и проверена временем. И дело даже не в том, что роман Жорж Санд прошел испытание столетиями - всякий, кто доковыляет до конца книги (обнаружит в конце, что она только первая и его ждет еще один толстенький том под названием "Графиня Рудольштадт") может быть уверен в том, что с Консуэло родился и вырос в одной песочнице. Так и тянет поверить Жорж Санж во всем, особенно, если истово доверяешь человеческой природе и человеческой породе. Автор умело расставила акценты именно там, где не помогут никакие прикладные потуги, где невозможно ничего проверить, но и залезла в ту область чувств, которая, опираясь на здравые рассуждения, во всеуслышание заявляет, что она тонкая и эмоциональная женщина. Действительно, попробуй не поверь в настоящую любовь, если перед нами сумасшедший с диагнозом, попробуй не поверь в величайшее искусство певицы и громадную силу музыки, если перед нами только описание всего этого в тексте романа, попробуй не поверь в исторических лиц, если они и правда имели место когда-то быть (Гайдну так и не досталось ни кусочка Консуэло). Пощупать не удастся - посмотри на честное лицо автора и тупо поверь. Фотографий, естественно, еще не было, но портреты сохранились довольно достоверные. Не в пример изображениям сестер Бронте.

Из всех встречавшихся на моем пути изворотливых и хитрых писателей женского рода - Жорж Санж самая качественная. По сути "Консуэло" - некая прифронтовая быль, описанная героем-инвалидом по заданию комитета материнских вдов и оплаченная вновь избранным правительством, не успевшим еще себя запятнать грязными деяниями. Такое ощущение, что автор изначально вступила с критиками в тайный сговор и писала свой роман вместе с ними. Прорехи в повествовании искать чрезвычайно трудно, по форме это лучший труд всех времен, когда либо созданный женщиной. Он настолько обтекаем, гармоничен, целостен, что к нему и не подкопаешься. У него есть единственный недостаток - он не очень популяризирован. Ярый индивидуализм главной героини может нравиться, а может и не нравиться. С одной стороны - это хорошо, ибо говорит о смелости и честности Жорж Санд, с другой - здоровенный пласт читателей заранее отогнан без каких-либо задних мыслей, что коммерчески неверно.

Можно сказать одно - если вам понравится главная героиня, то вы будете в восторге и от самой Жорж Санд. Со своей стороны ничего особенно хорошего о прекрасной Консуэло сказать не могу, ибо она лжива (хотя только учится врать), довольно глупа (но выдает себя за умную) и с дичайшим самомнением (ее манера строить из себя скромницу, если кого-то и вводит в заблуждение, то какую-то часть мужчин, определенно, должна возбуждать). Автор без сомнений в качестве образца взяла саму себя идеализированную и очень молоденькую, что довольно гнусно, ибо этакое ее покровительственное отношение к своей героине периодически передается и самой Консуэло. Очень многое, львиная доля, осталась за кадром, но образ самой Жорж Санж, ее разглагольствования на разные темы от имени всевозможных героев, с лихвой дополняется тем, что Консуэло не смогла проявить в повествовании в силу ограничений, возложенных на нее автором. И, если в ней чего-то от самой Жорж Санд и не хватает, то со временем сие дополнится. Разносторонние взгляды автора, конечно, производят впечатление, у нее совсем неженский ум и при этом она умудряется оставаться женщиной на все 100 процентов. Впервые встречаю это в классической литературе. Это не Джен Эйр, воюющая с мельницами, оставшаяся ребенком навсегда со своим "хорошо-плохо", это не унылая моралистка Джордж Элиот, мечтающая лишь о теплом чувстве признания общества и не по определению самая умная-счастливая героиня произведений Джейн Остин. Можно бы было провести конкурс, выпустить их всех на одну арену и можно быть уверенным, что Консуэло всех загрызет, ибо она самая жизнестойкая в этом обществе. Кэтрин Линтон не в счет, ибо к обществу не принадлежит.

В итоге рекомендую к чтению всем также, как и не рекомендую никому, ибо труд довольно специфический.

Комментарии


Отличная рецензия.
В свое время читал "Индиана. Валентина". Отзыв перекликается с прочитанной мною книгой.


Да, уверен, что эта героиня у автора повсеместно. Потому что она сама Жорж Санд. Это хорошо при условии, если героиня нравится


У меня от детства осталось воспоминание: на самой верхней полке поверх других книг лежит здоровенный том, а на нём крупно написано "Консуэло". Название очень привлекало какой-то таинственностью.
Однако желания достать эту книгу с помощью стремянки так и не возникло: размер её был просто пугающим.

Подозреваю, это так и останется моим единственным воспоминанием о Жорж Санд и Консуэло...


В старших классах я прожевал довольно большой кусок этого кирпича. И Консуэло сама мне нравилась. Это с годами стала видна нижняя часть айсберга. А на стелажи я залезал ногами под самый потолок


Мои родители были гуманнее ваших: стремянку предоставляли :)))

Что-то странное в мире творится: 2 часа новогодней ночи, а я письма пишу :(


Все лучше, чем банальности с экрана слушать


Что значит "неженский ум"?


В 19 веке женские романы были отягощены несколькими вышеупомянутыми писательницами, которые предлагали миру новый тип рассуждающей женщины. Но при этом они не освобождались от обязанности выходить замуж


Так это вопрос женской социализации, а не ума.


Это форма мышления, которая начиналась с демагогии. Не имея ее все эти личности остались бы в истории как авторы обычных женских романов и мы бы о них сейчас не говорили


Ну а в чем ее лживость? Вы имеете ввиду отношения с графом Альбертом? Или то, что она Порпоре новые воротнички покупала, а говорила, что сама все заштопала?:))


Да, никакой лжи во благо в данном случае нет, потому как для Консуэло соврать равноценно чихнуть. Ее очень реалистичный и рассудочный образ не вяжется с ангелоподобностью, которую нам Жорж Санд преподносит. То есть, она скрывает истинную сущность Консуэло подобно советской присказке "мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути"


Интересно, кто нибудь доковылял до конца этого бреда, замаскированного под рецензию?


Нет, Фуфу, только ты, мой любимый шут, навязчиво ходишь за мной


Тебе с твоим синдромом вахтера пора лечиться электричеством


Я это книгу взяла в руки на первом курсе филфака. И мне она не просто не понравилась, я буквально проклинала все на свете, когда её читала...и так и не дочитала. Мне показался роман слишком "женским", если можно так выразиться. Но преподавателю пришлось сказать, что книга прекрасна, поскольку он (преподаватель), обиделся на студента другой группы и поставил тройку за экзамен только за то, что тот не был в восторге от главной героини.
Полностью соглашусь с мнением автора о главной героине. Она оставила у меня точно такие же впечатления...


Не смогла прочитать до конца "Консуэло" Люблю романы, люблю психологизм, копание в характерах героев... Не нашла всего этого в книге Жорж Санд. Показалось слишком надуманный сюжет. Возможно, он просто устарел...