Больше рецензий

22 июля 2016 г. 19:55

493

4.5 пятый элемент

...Многие сетуют, мол, не умеют наши снимать фантастическое кино. Да бросьте, господа, умеют, и ещё как умеют. Но не хотят. Серьёзно, они не хотят снимать фильмы, они хотят срубить денег на потенциальном зрителе, пустив в качестве рекламы наиэпичнейший трейлер, чтобы человек шёл в кино с надеждой типа «вот ща, чую, этот фильм будет что надо». А уходит этот же человек (зачастую, ага) с чувством, что где-то его... обманули. Я к тому, что...
Стоп, а к чему я?
Возможно, к тому, что часто попадаются мне (не только среди российской фантастики, но мы сегодня как раз о ней) на удивление кинематографичные книги, которые скорее «смотришь», нежели читаешь. «Червоточина» - одна из таких. Вы только представьте в качестве спецэффектов частично нарисованный мир: штрихи, зарубки, полутона – как на картинах или даже картинках, как в недорогих мультиках или фантазиях сумасшедшего. Пейзажи «отфотошоплены», размножены и вставлены в «мир» нарочито небрежно: одно дерево – копия другого, никакой уникальности, никакого чувства «жизни». Местами – абсолютное белесое ничто. Или извивающаяся тьма, состоящая из огромных чёрных червей. Или вагон поезда, «кусающий себя за хвост». Это феерия безумства, настоящий карнавал сумасшествия и заодно отрада для мозга читателя, потому что представлять это всё – интереснейший процесс. Заодно посещала мысль, что окажись подобного рода сценарий воплощённым на экране, смотрелось бы это чем-то совершенно новым (или – незнакомым, по крайней мере, мне). Такие дела.

Но всё это так, мысли вслух, а теперь о книге.
Сюжет был абсолютно небанален, на что, в принципе, сразу же намекает аннотация. Чего вы ждёте от конца света? Ядерных взрывов? Нового штамма неизлечимого вируса? Зомбиапокалипсиса? Битвы между Небесами и Адом? Рагнарёка? Вариантов и впрямь много, но вряд ли вы когда-либо думали, что наш мир – всего лишь чей-то дипломный проект, искусственная разработка, лабораторный, можно сказать, эксперимент. К тому же, некий неприятель задумал запустить в модель нашего мира страшный вирус, который уничтожит его или хотя бы подпортит, и Студент завалит свой диплом...
Герои у Андрея Буторина, как всегда, самые обычные (если не вникать...), этим в какой-то степени и подкупают. Они живые, не картонные, у каждого свои характер и «суперспособности», будь то лидерские качества, способность прощать, самопожертвование во имя семьи или даже любовь к хард-року. Они именно личности, и это заметно. Даже говорящий волчара-антивирус сам себе на уме, что уж говорить о людях и не совсем людях.

Ближе к концу градус происходящих на страницах безумств начал ощутимо повышаться, возросло и количество Викторов на квадратный сантиметр текста. Невероятно увеличилось число факторов, которые так или иначе смогут повлиять на финал этой истории. Но всё же, интригу я вам тут оставлю, пусть будет. Да и почему заголовок рецензии именно такой – тоже тайна, впрочем, если вас угораздило смотреть этот фильм, то уже почти никакая не тайна.

Значит так. Если вдруг вам стало интересно, почему мир не делится на чёрное и белое, или, скажем, интересно, можно ли полюбить за душу, можно ли любить двоих одновременно, можно ли сохранить отношения с человеком, которого когда-то предал. Или, например, как смотреть в глаза человеку, которому только что наговорил ужаснейшие гадости. Ну, или если вам интересна психология антигероев и антигероинь, то можете прочесть книги Андрея Буторина. Там всё это есть. Серьёзно.
***
Ну, и совсем уж напоследок.
Хард-рок рулит. Рулит, даже если вы, например, металлист вроде меня. Я фанат пауэр, дарк, симфоник, фолк-метала. А если и рок, то готик. Но какой тру металлист ни разу не слушал «скорпионсов», «Deep Purple», «AC/DC»? То-то же. Поэтому и рулит, в общем-то.