Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 августа 2016 г. 07:45

4K

0 Юный мёртвый австро-венгерский мракобес

Пиркс, однако, не боялся Меринуса, потому что подобрал к нему ключик. Старик ввёл свою собственную терминологию, которой в специальной литературе никто другой не применял. Так вот, Пиркс, движимый врождённой сметливостью, заказал в библиотеке все труды Меринуса и – нет, вовсе он их не читал – попросту перелистал и выписал сотни две мериносовских словесных уродцев.
Станислав Лем, «Условный рефлекс», 1963


Да, ну и время было. Странный, несколько макабрический fin de siècle, протяжное и медленное умирание когда-то блистательного европейского ancien regime. Только в этой атмосфере богемного и академического декаданса можно воспринимать труд 22-летнего Вейнингера (1902).

Он явно находится на любопытном стыке, шве или разломе, если вам угодно. С одной стороны, эта книга прямо и недвусмысленно опирается на несколько чахлых, но занятных ветвей классической немецкой философии (Кант, Ницше, Шопенгауэр) и здоровых ветвей культуры (Гёте, Шиллер, Вагнер...), с другой стороны, писана она в Австро-Венгрии, в той несущейся в пропасть стране, которой предстоит всего через 15 лет кануть в Лету вместе со всей её повесткой дня.

Могло бы получиться потрясающе, ведь век такой неполиткорректный, автор мог бы говорить, что думает, и обосновывать это прелестными умозаключениями. Всё почти так и есть, но… Но это замок из песка, из воображения автора, бытописание, но не наука. Увы, не оправдал.

Не забывайте, что этот пышущий претящим умозрительством трактат писан классическим self-hating Jew, как говорят наши англоязычные партнёры, и каша в голове автора работы начинает казаться просто ужасающей. Да, он ещё и школота, часто сбивается в своём капитальном труде на истерические нотки в поисках признания, в попытке доказать, что и крайне молодой человек может делать глубокие выводы и поучать старших, но менее одарённых. Ну и коктейль!

И вот наш исследователь принимается ворошить человеческую сущность, чтобы понять все глубинные взаимосвязи пола и характера. Ох уж эта эпоха, воскликнем мы ещё раз, когда наука казалась себе такой чистой, такой новой и всеохватной! Как легко было делать далеко идущие выводы из комнатных наблюдений и слыть прорывным мыслителем! Наш Отто из таких. Весь том пронизан тем, что автор «увидел», «понял», «доказал» только потому, что пара его знакомых подтвердила ему, лица женщин на улице подтвердили ему, банальные выводы подтвердили ему. Подтвердили его гениальные догадки, естественно. Сосание пальца, возведённое в немецкий Абсолют, невероятное близкое приближение к самой идее высасывания глубокого смысла из пальца.

Но больше ни слова об антураже, давайте же примемся за смыслы работы, столь разрекламированной выше. Итак, автор тщится постичь у письменного стола взаимосвязь М и Ж в каждом человеке.

Утомительные и бессистемные рассуждения, похожие порой на атомные расплавы Роберта Планта в некоторых песнях Led Zeppelin, столь же они реальны и понятны, приводят автора к простым и действенным выводам: всё хорошее в человеке – это М, всё пустое и ненастоящее – Ж. Автор даже задаётся вопросом – а человек ли женщина? И великодушно разрешает ей так называться, но не более. Нет у неё ни души, ни возвышенности, по большей части она всегда проститутка, а не мать, дружбы у неё нет, гением она быть не может. А если чем-то она всё же хороша, то только как тень мужчины или как мужеподобная женщина.

В самом начале автор подмял логику своей софистической системой определений. Есть абсолютный М и абсолютная Ж, есть женоподобные мужчины, есть мужеподобные женщины и полным-полно переходных форм. Принимая далее, что М это +, а Ж -, любые возвышенные черты в любой женщине автоматом попадают в категорию наличия у неё мужских черт.

Автор столь волен потому, что ещё ничего не знает о биологии (правда, биология тогда также не знала того, что знает сейчас). Но это лишь в какой-то мере может оправдывать его фантазии на тему цветов и животных. Уймы расовых предрассудков это не оправдывает.

Собственно, это всё, что есть в этой книге. Вот этот софистический приём. Остальное – бытовые зарисовки. Хотя нет, постойте, есть ещё ода одарённости, пропетая так, что становится ясно: автор каждый раз говорит о себе, перечисляя черты гения. Тут и ранние детские воспоминания, и память (у женщин нет памяти, кстати, только узнавание, как у собаки), и умение видеть мир в его цельности. Нет, автор не срывается на рулады самому себе. Ему хватало греющего чувства, что все перечисленные черты гениев он сам в себе нашёл.

Удивительно ли, что автор застрелился в 23 года?

P.S. Одно мерси автору - за упоминание Марии Башкирцевой.

Прочитано в качестве бонуса Б в августовском туре игры «Долгая прогулка», команда «Ё и другие буквы»: Clickosoftsky , Maktavi , red_star и strannik102 .

Комментарии


а человек ли женщина?

Не, ну "курица не птица, женщина не человек" это даже не оригинально. Так а какую оценку ты поставил? Что-то я не вижу.


А я и не поставил. Не нашел критерия для оценки.


Да, это несокрушимая позиция - если женщина талантлива, значит, это в ней мужское, и все тут...

Почему ветви классической немецкой философии занятные, понятно, но почему чахлые? ... :)


Ну, Grau, teurer Freund, ist alle Theorie.


При таком подходе, если его довести до логического конца, то и поэзия предстанет лишь серой копией зеленого древа жизни:)


Не все стоит доводить до конца )


И мне интересно, чего это вдруг немецкая классическая философия стала чахлой? Тот же Кант - прекрасный образец рациональной философской традиции. Ну а иррациональная философия Ницше и Шопенгауэра много дала для возможности развития неклассической философии как таковой.
Кроме того, Кант и Ницше с Шопенгауэром роднит разве только немецкий язык. Безусловно, всё это - представители немецкой философии. Но к тому, что называют "немецкая классическая философия" из этой троицы принято относить только Канта.

Что касается самого "Пола и характера", то читала книгу дважды и собираюсь перечитать. Так как, например, для квир-исследований книга представляет большой интерес.

Сразу скажу, что я понимаю, почему книга на вас произвела то впечатление, которое произвела. Вполне вероятно, что если б не мой профессиональный интерес, то я бы воспринимала её именно так.


В общем, вопрос от дилитанта: что вы, как квир-исследователь, находите в книге для своих занятий?


Автор, вы ещё сами молоденький совсем, чтобы с таким пиететом громить немецкую философию.
Можно сказать, один мальчик докопался до другого.
А в целом ну не стоит так глубоко ковырять эту графоманию.
Это всего лишь графоманская книжка.